Я шагаю по метро: «подземные» цифры и факты

А знаете ли вы, что:

Цифры
• В московском метро 13 линий. Их общая протяженность составляет почти 350 километров!
• Входы и выходы метрополитена «охраняют» 2362 турникета.

• В столичной подземке работают почти 600 эскалаторов.

• 44 из 206 станций метро Москвы признаны объектами культурного наследия.

• Самый длинный перегон в столичном метро между станциями «Крылатское» и «Строгино» — 6627 метров, самый короткий между «Международной» и «Деловым центром» — 497 метров.
• «Новокосино» — ближайшая станция в Москве до «метрополитена-соседа» в Нижнем Новгороде. Расстояние до нижегородского «Парка культуры» — 378  километров!

История
• Первый поезд в истории Московского метрополитена отправился от станции «Сокольники» 15 мая 1935 года.
• В октябре 1941 года власти планировали уничтожить метрополитен, затопив его водой, из-за подступа вражеской армии к столице, но позже приказ был отменен.
• Станция «Таганская» Кольцевой линии знаменита своим соседством с подземным бункером «Объект ГО-42». Он был построен в 1956 году на случай ядерного удара как запасной командный пункт дальней авиации. Из бункера есть тайный проход на станцию. Объект был рассекречен после 1995 года и превращен в музей.

• В 1940 году на станции «Динамо» по ночам работала физическая лаборатория, возглавляемая учеными Г. Н. Флеровым и К. А. Петржаком. Отсутствие космического излучения на глубине 40 метров позволило исследователям открыть спонтанное деление ядер урана.
• «Охотный ряд» — лидер среди московских станций метро по количеству переименований. С 1935 по 1955 год она называлась «Охотный ряд», затем поменяла название на «Имени Кагановича», с 1957 по 1961 год станции опять вернули историческое имя, сменив его в 1961 году на «Проспект Маркса». И лишь в 1990 году всем знакомая станция на Сокольнической линии опять стала называться «Охотный ряд».

Факты
• Самая известная примета Московского метрополитена — на «Площади Революции» тереть нос бронзовой собаке на удачу. Считается, что этот «ритуал» придумал студент-двоечник МГУ им. М. В. Ломоносова, который потер нос пса перед экзаменом и получил высший балл. После этого к скульптуре «Пограничник с собакой» потянулись и другие студенты, а потом уже все пассажиры метро.

• «Китай-город» — первая станция в столичной подземке, где была организована кросс-платформенная пересадка. Чтобы пассажиры не путали станции, колонны на них сделали разной формы — «кристаллической» и «гармошкой».

• У московского метро есть свой необычный запах. В подземке пахнет креозотом — веществом, которым обрабатывают деревянные шпалы для предотвращения гниения.
• «Воробьёвы горы» — первая станция метро в мире, построенная на мосту над рекой и единственная такая станция в нашей столице. Её южный вестибюль расположился на высоком правом берегу Москвы-реки, а северный — на низком левом. Станция была закрыта на 19 лет до 2002 года, пока велась реконструкция моста. Сегодня это самая длинная станция метрополитена в городе — 284 м и одна из самых красивых и интересных: помимо прекрасного вида на Москву-реку, здесь проходят различные выставки и биеннале.

• Самый современный состав столичного метрополитена — поезд нового поколения «Москва». Он начал курсировать на Таганско-Краснопресненской линии 14 апреля 2017 года. «Москва» может перевозить на 15% пассажиров больше — до двух тысяч человек. Сквозной проход через все вагоны и широкие дверные проемы делают поезд более комфортным. Состав оборудован световыми и звуковыми индикаторами у дверей, интерактивными табло и USB-разъемами для зарядки гаджетов. Кроме того, в вагонах нового поезда на 30% увеличено количество поручней и предусмотрены места для инвалидных колясок. Планируется, что к концу года по линии будут курсировать более 30 составов нового поколения.

текст: Л. Серебрянник фото: А. Гердо («Вечерняя Москва»), Н. Поляков, Н. Арефьева

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: