Московское метро: история и современность

«Самое красивое в мире», «самое удобное в мире» — так говорили о московском метро с момента его открытия. Москвичи с детства привыкли к этому грандиозному подземному городу. Спеша по делам, они не всегда успевают оценить достоинства родного метрополитена, в станциях и вестибюлях которого запечатлелась история архитектуры и искусства ХХ века.

Метро в Москве планировали строить еще до революции, но лишь в 1931 году началось строительство первого и крупнейшего метрополитена в России. В то время о метростроевцах писали стихи и слагали песни. Грандиозную стройку курировал первый секретарь Московского горкома партии Л. М. Каганович. Его именем первоначально и было названо метро. С 1955 года оно стало именоваться «Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В. И. Ленина».
Заводы по всему Советскому Союзу обеспечивали продукцией строительство первой очереди метро. Станции отделывались гранитом и мрамором из карьеров Урала, Крыма, Кавказа и Карелии. Над оформлением залов и наземных вестибюлей станций работали известные скульпторы и художники. Самоотверженный труд тысяч рабочих, инженеров и художников увенчался 15 мая 1935 года открытием первой линии метро, которая шла от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры», и насчитывала всего 10 станций. Сейчас она известна как «Сокольническая линия».

Строительство метро не прекращалось даже в годы войны. В 1941 году московское метро использовалось как бомбоубежище. В разгар Битвы за Москву 6 ноября 1941 года в зале станции «Маяковская» состоялось заседание Московского Совета депутатов, на котором выступал И. В. Сталин.
В сталинский период руководство не жалело средств на украшение столичного метро, олицетворявшего достижения социалистического строительства. Станции сооружались как подземные дворцы и украшались скульптурой, мозаиками, причудливыми светильниками.

Многие из них стали яркими памятниками архитектуры. В оформлении станций того времени искусство соцреализма соединилось с тайной подземелья. В рельефах, мозаиках и фресках подземных залов, наземных вестибюлей оживали герои революции и войны, идеализированные сцены мирного созидания и социалистического строительства.

Некоторые первые станции, такие как «Лубянка», были построены в традициях лаконичного конструктивизма. В оформлении станции «Площадь Революции» для выражения революционно-пролетарской тематики уже использовался синтез архитектуры и скульптуры. Реалистичные работы скульптора М. Г. Манизера передавали революционную энергию масс.
На оформление станции «Маяковская» оказал влияние популярный в 1930-е годы стиль ар-деко, для которого характерен синтез модернизма и неоклассицизма. В 1939 году проект станции получил Гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке. Свод «Маяковской» украшен мозаиками, выполненными по эскизам художника А. А. Дейнеки. Из подземного зала станции словно открываются окна с видом на небо с самолетами, гроздьями плодов, счастливыми матерями и детьми. Влияние стиля ар-деко заметно и в оформлении зала станции «Кропоткинская» с его лотосовидными колоннами.

Станция первоначально называлась «Дворец Советов» и задумывалась как подземный вестибюль грандиозного Дворца. Колонны зала, вызывающие ассоциации с древнеегипетскими храмами, перекликаются с египетским залом расположенного рядом Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. «Кропоткинская» выделяется также наземным вестибюлем в форме изящной арки.

В оформлении многих станций, построенных вскоре после окончания войны, звучит тема героизма и победы советского народа. Именно тогда, в конце сталинской эпохи, строилась Кольцевая линия. Вестибюли и залы станций «Октябрьская» и «Парк культуры» Кольцевой линии, «Смоленская» Арбатско-Покровской линии напоминают памятники античной архитектуры. Зал станции «Октябрьская» выполнен как торжественный мемориал павшим в Великой Отечественной войне. В торце зала находится арка, пространство за которой, отгороженное решеткой, подсвечено голубоватым светом и кажется окном в новый мир.

Входы в вестибюли станций «Октябрьская» и «Смоленская» похожи на древнеримские триумфальные арки. Архитектура самого вестибюля «Октябрьской» напоминает римские термы. Картины мирной жизни послевоенной Украины изображают мозаичные панно и фрески станций «Киевская» на Арбатско-Покровской и Кольцевой линиях. Среди станций метро той эпохи выделяется и «Новослободская» с её изящным залом, украшенным подсвечиваемыми витражами.

Со второй половины 1950-х годов упор в развитии метрополитена стал делаться на увеличение темпов строительства за счет удешевления оформления станций. Появились типовые залы станций, которые можно различить лишь по цвету кафельной плитки. Москвичи прозвали их «сороконожками» — по числу колонн в зале. Но и в тот период появлялись необычные станции. Так, станция «Воробьёвы горы» стала первой в России станцией метро, расположенной на мосту над рекой.

Начиная с 1970-х годов запрос на эстетическую сторону убранства станций возвращается. При оформлении станций снова начинают находить применение естественный камень, металлический декор. Московское метро продолжало развиваться в 80-е и 90-е годы. В начале XXI века оно добралось до самых окраин города. В 2002 году была построена первая станция за пределами МКАД — «Бульвар Дмитрия Донского».
В наше время Московский метрополитен является основным видом общественного транспорта в столице. Среднесуточный пассажиропоток составляет более 7 миллионов человек. Ежегодно вводятся в строй новые станции и целые линии. В 2003 году в столице открылась самая глубокая станция — «Парк Победы»: её глубина составляет 74 метра, а длина эскалатора — 126,8 метров! Еще одной необычной станцией стала открытая в 2015 году станция «Котельники», выходы из которой ведут сразу в три города: Москву, Люберцы и Котельники. Московское метро сегодня — это современное информационное пространство.

Сотовая связь и Wi-Fi покрывают большинство станций. На «Воробьёвых горах» проводятся интересные тематические выставки, а на «Выставочной», помимо постоянно обновляющейся фотоэкспозиции, находится уникальный интерактивный Центр профориентации метрополитена. Здесь любой желающий может прокатиться на симуляторе-тренажере метропоезда. В метро проводятся экскурсии, в том числе интерактивная экскурсия для детей «7 красок московского метро», которая поможет ребятам понять, какую роль метрополитен играет в жизни москвичей. В залах станций проходят выступления известных музыкантов. Уже в скором времени по станциям метрополитена во время праздников будет курсировать робот Метроша и поздравлять пассажиров. О выставках и иных мероприятиях Московского метрополитена можно узнать на странице официального сайта (http://www.mosmetro.ru/).

В последние годы москвичей порадовало появление в метро именных поездов. Поездка на таком поезде превращается в настоящее путешествие в мир поэзии, кино, истории. Внутреннее оформление вагонов «Поезда Победы» на Серпуховско-Тимирязевской линии включает документы, фотохронику и плакаты военных лет. Войдя в «Полосатый экспресс» на Люблинско-Дмитровской линии, оказываешься в окружении картин дикой природы Дальнего Востока, включая амурских тигров. В салонах поезда «Поэзия в метро», который курсирует на Филевской линии, можно прочесть стихи поэтов разных стран. Оформление вагонов в поездах «Герои на все времена» и «Легенды кино» на Кольцевой линии посвящено советским фильмам XX века. А вагоны состава «Акварель» на Арбатско-Покровской линии превратились в галерею репродукций картин великих художников. Появляются всё новые именные поезда. Московское метро живет, развивается и обновляется вместе с городом и его жителями.

текст: Е. Мирзоев фото: А. Гердо, «Вечерняя Москва»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: