Соревнование интеллектов

Шахматы учат думать. Одно из ключевых умений, приобретаемое во время игры в шахматы, — способность к последовательному мышлению и сравнительному мыслительному анализу. Это доказано множеством исследований, проведенных врачами и психологами.
По мнению ученых, игра позволяет поддерживать умственную деятельность в активном состоянии, развивает память и области мозга, отвечающие за принятие решений.

Когда начинать
Оптимальный возраст для начала занятий шахматами — 5–6 лет. Многолетняя практика показывает, что именно в этот период ребенок очень быстро схватывает и успешно развивается в игре. Однако существуют методики обучения шахматам и для ребят более раннего возраста. Так, в шахматной школе имени Михаила Ботвинника при Московском дворце пионеров работает группа для детей 3–4 лет. Программа разработана тренером Натальей Викторовной Селионовой. Малыши вместе с родителями изучают начальные основы шахмат. Результативность такого подхода подтверждается победами её воспитанников на соревнованиях европейского и мирового уровня для школьников до 7–8 лет.

Сложности и преодоление
С самого начала необходимо оценить уровень таланта к шахматам у каждого ребенка. Одни дети показывают 80–90% способностей по 100-балльной шкале, другие — 50%.
При работе с особо одаренными детьми надо понимать, что им всё легко и быстро дается. Но без эффекта преодоления шахматы очень быстро наскучат. Важно найти индивидуальный подход: давать дополнительную нагрузку, более сложный материал. Без этого ребенок уходит на 30–40% вниз от максимума.
В шахматы приходит большое количество детей с высокой мотивацией. Они всегда стремятся быть первыми, и если по каким-либо причинам у них это не выходит, то интерес к игре также пропадает. Очень важно вовремя подхватить ребенка, определить его индивидуальный график развития. В конечном итоге дети с большим или меньшим талантом к шахматам могут прийти к одной цели, если педагог подберет правильные методики и тренировки, раскроет сильные стороны воспитанника, обучит коронным приемам.

Советы родителям начинающих шахматистов
Многие родители хотят сразу раскрыть у детей весь потенциал и мгновенно увидеть высокие результаты. Но талант может проявиться в 15 лет или даже позже. Важно заложить фундамент и ровно вести ребенка по выбранному пути развития. Если исчерпать все внутренние резервы в 5–6 лет, то тогда в десять родители услышат в ответ: «Я не хочу. Я не буду».
Игра в шахматы помогает в любом предмете или творческом направлении. Многие юные шахматисты успешно занимаются рисованием, музыкой, спортом. Однако необходимо понимать, что невозможно заставить играть в шахматы, потому что это — мыслительный процесс. Полюбит ли ребенок игру, зависит от мастерства преподавателя. Он должен иметь педагогическое образование, знать правильные подходы к воспитанникам, чтобы не отбить интерес и не навредить детской психике.

Ученица ДЮСШ им. М. М. Ботвинника — семилетняя Ульяна Кусакина.
В июне 2016 года в возрасте 6 лет она стала бронзовым призером чемпионата Европы

Каждый ли может стать шахматистом?
При поступлении детей в шахматную школу некоторые педагоги проводят отбор по позициям, другие же смотрят на индивидуальное развитие ребенка — речь, моторику, умение отстаивать свое мнение. Также важны работоспособность и усидчивость. Обучиться игре в шахматы может каждый, но стоит учитывать, что для достижения серьезных результатов предстоит пройти длинную дистанцию.

Шахматы как образование
Шахматы — лучший тренажер для развития мышления, памяти и логики. По данным исследования, проводимого шахматной школой имени М. М. Ботвинника, игра в шахматы на 20% улучшает успеваемость в учебе. В мире существуют разные подходы к обучению шахматам. Так, азиатских шахматистов тренируют по советской методике. Кроме того, они добиваются результатов за счет большого объема практики: дети живут в интернате и занимаются по 8–10 часов в день. В российской традиции шахматы рассматриваются как образование.

 

«Мы показываем аналогичные результаты на первенствах, как и сильные игроки из других стран, но берем качеством и традициями, а не объемом, потому что наши дети еще учатся в школах. У нас всё строится на системном подходе. Есть три кита: групповая форма занятий, турнирная практика и индивидуальный подход. Эффективность такой методики доказана».

Станислав Фокин, руководитель шахматной школы им. Ботвинника

 

Для самостоятельной тренировки в шахматах каких-либо качеств и навыков написано множество отечественных учебных пособий. Так, при слабой позиционной игре можно изучить партии Анатолия Карпова, если не хватает остроты — проанализировать партии Александра Алехина, улучшить понимание стратегии помогает изучение творчества Михаила Ботвинника.
Одни из самых популярных пособий по шахматам как в России, так и за рубежом — книги Станислава Фокина и Алексея Кима. Эти учебники построены по четкой системе от простого к сложному, без перескакивания с одного уровня сложности на другой и натаскивания на результат.

Уникальный подход — высокие достижения
Индивидуальный подход и проверенные годами методики — залог ярких побед воспитанников шахматной школы имени Михаила Ботвинника. Только в 2016 году на чемпионате Москвы для детей до 8 лет было взято два золота, на чемпионате России — больше 10 медалей, на первенстве Европы среди школьников — 4 награды высшей пробы. На первенствах мира в Ханты-Мансийске и Батуми ребята завоевали золото, два серебра и бронзу.

Руководитель ДЮСШ им. М. М. Ботвинника Станислав Фокин ведет индивидуальное занятие

Шахматы в проектах Московского дворца пионеров
В 2016 году Дворец пионеров и шахматная школа имени М. М. Ботвинника, существующая со дня основания организации, отмечали восьмидесятилетний юбилей. Этот год запомнился интересными проектами и мероприятиями.
Благодаря успешной реорганизации Московского дворца пионеров у шахматной школы появилась возможность проводить занятия в разных округах столицы. Сейчас за счет дополнительных филиалов обучаться шахматам стали свыше тысячи детей.
В Международный день спорта, 6 апреля 2016 года, в шахматной школе прошел «Олимпийский урок». В рамках мероприятия президент Олимпийского комитета России Александр Жуков пообщался с детьми, рассказал, как он сам был юным шахматистом. Кроме того, он принял участие в каждой шахматной партии среди ребят.
Свой юбилей школа отмечала в Государственной Третьяковской галерее. В музее собрались почетные гости, заслуженные педагоги, юные чемпионы. На праздник приехали заместитель министра культуры РФ Александр Журавский, президент Международной шахматной федерации Кирсан Илюмжинов, исполнительный директор Российской шахматной федерации Марк Владимирович Глуховский, член комиссии ветеранов РШФ Галина Львовна Дворкович. На разных площадках проходили мастер-классы олимпийских чемпионов, блиц-турнир ведущих игроков сборной России по шахматам против учащихся школы. Кульминацией мероприятия стал концерт детских коллективов Московского дворца пионеров. Как отметил Кирсан Илюмжинов, за прошедшие восемь десятилетий школа им. Ботвинника воспитала более 50 международных гроссмейстеров. Юрий Авербах, Александра Костенюк, Артур Юсупов, Марк Дворецкий, Александр Никитин, Евгений Васюков — имена этих выдающихся воспитанников школы вписаны в мировую историю шахмат.

текст: Л. Серебрянник фото: Е. Гавриленко, пресс-служба Московского дворца пионеров

 

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: