Открытый занавес

В Москве наступила осень. Театры обновляют декорации, актеры готовятся выйти на подмостки, а юных зрителей ждет сюрприз: в столичном мегаполисе запускается новая программа — «Театр в школе». Она реализуется департаментом культуры совместно с департаментом образования города Москвы.

«С сентября — октября стартуют театральные сезоны, которые плавно войдут в Год театра. Департамент культуры и департамент образования сформируют перечень спектаклей, которые наиболее соответствуют школьной программе и максимально приближены к учебному процессу», — отметил Александр Кибовский, Министр Правительства Москвы, глава столичного департамента культуры. Администрации школ смогут сами решать, какие спектакли из рекомендованного перечня стоит посетить их ученикам. В проекте задействованы 81 театр и 21 концертная организация — вполне достаточно, чтобы за учебный год каждый из полутора миллионов московских школьников побывал на представлениях.
Еще одна приятная новость для школьников Москвы — «Театральные субботы». Они будут проводиться в рамках городского проекта «Субботы московского школьника», который в сентябре отметил пятилетие. Ребята смогут познакомиться с закулисной жизнью театра, пообщаться с актерами и принять участие в различных мастер-классах.
А благодаря проекту «Театр в школе» спектакли и постановки теперь будут проходить прямо в учебных заведениях города: «…у нас во многих школах есть достойные актовые залы, позволяющие проводить театральные показы на месте. Есть молодые артисты, которые охотно готовы выезжать и на месте работать с ребятами», — рассказал Александр Кибовский.
Ну а журнал «Школа. Москва» продолжает знакомить вас с лучшими спектаклями для подрастающего поколения в рубрике «Культпоход»!

 

КУКЛЫ ВСЕХ СТРАН — ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ!
Театр: Театр кукол имени С. В. Образцова
Где: Садовая-Самотечная ул., д. 3
Спектакль: «Большое путешествие: драконы, демоны, герои»
Возрастная категория: 6+
puppet.ru

Хотите побывать в различных уголках нашего необъятного мира всего за пару часов? А познакомиться с культурой западных и восточных стран? Узнать, как жили люди в разные эпохи — от сотворения мира и до сегодняшнего дня? Совместить всё это на одной сцене кажется невозможным, но спектакль «Большое путешествие: драконы, демоны, герои» вас приятно удивит. На протяжении всего действия вас будут сопровождать куклы-путеводители, и каждая расскажет свою историю.

 

 

Тростевая кукла — в театре кукол одна из разновидностей верховой куклы. Название получила от тростей (деревянных, металлических, костяных), при помощи которых поддерживаются и приводятся в движение ее туловище, голова и конечности.

Мир этого спектакля — особенный, у него своя поэтика, интрига, фабула. Много-много лет назад шаманы взывали к духам, чтобы получить их силу и мудрость. Они полагали, что весь мир создали боги, имеющие ужасающую внешность и прячущие ее под не менее страшными масками. Именно маски — кожаные, деревянные, меховые — продемонстрируют юному зрителю обряд языческих жрецов. С помощью бубнов и ритуальных танцев они погрузят вас в завораживающий мир древних людей. Пожалуй, шаманы — первые актеры-кукольники, придумавшие использовать маски для того, чтобы привлечь внимание богов.
Дальнейшие события продолжат удивлять: вместе с куклами вы начнете путешествие по разным странам мира, и первой точкой «приземления» будет Поднебесная. Разве может кто-то устоять перед нежной и хрупкой китайской принцессой? Ей покоряются львы: смиренно склоняют головы перед красотой танца юной красавицы. Кукла принцессы — тростевая, поэтому каждое движение ее рук выглядит как взмах волшебной палочки, окутывающий зрителей магией женственности. Порхающая, словно бабочка, принцесса не замечает опасности — грозного дракона — и попадает к нему в лапы. Сможет ли она растопить сердце этого свирепого создания?

 

 

Следующее место прибытия — загадочная Индия, где каждая красавица, облаченная в длинное сари, имеет свой секрет. Таковы и куклы-перевертыши: никогда не знаешь, что на самом деле скрывается под образом прекрасной девушки или факира. В этом действии всё не так просто, и хочется сказать: не верь глазам своим. В общем, будьте внимательней и зорко наблюдайте за танцами марионеток.

Тантамареска — кукла в японском театре, у которой голова человека и кукольное тело.

 

 

Дальше мы попадаем на заводной праздник — еврейскую свадьбу. Придать еще больше юмора действию помогли тантамарески. В  этой сцене вы увидите, как это — совмещать в себе целых два начала: не так уж просто бодро оттанцовывать кукольной частью тела и при этом передавать лицом все эмоции. Но у актеров Театра кукол это получилось живо и реалистично.

Бунраку — куклы для представлений театра Бунраку. Каждую куклу, как правило, ведут три оператора. Наиболее опытный из них управляет движениями головы (глаза, веки, брови, рот) и правой рукой куклы.

 

 

А что творят на сцене японские куклы бунраку! Пожалуй, они — самые эмоциональные персонажи спектакля: все чувства переданы на их лицах. Каждой куклой управляют сразу три актера, и здесь важно единство. Бунраку умеют шевелить бровями, открывать рты, смотреть в разные стороны — словом, выражать радость или недовольство вполне человеческими способами.
Помимо этих стран вы познакомитесь с культурой Древней Греции, попадете на рыцарский турнир и понаблюдаете за сражением сицилийских марионеток за руку и сердце Прекрасной Дамы, воочию увидите знаменитый бразильский карнавал вместе с планшетными куклами. Также в «Большом путешествии» нашел отражение и знаменитый сюжет великого немецкого писателя Иоганна Гёте. Мефистофель, Маргарита, Фауст, ангелы, демоны — все оказались в одном доме. Сюжет получился дерзкий, немного злобный (ох уж этот потирающий лапы довольный Мефисто), но всё же с посылом, что добро победит и продавать душу ради минутных удовольствий не стоит.

 

 

Планшетная кукла — это театральная кукла, которая «умеет ходить» по полу, по паркету, по настилу сцены, который называется «планшет».

Чем может закончиться такая кукольная кругосветная экспедиция? Конечно же, возвращением на родину! Шумная ярмарка в масленичную неделю собрала предприимчивых торговцев, цыган, фокусников и многих других. Даже животным здесь нашлось место — на сцене болтливый попугай, мишка-борец и высоченная коза. Все на площадь — смотреть представление весельчака Петрушки!
Екатерина Образцова, режиссер-постановщик спектакля, рассказала о том, как вообще возникла такая идея — объединить все ведущие мировые театры кукол на одной сцене: «У нас есть музей кукол, и когда-то мы придумали их “дефиле”. Мы интересовались разными системами создания кукол, и захотелось устроить настоящий праздник именно их мира. У каждой страны есть свои сюжеты: они традиционны, они знакомы каждому, но мы добавили в них что-то свое, и возник такой спектакль».
Большое путешествие: драконы, демоны, герои» понравится как юным зрителям, так и взрослым: сюжеты спектакля увлекательны, красочны и разнообразны. Особенно журнал «Школа. Москва» рекомендует его тем, кто ни разу не был в кукольном театре и хочет познакомиться с этой поистине огромной вселенной.

Кстати! Режиссером-балетмейстером спектакля выступил заслуженный мастер спорта России Илья Авербух.

Также вы можете посмотреть: «Дон Кихот», «Ленинградка».

 

ГАМЛЕТ: ВЗРОСЛЕЮЩИЙ МАЛЬЧИШКА
Театр: Московский драматический театр имени М. Н. Ермоловой
Где: Тверская ул., д. 5/6
Спектакль: «Гамлет»
Возрастная категория: 12+
www.ermolova.ru

 

Произведение Уильяма Шекспира «Гамлет» не проходят в школьной программе столь же подробно, как русскую классическую литературу. Однако каждый с юных лет знаком с крылатыми фразами: «Бедный Йорик!», «Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам» и, конечно же, «Быть или не быть — вот в чем вопрос». Но даже если вы мегаинтеллектуал и знаете наизусть весь текст великой шекспировской трагедии, постановка «Гамлет» Московского драматического театра имени М. Н. Ермоловой вас удивит.

 

 

«Наш “Гамлет” подходит для тех, кто любит классический театр, но хочет увидеть его современным, — рассказала Наталья Исаева, руководитель литературной части театра. — Во многом это за счет перевода, за счет молодых актеров, которые близки по возрасту зрителю».

 

 

Перевод трагедии действительно необычный: он сделан Андреем Черновым, который несколько отошел от классических традиций. Его текст ориентирован на современного читателя. Именно это стало одной из «фишек» спектакля. Новое прочтение Шекспира — понятное и простое, но не лишенное лирической поэтики. Тем не менее «Гамлет» театра им. Ермоловой — постановка классическая, костюмы и декорации остаются традиционными, и вкупе с современным переводом получается очень интересное и необычное сочетание.

 

 

Художественный руководитель театра народный артист России Олег Меньшиков увидел в молодом актере Александре Петрове личность именно того Гамлета, которого он хотел воплотить в своем театре. Этот новый Гамлет — герой молодой. В ходе спектакля он проходит путь взросления: от наивного юноши до мужчины, который несет ответственность за свои поступки. Гамлет на этот раз — не рефлексирующий страдалец, а критично мыслящий реалист, который пытается бороться с обстоятельствами. Но помимо этого он еще и философ, постоянно задающий себе вопросы об устройстве мира, о человеческом обществе и людских поступках. Принц датский любит и страдает, и в то же время этот герой способен мыслить и действовать. Тоска по отцу в корне изменила его: пробудился дремавший характер, и Гамлет начал бороться против существующего уклада жизни с силой, сопоставимой с извержением вулкана. Чего стоит только его монолог о сложившихся обстоятельствах:
«Отец убит. Живет в постыдстве мать.
А я всё продолжаю рассуждать».
Юношеский максимализм плюс эмоциональность и порывистость образуют новую природу этого, казалось бы, давно знакомого персонажа. Гамлет Александра Петрова — парень непредсказуемый. Молодой актер обладает невероятной энергией, которую он сумел передать и зрителям. Вот он нервно ходит из стороны в сторону, взволнованно хватается за голову, взъерошивая непослушные волосы, вот забивается в угол с раскрасневшимся от злости и боли лицом, а вот задумчиво декламирует знаменитое «быть или не быть» в паре с Офелией. Гамлет может быть разным, но главное, что акценты в этом спектакле расставлены точно так же, как и в оригинале: авторы исследуют грани человеческой души.

 

 

Вообще все артисты, занятые в постановке, органично воплотили своих персонажей: они искренни, они свободны, они обнажают души перед зрителями. «Все наши актеры — большая команда. А работать с теми, кто тебя слышит и понимает, всегда легче. Каждый шаг их персонажей требует больших усилий. Все очень много, каждый день, репетировали, прежде чем представить на сцене это действие», — отметила Галина Боголюбова, заместитель художественного руководителя театра.
Иногда именно театральная постановка вдохновляет на первое или повторное прочтение давно знакомого произведения. «Театр — это культура. У нас очень помолодел зрительный зал, и наблюдать за этим очень приятно», — поделилась Наталья.
Спектакль находит отклик в сердцах зрителей. Ситуация, описанная драматургом, конечно, доведена до крайности: сказываются смутное время той эпохи, культура иной страны. Однако вопросы произведения актуальны и в наше время, поэтому журнал «Школа. Москва» рекомендует классический спектакль «Гамлет» и взрослым, и подрастающему поколению.

Кстати! В театре есть уникальный спектакль «Из пустоты…». Посетив его, вы услышите великие поэтические и прозаические произведения в необычной интерпретации ведущих артистов театра.

Также вы можете посмотреть: «Ревизор», «Из пустоты…».

 

НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ ИЗ ЖИЗНИ БАЗАРОВА…
Театр: Московский драматический театр «АпАРТе»: сцена на Тверском
Где: Тверской бульвар, д. 8, стр. 1
Спектакль: «Отцы&Дети»
Возрастная категория: 12+
www.aparte.ru

Время идет, а отцы и дети не меняются. У молодых — все тот же бунт в сердцах и желание отличаться от сверстников, у родителей — острая потребность оберегать чад от нового, неизведанного и тоска по ушедшим годам. Столкновение непохожих, но всё же родственных душ прекрасно передано в постановке «Отцы&Дети» театра «АпАРТе». Вот это, казалось бы, маленькое, незначительное «&» («and») и показывает всю разницу поколений в трактовке Андрея Любимова. Нет, режиссер-постановщик ни на шаг не отошел от классического текста: сюжет, диалоги, события… Но образы! Как вам такой вариант — Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров в… рваных джинсах, кепках, свитшотах?

 

 

Художественный руководитель театра Андрей Любимов считает, что иногда исторические костюмы создают дистанцию между зрителем и сценой: «Они начинают чувствовать себя как в музее, наблюдать за действием спектакля отстраненно. Во многом благодаря такому неформальному стилю постановки «Отцы&Дети» каждый зритель увидит свое время и поймет, что люди остаются теми же — что тогда, что сейчас».

 

 

Тот самый хмурый нигилист Базаров, в итоге оказавшийся главным романтиком, в течение всего спектакля нервно теребит свой рюкзак, откуда периодически вываливаются то микроскоп, то «Практическая химия»… «Вот чему поклоняются неопытные сердца мальчишек», — резюмирует Павел Петрович Кирсанов, познакомившись с новым приятелем племянника. Роковая Анна Одинцова, всполошившая мужские сердца, толпа ее ухажеров — и яркие, современные танцы вместо классических бальных. Ее борьба — или любовь? — с Базаровым — одна из ключевых линий спектакля. Впрочем, спойлерить не будем, ведь вы всегда можете посетить сцену «АпАРТе» на Тверском.

 

 

Молодое поколение по определению должно влюбиться в этот спектакль. Школьники благодаря любимовской постановке смогут ощутить, что классика не так уж и далека от них, что и полтора века назад у людей были те же радости, проблемы, заботы, чувства. Каждый выбирает по себе: кому-то близок дипломатичный Аркадий, увлекающийся новыми «трендами», но сумевший вовремя «забить» на влияние приятеля; кому-то бунтарь Базаров, отрицавший любовь, но попавшийся в ее ловушку; кому-то по душе аристократичная холодность Анны Одинцовой, а кому-то — светлый нрав ее сестры Кати или веселый смех Фенечки. Родителям спектакль тоже понравится. Они увидят себя со стороны и, возможно, повздыхают: братья Кирсановы порой говорят такие знакомые, наболевшие, из сердца идущие слова…

 

 

Максим Михалев, исполнитель роли Аркадия Кирсанова, так рассуждает о своем герое: «Мы всегда влюбляемся в недосягаемое в юношеском возрасте: в актеров, певцов, политиков. Словом, в тех, кто нам на самом деле и не нужен, но это проходит. Так же и у Аркадия — очарование идеями Базарова быстро гаснет, у него появляется стержень. Он находит настоящую любовь в лице Екатерины Сергеевны, которая, к слову, ничуть не хуже Анны — у нее такой же характер, но она охотнее идет на контакт и больше готова к любви». Андрей Любимов сумел адаптировать классический текст к повседневности современных подростков, однако не потерял ни высокого слога, ни серьезности поднимаемых проблем. «Классика всегда современна», — замечает он.
Атмосфера спектакля также располагает: зал — небольшой, уютный, камерный. Сцена — не напротив зрителей, а возле них, поэтому ощущение, что вы участник постановки, не покидает ни на минуту. Юмор и драма, родительская мудрость и юношеская прогрессивность — это сочетание не оставит вас равнодушными, поэтому «Школа. Москва» рекомендует спектакль «Отцы&Дети» театра «АпАРТе» к просмотру.

Кстати! 9 ноября 2018 года мы будем отмечать 200 лет со дня рождения великого писателя. Основным событием юбилейного года станет открытие Дома-музея И. С. Тургенева на Остоженке.

Также вы можете посмотреть: «На дне», «Станционный смотритель».

текст: В. Разводовская   фото: Н. Арефьева, Е. Сирина, пресс-служба Театра кукол имени С. В. Образцова, пресс-служба Московского драматического театра «АпАРТе»

 

 

Поделиться

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: