Второе школьное вслед за первым высшим, или о бедной «домашке» замолвите слово

В разные исторические эпохи кто только не показывал смешно с экрана ежевечерний кошмар семейного подряда на выполнение домашнего задания — от кавээнщиков до артистов «Кривого зеркала»! И это не проблема сегодняшнего дня. Еще в 1978 году Алла Борисовна Пугачева озвучила в «Песне первоклассника» переживания по этому поводу поэта Игоря Шаферана: «Нам учитель задает с иксами задачи, кандидат наук — и тот над задачей плачет…»

В наши дни по социальным и прочим сетям бежит и пользуется спросом выступление популярного стендап-комика. Смешное. Грубоватое. Неглупое. Злое… Ну все законы жанра соблюдены. Оно несется по фейсбучным лентам, по родительским чатам…

Есть и другое видео — лидер просмотров. На нем мама делает домашнее задание с ребенком. Задание про огурцы и грибы. Ребенок бьется в истерике, не понимая, чего от него хотят в условии задачи, а язвительная — ну сама Ее Величество Педагогика! — мама на протяжении всего снимаемого на телефон ролика жизнерадостно «троллит» своего ребенка и, выжав слезу, спрашивает: «Ну и кто из нас дебил?» Это видео, как и многие другие, щедро представленные в интернете, с одной стороны, подчеркивает степень нездоровости общества (в котором мама снимает подобное, а миллионы зрителей репостят, комментируют и даже создают «реплики»!), а с другой — тревожно бьет в набат: надо что-то делать! Ситуация вокруг «домашки» и впрямь революционная: низы не хотят, верхи не могут.

Но все смеются. Пока! Привычка: не можешь изменить ситуацию — измени отношение к ней. Посмеялись, руки за спиной сложили и пошли отбывать… Вместе с ребенком. Или вместо.

Если не злоупотреблять вниманием читателя, то ситуация такова. Полагаю, многие коллеги согласятся, что основная масса детей, приходящих в школу, с каждым годом все больше непохожа на детей 20-летней давности. Они рассеяннее, они подвижнее, беспокойнее, они инфантильнее, они вообще — иные. И ожидать схватывания на лету — наивно!

 

Ситуация вокруг «домашки» и впрямь революционная: низы не хотят, верхи не могут

Дисциплинарная ситуация, при которой 40 человек (лет десяти от роду) сидят и смотрят в рот учителю, пишут максимально аккуратно, реагируют по щелчку на каждый поворот сценария урока и интенсивно растут над собой, неумолимо превращаясь на глазах в гармонически развитых личностей, в прошлом отечественного кинематографа… и в памяти отдельных выживших. Но на уровне мифа: давно это было.

Способов управления у учителя в руках немного: его этому никто, никогда и нигде не учил. Поэтому у большинства коллег только на решение дисциплинарных проблем на уроке уходит немало времени… Сам видел: ребенок сидит и внимательно слушает. Или отвечает с интересом на вопрос. И при этом долбит по парте линейкой. Абсолютно автоматически.

А объем необходимого к размещению в голове не сократился ни на йоту. Более того — мы теперь столько всего на уроке развиваем! Или, по крайней мере, стараемся…

Конечно, красиво читать и слушать (в том числе и меня) про то, как здорово и технологично налаживается взаимодействие с классом, можно долго и с удовольствием. В модели — да. На местности — сильно не у всех выходит.

 

Домашнее задание — инстинктивная попытка продлить урок после звонка

Естественно, что вилка между профессиональными навыками, необходимыми учителю, возможностями среднестатистического ребенка и тем, чему он в итоге научается на уроке, — огромна.

Война — продолжение политики другими средствами. Домашнее задание — инстинктивная попытка продлить урок после звонка. Но можно это сделать во благо, а можно — во вред. Если учитель, не успевая пройти необходимый материал на уроке, задает «допройти» его самостоятельно дома, то это — не всегда, но чаще всего! — показатель его непрофессионализма: все же надо уметь грамотно планировать урок.

Сегодняшний родитель — это не наши с вами мамы и папы, которых ну примерно тому же учили за 20 или даже 30 лет до нас. И теми же способами. И они как-то могли содействовать своим чадам…

Сегодня все иначе. Родитель просто не в курсе, как помочь ребенку, который на уроке не понял — но и не сильно волнуется: папа с мамой выручат. А папа с мамой чаще всего замотанные, уставшие и идут по пути наименьшего сопротивления: что там у тебя, чадо? Давай сделаю. Чик — и все свободны. Учитель сделал вид, что задал. Ученик — что сделал. Родитель — что помог. Все как бы в ситуации успеха. Но самое страшное, что к этой ситуации квазиуспеха привыкают все. И самый главный заложник тут — ребенок. Потому что он не учится ничему, кроме как пониманию того, что проблемы — учителя и его — решат папа и мама.

Это в случае, если ребенок принес задание, доступное для восприятия родителей. А если нет? А если эта задача — творческая?

Кругосветку по соцсетям совершило задание про кузнечика, глазами которого ребенок должен увидеть мир, а затем отобразить увиденное на листе бумаги. В соревновании по остроумию комментариев сложно было выбрать победителя среди родителей.

По ТВ в одном из репортажей на эту же больную тему папа с сыном глумятся над заданием в рабочей тетради: «Соедини точки так, чтобы получились звери».

— Сын, ты зверя видишь?

— Не-а.

— И я нет… А они есть…

Дружный хохот.

Просто никто не объяснил родителю (а судя по сюжету, и ребенку), что́, по плану, должно развивать это задание и как его следует выполнять.

Выход?

Не делать! Бог с ними, с чадами! Пусть сами. Но ярмарку тщеславия никто не отменял. Вон соседи аж доктора наук наняли со своим математику решать. А мы что, хуже? Сами справимся. Давай свою математику. Что там? Ой-ё-о-о… Лучше давай «окружайку»… О-о-ох! И вслед за высшим семья начинает получать второе школьное образование.

Семей, где «главные враги» носят фамилии Плешаков, Моро и другие, не менее знакомые, все больше.

Как-то при встрече одна гиперответственная мама мне говорит: «Вы моему за «домашку» снижайте!» «Да не буду, — говорю. — Я ж не за этим задаю эти несчастные три строчки. Это же не наказание!» «Нет, — говорит, — вы снижайте. Чтобы жизнь медом не казалась!» Так и кто в этом мире сошел с ума?

 

Вслед за высшим семья начинает получать второе школьное образование

Отменить? Просто домашние задания упразднить, как эксплуататорский класс. Декретом.

Ряд законодателей в регионах этой инициативой уже заработали голоса избирателей!

Я первый против. Как бы крут и интересен ни был урок, час в неделю (географии ли, биологии) — это кружок! Любой навык нужно закреплять. И «домашка» должна быть кратка, точечна, выполнима, и край работы должен быть виден.

Но даже если это по чуть-чуть по каждому предмету, то их пять или шесть.

И ребенок идет к родителям, потому что за неделю в безумном современном информационном поле он напрочь забыл, как определять эти (будь они неладны!) географические координаты. Ибо «домашку» с примерами нужно было делать в два приема: в тот же день (чтобы закрепить) и перед следующим уроком (чтобы освежить и актуализовать).

Если учитель умеет работать без домашних заданий и при этом его ученики демонстрируют высокие результаты — это показатель настоящего профессионализма.

Никто учителя не учил учить детей выполнять домашнее задание!

Никто не учил его предлагать ребенку способы оптимизации этого процесса!

Его даже задавать не учили. Учитель это по привычке делает. Инстинктивно. И порой не знает зачем. И не задавать не может: страшно. А продумывать его — некогда. Да и не знает как. Не учили.

Поэтому домашние задания в том виде, в котором они существуют в наши дни, чаще раздражают. И даже угнетают. И уж точно не мотивируют. И тому есть несколько причин.

Две уже названы. Первая — учитель просто не успел на уроке. Вторая — на дом даются задания, которые выполняются не ребенком: либо списываются, либо сваливаются на родителей. Это же касается и так называемых детских проектов. Как-то, уже лет десять назад, одна барышня в седьмом классе готовила настольную игру по Антарктиде. В качестве игрового поля у нее была модель материка. Из пенопласта. Размером так метра полтора на полтора. Игру-то она сама придумала… А вот лобзик по пенопласту мне ее папа потом долго припоминал. Зато, говорил, теперь каждую морщинку у нее, у Антарктиды вашей, знаю! С точки зрения всеобуча, конечно, интересно. Но!..

Еще одна (третья) причина заключается в том, что подчас педагоги в одной образовательной организации не согласовывают между собой объем домашних заданий, и ребенок оказывается перегружен. Выход есть. В одной школе мы, учителя, просто договаривались обо всем — от содержания до форм: сегодня мы задаем по истории, географии, математике так, чтобы «домашка» по разным предметам связывалась сквозной темой. И выполнялась осознанно. В другой — просто применялось так называемое сквозное планирование: схожие темы по разным дисциплинам проходились параллельно. К примеру, на литературе — «Капитанская дочка», на истории — понятно, пугачевщина, на географии — население Поволжья, далее — со всеми остановками.

Ну и главное. Нужны такие домашние задания, которые помогают ребенку научиться учиться самостоятельно. Это одно из важнейших умений будущего. И задания эти должны быть персонифицированными, чтобы поддерживать интерес ребенка к учебе.

Но это же крайне трудозатратно, скажет учитель. И поправит очки. И тоже будет прав.

Потом, это же такая красивая и «неубиваемая» линия защиты для учителя. Почему плохо учатся? А что вы хотите — «домашку» не делают. А чтобы было чего не делать, «домашка» должна быть!

 

Нужны такие домашние задания, которые помогают ребенку научиться учиться самостоятельно. это одно из важнейших умений будущего.

Выход в каждом случае индивидуален. И состоит в умении, желании и способности учителя учить. В том числе учить ученика, как и зачем делать домашнее задание самому. И родителя — тому, чтобы не развращал дитя помощью, описанной выше.

Но кто же этому учил учителя? И родителя!

А то, что самого учителя этому не учили, — тема отдельного разговора. Коллегам уже, наверное, понятно, что я опять смотрю недобро на существующую систему педобразования. Это настоящая катастрофа. Потому что учитель — как тот гусмановский кавээнщик: куда ни плюнь — его никто этому не учил. Зато Давыдов — Эльконин… И много теории. А как сделать из «домашки» не вечерний семейный проект, сопоставимый с прокладкой Байкало-Амурской магистрали, а эффективный инструмент обучения — нет, не учили.

Поэтому, вероятно, на уровне педагогических вузов в курсе методики было бы неплохо как минимум уделить больше внимания приемам работы с домашним заданием — не просто «какое-то время», а серьезный блок.

На уровне школ придется договариваться как учителям, так и самим организациям с родительской общественностью и закреплять эту договоренность, к примеру, в локальных актах. Так, кстати, уже сделано в ряде школ.

А учителям — как ни грустно, коллеги — всерьез работать над собой. Это не значит, что домашнее задание нужно прописывать на год вперед в рабочей программе. Подобное требование — встречающееся, увы, — глупость, если не преступление.

 

Редкая, но качественная «домашка» работает эффективнее

Это не значит, что от «домашки» надо отказываться, — о том и текст! Но относиться к ней по-толстовски (если можно не писать, то лучше не писать) — стоит! Уверяю, редкая, но качественная «домашка» работает эффективнее.

Это значит, что домашнее задание должно быть понятным. И в первую очередь — зачем оно!

Грустно, что именно «домашка», вместо того чтобы выполнять свою функцию образовательного инструмента, вдруг стала симптомом неспособности школы, родителей и ребенка договориться между собой.

А стендап… Ну стендап. С позиции уставшего родителя.

Смешно и зло.

И обиженно — а что он может предложить?

текст:  И. Колечкин

фото:  Г. Матвеев

иллюстрации: Н. Богаевский

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (4 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Поделиться

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: