Собачье. Сердце

Английский писатель Гилберт Честертон в эссе «Человек и его собака» писал, что ощущает себя человеком сильнее с тех пор, как у него появилась собака. А если вспомнить Редьярда Киплинга, то кто первым пришел в пещеру к человеку в сказке «Кошка, которая гуляла сама по себе»? Это была собака.

Люди и собаки всегда искали и находили эмоциональный контакт. Одним из результатов этих поисков и находок стала канистерапия (от лат. Canis — собака плюс греч. Θεραπεία — лечение) — метод лечения и реабилитации людей с использованием специально отобранных и обученных собак. В 1960 году американский специалист в области детской психиатрии Борис Левинсон заметил, что его собака, присутствующая на сеансах, вызывает у пациентов-детей положительные эмоции. С тех пор метод лечения, включающий в себя общение с животными (анимал-терапия), в частности с собаками, получил широкое распространение на Западе, а позже пришел и в Россию. В анимал-терапии применяются и другие животные, например дельфины и лошади, но собаки требуют гораздо меньших затрат на разведение, содержание, и, кроме того, они знакомы и привычны всем с детства.

Когда другие методы не работают
Канистерапия − это метод, позволяющий при помощи собак благоприятно воздействовать на эмоциональное и физическое состояние человека. Как психотерапевтическая методика он используется при лечении детского церебрального паралича (ДЦП), мышечной дистрофии, аутизма, неврозов, гиперактивности; для коррекции, реабилитации и социальной адаптации детей с особенностями развития, инвалидностью и трудностями в обучении. Взаимодействие с собакой помогает снять стресс, тревогу, избавиться от страхов, повысить самооценку и стать увереннее в себе, снизить агрессию, возбудимость и нервное напряжение.

Детей с аутизмом или проблемами в коммуникации собаки успешно выводят из внутреннего замкнутого пространства, помогают развить речь, стать эмоциональнее и общительнее — попробуй не откликнись на настойчивый призыв собаки пообщаться.

Ребенок с ДЦП или иными нарушениями опорно-двигательного аппарата может выполнять несложные упражнения, например, расстегнуть и застегнуть ошейник, дать собаке команду жестом или просто ходить с ней по кругу. При таком взаимодействии, когда собака полностью зависит от ребенка, не торопит его, не критикует, не ставит оценок и терпеливо следует за ним в его темпе, исключается появление стресса от неуспехов или боязни не выполнить требования педагогов, родителей, врачей. В результате от раза к разу ребенок двигается всё увереннее, у него появляется мотивация, растет уверенность в себе, улучшается моторика, мышечный тонус.

Детям с нарушениями интеллектуального развития канистерапия помогает преодолеть ощущение неполноценности, стабилизировать эмоциональное состояние, научиться проявлять активность и интерес, развить речь, внимание и память.

Метод канистерапии помогает справиться с трудностями подросткам в их непростом возрасте, наполненном неуверенностью в себе, недовольством собой, потерянностью и недоверием к миру. Взаимодействуя с собакой, не нужно следовать социальным нормам и стереотипам, можно расслабиться, можно расплакаться и не держать марку. Собака никогда не врет. Во многом поэтому канистерапия так эффективна. Собака всегда искренна, она никогда не делает вид. Правдивые эмоции, выражения переживаний действиями, звуками, мимикой, реакции на коммуникативные инициативы человека — в этом и заключаются ее терапевтические качества. Собака помогает психологу или другому специалисту включить ребенка в работу, мотивировать на выполнение заданий, найти друзей. Эти навыки потом переносятся в обычную жизнь — дети становятся успешнее в школе и лучше общаются. Канистерапия действительно работает удивительным образом тогда, когда другие методы не подходят.

Занятия с собакой-врачевателем
Занятия по канистерапии проводит кинолог-канистерапевт вместе с психологом, дефектологом, логопедом или другим специалистом. Собака подбирается, исходя из потребности ребенка. Например, для подростка, имеющего проблемы с самооценкой и трудности в школе, лучше подобрать крупную собаку, с которой в роли командира он будет чувствовать себя сильнее. Если у ребенка нарушения опорно-двигательного аппарата, то ему будет лучше со спокойной собакой, которая может долго лежать и на которой можно расслабиться.

Канистерапевты утверждают, что риск нападения собаки на ребенка во время занятий полностью исключен, ведь для такой работы собак тщательно подбирают — животное проходит серьезное тестирование на «профпригодность» и специальную программу подготовки, которая длится шесть-девять месяцев. На тестировании дается мощная стрессовая нагрузка, в десять раз превышающая возможную непосредственно во время занятия, после чего специалисты смотрят на реакцию собаки. Изучается также характер животного — насколько у собаки выражены охотничьи повадки, насколько она дружелюбна и спокойна при встрече с посторонними людьми, уравновешенна, как реагирует на резкие движения или громкие звуки. Программа подготовки обязательно заканчивается экзаменом.

А если ребенок боится собак
Специалисты говорят, что в таком случае коррекционный процесс обычно идет очень удачно. Чаще всего к третьему-четвертому занятию ребенок уже хочет стать кинологом.

текст: К. Кузьмина фото: Н. Арефьева

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: