Театральная пауза

Театр — это волшебство. Кто хоть раз побывал здесь и окунулся в искрящийся мир невероятных перевоплощений и ярких эмоций, будет возвращаться вновь и вновь.

Хорошо, когда любовь к искусству прививают с детства: театр становится для ребенка и другом, и учителем, и мудрым помощником, который подскажет ответы на самые волнующие вопросы. Через всю жизнь потом пронесет человек эти воспоминания: рукоплещущий зрительный зал, ощущение праздника и чувство сопричастности к разворачивающемуся действу. Юный зритель остается один на один со сценой — и это позволяет ему выбрать своего героя, найти правильные ориентиры в жизни. Грядущий 2019 год Президент России Владимир Путин объявил Годом театра, поэтому специально для вас журнал «Школа. Москва» приготовил список самых интересных спектаклей, которые вы сможете посетить всей семьей.

 

БОГАТЫРИ: ВСТРЕЧА «ВЫПУСКНИКОВ»
Театр: Российский академический молодежный театр
Где: Театральная пл., д. 2
Спектакль: «Четвертый богатырь»
Возрастная категория: 10+

А что если богатырей на самом деле не трое, а… четверо? И вдруг они ближе к простым людям, чем к супергероям? Богатыри ведь могут лениться, грустить, переживать не только за Русь-матушку, но и по каким-то своим личным причинам, а еще ходить по ярмаркам, осваивать другие ремесла.

 

 

Много воды утекло с тех пор, как могучий Ворг разгромил великую троицу русских силачей. Не смогли гордые богатыри смириться с поражением — сложили шапки и ушли кто куда. Илюшенька — снова к матушке под крыло на печь, Алеша Попович — в купцы, а Добрыня — на службу к вражескому племени. Казалось бы, ничто не сможет сплотить названных братьев, ничто не сдружит их, даже общая беда в лице кровожадного Ворга. И тут-то появляется он — Филя.

 

 

Кто такой Филя? С его появления начинается действие спектакля. Загадочная фигура в обносках чудом ускользает от врагов, чтобы вернуться на Родину. Именно Филе суждено пристыдить богатырей за слабость и заставить их снова собраться вместе. Для каждого из них у Фили припасено специальное волшебное слово, но получится ли у него объединить старых друзей и спасти Русь-матушку, вы узнаете из спектакля «Четвертый богатырь».

 

 

Режиссер спектакля Наталья Шумилкина рассказала нам о постановке: «Сама идея возникла шесть лет назад. Хотелось создать очень легкую, веселую историю про русских героев. Мы пытались сделать так, чтобы образы наших богатырей были узнаваемыми, реальными, близкими современным детям. По ходу истории наши изначальные “недобогатыри” меняются: взрослеют и становятся уже теми, кто они есть. А еще мы не касаемся каких-то глобальных тем, но говорим о простых людях и их отношениях».

 

 

Журнал «Школа. Москва» специально для вас подготовил интервью со всеми богатырями спектакля, а также с таинственным Филей.

 

Илья Муромец — самый большой русский богатырь

Илья Муромец оказался самым немногословным героем: «Я самый сильный, самый большой русский богатырь. Русская душа, русское слово. С большим сердцем и с большим кулаком». Его волшебное слово— имя невесты Дарьюшки.

 

«Дети должны видеть таких героев, всегда нужен ориентир— кчему идти икуда. УИльи Муромца есть свой «двигатель»— это матушка. Во многом благодаря ей внем взыграла совесть. Ну и,конечно, желание отыскать свою невесту, пропавшую встане врага, сыграло немаловажную роль. Вдальнейшем унаших героев будет много испытаний, которые, казалось бы, богатырей ссорят. Витоге именно общий враг всё-таки сплотил старых друзей, помог им найти себя».

Иван Воротняк, исполнитель роли

 

 

А вот Добрыня Никитич совсем не похож на русского богатыря. Его одежда и образ полностью соответствуют стилю вражеского племени. Он даже сумел отрастить косу, чтобы Ворг ему поверил: «Я двойной агент, шпион. Слух-молва разносится, что Добрыня стал служить врагу. Но это все неправда. Ворг охотится за Либерией — библиотекой царской, за памятью людской. А если не будет памяти, то не будет и России-матушки. Моя задача этого не допустить». Верить ему или нет, вы решите сами. Его волшебное слово — это упоминание царевича Еремея, с которым Добрыня Никитич был дружен.

 

«На самом деле Добрыня — это такой герой, который больше всего печется о судьбе Руси. Он идет на многие жертвы: на нем печать предателя. Но всё это для того, чтобы в нужный момент спасти свою родину. Добрыня — мозг компании, он всегда был тем человеком, у которого есть план. У него и сейчас он есть, правда, Филя опередил. Наших героев ждет много приключений — это и битва с врагами, и поход через пропасть, и противостояние буре-урагану. Но дружба помогает им всё преодолеть с честью».

Изнаур Орцуев, исполнитель роли

 

Неугомонный Алеша Попович

 

Жизнерадостный Алеша Попович — ловкий торговец, всегда находящий свою выгоду: «Меня зовут Алеша. Алеша Попович. Очень много товаров у меня, так что, если будет возможность, приходите ко мне в лавку. В нашей команде я отвечаю за хитрость и за хорошее настроение, поэтому два моих богатыря никогда не скучают». Для Алеши Поповича волшебное не слово, а целая фраза: «Не надо наводить тень на плетень». Расшифруем: на плетне стоят цветы в горшках, а горшки из золота. Этим хитрый Филя, конечно, и подкупает предприимчивого Алешу Поповича.

 

«Мой персонаж не такой былинный. У нас все богатыри не такие, какими мы себе их представляем, например, по картине Васнецова. Они когда-то проиграли бой и решили свои мечи в землю зарыть. Вообще, мы показываем богатырей в том виде, в котором дети их еще никогда не видели. Каждый сможет узнать в богатырях своих школьных друзей, свою компанию с улицы».

Алексей Бобров, исполнитель роли

 

Филя — четвертый богатырь?

 

Наконец-то мы добрались до Фили. Этот загадочный герой с лукавым взглядом неожиданно легко пошел на контакт: «Меня зовут Филипп. Можно просто Филя. Стал ли я четвертым богатырем? Это вы решите сами. Богатыри мне во всём помогают. Ворг если узнает, где на самом деле спрятана Либерия, страна погибнет. Поэтому дел много…»

 

«Мой персонаж не такой однозначный, как может показаться. Да и вся наша история непростая. Тот, кто кажется юродивым, глупым, странным — совсем не такой. Филя любит богатырей, понимает, что, несмотря на все их обиды, это действительно мужественные, сильные люди. Просто им снова надо дать шанс».

Денис Фомин, исполнитель роли

 

 

Герои спектакля сумеют стать добрыми друзьями и юному, и взрослому зрителю. Вы погружаетесь в приключения богатырей с головой и проходите с ними весь путь — от капризных эгоистичных мальчишек до сильных духом мужчин. Каждый узнает себя среди этих совсем не каноничных персонажей. Наша редакция рекомендует «Четвертого богатыря» к просмотру и предлагает задуматься: может, богатыри есть и среди нас?

Кстати! Этот спектакль — премьера сезона.

Также вы можете посмотреть: «Как кот гулял, где ему вздумается», «Денискины рассказы».

 

ДОВЕРИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА
Театр: Московский Драматический театр имени А. С. Пушкина
Где: Тверской Бульвар, д. 23
Спектакль: «Повести Белкина»
Возрастная категория: 10+

 

Молодой Александр Сергеевич Пушкин, вынужденный из-за карантина задержаться в местечке Большое Болдино, написал в далеком 1830 году свое первое из сохранившихся завершенных прозаических произведений — «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Знаменитая Болдинская пора стала для поэта периодом творческого взлета. Правда, в отличие от спокойного, затворнического уголка села, мир «Повестей Белкина» сложно назвать идиллическим. Скорее, наоборот, живая история каждого персонажа заставляет серьезно задуматься над непростыми темами любви, человеческого достоинства, социального неравенства. В спектакль «Повести Белкина» Московского Драматического театра имени А. С. Пушкина продолжительностью чуть менее двух часов вошли четыре части произведения: «Метель», «Выстрел», «Гробовщик» и «Станционный смотритель». «Раньше спектакль играли на малой сцене, и ктеры привыкли к близкому контакту со зрителями. Когда было принято решение о переносе в большой зал, артисты очень волновались, что контакт исчезнет. Но получилось здорово — действие нисколько не потеряло своей динамики, и все зрители по-прежнему жадно ловят каждое слово героев. Энергетика постановки только усилилась от того, что пространство стало больше», — рассказала театральный педагог Ольга Шевнина.

Действие спектакля происходит на постоялом дворе, где герои в ожидании лошадей коротают время за тихими доверительными беседами. Пространство сцены ограничено белыми скамейками и небольшим экраном, служащим то окном, то зеркалом для персонажей. Каждый герой — рассказчик, ведущий монолог, он делится со зрителем воспоминаниями, чувствами, эмоциями. У каждой истории свое направление. В «Гробовщике» мы сразу замечаем элементы мистики и готической повести: в постановке Драматического театра с помощью световых и звуковых эффектов создан почти мини-триллер, правда, совсем не страшный, а скорее интригующий. А вот «Метель» — это история в духе сентиментализма, поведанная Белкину благородной старой девой с инициалами К.И.Т. «Уютный» рассказ этой дамы в исполнении народной артистки Тамары Лякиной никого не оставит равнодушным: каждый зритель сможет почувствовать сопричастность событиям давно минувших лет. Язык «Повестей» — лаконичный, классический — ничуть не изменен в спектакле. Красота стиля Пушкина позволяет отчетливо проследить все характеры; однако у актеров получилось и добавить какие-то свои штрихи в давно знакомые образы. Например, актер Константин Похмелов — он же Б. В. из «Гробовщика» — несмотря на верность пушкинскому слову, всегда допускает какую-то небольшую импровизацию. Его цитаты фиксируются в большой тетради Белкина и потом являются неизменными «участниками» всех театральных капустников.

 

 

В спектакль органично вписан видеоарт — он помогает вам переместиться из одной истории в историю. Экран позволяет до мельчайших подробностей рассмотреть лица актеров, будь то слезы на глазах Дуни, покидающей отца, или гримасы-фантасмагории гробовщика. Но вот случайные попутчики дождались лошадей — они покидают сцену, а зрители, полные новых эмоций, аплодисментами вызывают актеров на поклон. Спектакль прекрасно подходит для знакомства школьников с произведениями нашего великого поэта. Вообще театр — один из самых простых методов приобщения к русской классике: ведь лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Вы сможете убедиться в этом, посетив постановку и насладившись замечательными монологами героев с сохраненной пушкинской интонацией: иронически-лиричной и порою грустной.

Кстати! Специально для школьных групп перед спектаклем Ольга Шевнина проводит театральные уроки — совершенно бесплатно. «Урок включает в себя актерские тренинги, информацию о самом театре, костюмах, времени и эпохе постановки», — отмечает она. Благодаря уроку зритель приходит в зал уже подготовленным и заинтересованным.

Также вы можете посмотреть: «Аленький цветочек», «Много шума из ничего».

 

МИР НАКАНУНЕ ВОЙНЫ
Театр: Мастерская Петра Фоменко
Где: Набережная Тараса Шевченко, д. 29
Спектакль: «Война и мир. Начало романа»
Возрастная категория: 12+

 

«Война и мир» — произведение, которое до сих пор вызывает сложные чувства у каждого читателя. Количество страниц пугает, разнообразие персонажей кажется невозможным запомнить, а сюжетные перипетии начинают путаться в голове. Но, с другой стороны, это бессмертная классика, которую всё-таки важно прочитать и попытаться понять. Что поможет в этом? Можно попробовать пролистать критику, познакомиться с тематическими передачами, посмотреть одноименный фильм. Но все-таки лучший вариант — сходить на спектакль и своими глазами увидеть героев. Петр Фоменко не стремился к дословности, но его спектакль подходит для каждого зрителя, в том числе и неподготовленного — просто у всех разный уровень понимания. Знакомые с творчеством Льва Толстого люди воспринимают персонажей иначе, чем те, кто что-то смутно слышал о «Войне и мире». Первые уже знают о судьбе героев, они наблюдают за ходом спектакля, словно провидцы: еще пока заливается смехом, а не слезами, маленькая княжна Лиза, именинница Наташа бойко танцует с Пьером, Андрей Болконский защищает своего кумира Наполеона. Вторые же начнут, наконец, различать эту разномастную компанию персонажей произведения Толстого.

 

 

«Война и мир. Начало романа» захватывает совсем небольшую часть эпопеи: вы увидите встречу в салоне Анны Павловны Шерер, праздник в доме у Ростовых, смерть старика Безухова, интригу с его наследством и другие события, которые предшествуют уходу Андрея Болконского на фронт. Тем не менее этот звенящий от радости мир наполнен витающим в воздухе ощущением войны. Она пока не дошла до героев произведения, но в каждом слове, в каждом поступке есть это невидимое тягостное облако приближающейся вражды. Здесь соединились и одновременно раскололись две вселенных «Войны и мира»: чопорный, важный Санкт-Петербург и домашняя, уютная Москва. Они не противостоят друг другу: события в спектакле сменяются перемещениями из одного уголка в другой — но совершенно не похожи характерами и взглядами на жизнь населяющих их людей.

Персонажи живые: даже строгий, высокий, худой князь Андрей в исполнении Ильи Любимова выглядит выразительным, то и дело сменяя на своей многострадальной голове наполеоновскую шапку на таз. Петр Фоменко любил переворачивать стереотипы, любил работать со штрихами. Человек творческий, он не стал менять оригинального текста, но посчитал интересным вовлечь персонажей в процесс прочтения романа-эпопеи. Вот бежит Наташа Ростова, а в руках у нее — «Война и мир». С возмущением читает девушка свое описание: «Каааак некрасивая?!» — и отбрасывает книжку на колени матери, чтобы та продолжила чтение. Таков спектакль — он весь куда-то стремится, затягивает, зовет за собой. Действия сменяют друг друга, движутся, словно быстрая река, увлекающая непреодолимой силой течения. Такая же сила и у этого великого, но сложного произведения. «Петр Наумович ненавидел точки, зато обожал многоточия. Так и в этом спектакле — всё идет друг за другом, но не заканчивается. Даже последнее действие обрывается на самом интересном месте. Там, где сюжетно можно поставить точку, — многоточие, и что будет дальше, вы сможете прочитать уже в романе», — поделилась с журналом пресс-секретарь театра «Мастерская Петра Фоменко» Анастасия Сергеева.

 

 

Художник Владимир Максимов работал над спектаклем с тем посылом, что все — и зрители, и актеры — находятся в мастерской Великого автора. А в мастерской всё делается штрихами, которые образуют в итоге гармоничную картинку. «В конце концов, чтобы показать в театре лошадь, не обязательно приводить настоящее животное на сцену», — отмечает Анастасия. Любимыми словами Петра Фоменко были «но» и «хотя», а знаменитой фразой — «Только не ставьте точку». Парадоксально мыслящий, он сумел создать в своем театре атмосферу творческого беспорядка. Его «Война и мир. Начало романа» не может претендовать на звание серьезной глубокомысленной постановки: она полна иронии, аллюзий и метафор. Хотя…

Кстати! В «Мастерской Петра Фоменко» проводятся специальные лекции, позволяющие каждому окунуться в историю театра — от его античных истоков до наших дней.

Также вы можете посмотреть: «Руслан и Людмила», «Алиса в Зазеркалье».

 

РОМАНТИКА И ИСКРЕННОСТЬ
Театр: Детский музыкальный театр юного актера
Где: ул. Малая Дмитровка, д. 8, стр. 4
Спектакль: «Приключения Тома Сойера»
Возрастная категория: 6+
dmtya.ru

 

Они называют его «Львович» и считают своим театральным «папой». Они — это юные актеры, а он — Александр Федоров, художественный руководитель, вдохновитель и основатель Детского музыкального театра юного актера. Репертуар театра состоит из сюжетов, которые знакомы всем. Герои спектаклей — добрые, вечно юные персонажи: Пеппи Длинныйчулок, Том Сойер, Оливер Твист. «Нынешним детям трудно рассказать сказку. Сыграть улыбку, сыграть светлую историю гораздо сложнее, чем сыграть то, что они видят каждый день. Персонажи спектаклей Детского музыкального театра — сама фантазия, доброта. Они — сплошное детство. Дети сейчас рано взрослеют, и, чтобы удивить их, надо постараться», — признается Александр Федоров. Со своими подопечными Александр Львович искренен. «Мои приключения, мои фантазии — всё для них. Когда это идет от тебя — они верят. Поэтому я всегда иду от себя. И дети принимают это с радостью», — рассказывает он. Одна из ролей, о которой мечтают все мальчишки Детского музыкального театра, — это персонаж Марка Твена Том Сойер. Каждый из них узнает в полном энергии сорванце себя, и потому наш обзор будет посвящен именно этому спектаклю, который по праву считается в театре одним из лучших.

 

 

Кто такой Том Сойер? Неисправимый мечтатель, выдумщик, весельчак. Он живет у своей тетушки Полли и каждый день своими проказами будоражит весь маленький городок. Несмотря на это, городская детвора любит легкий нрав Тома и его умение всегда оставаться собой. «Приключения Тома Сойера» — это музыкальный спектакль. Юным зрителям понравятся веселые песни и зажигательные танцы, которые создают образ и атмосферу маленького американского городка середины XIX века. К тому же дети в зрительном зале почувствуют себя в знакомой обстановке (ох уж эти школьные перемены, где все носятся сломя голову). Реалистичны и персонажи — мальчишки, внешне презирающие девчонок, но тайно мечтающие о дружбе с ними; девчонки, визжащие при виде крысы, но готовые на разные проделки; взрослые, наказывающие за каждую ерунду, но не лишенные чувства юмора. Одна из центральных линий сюжета — любовь Тома и Бекки. Вот тут мальчишка преображается: из «благородного пирата» он становится настоящим рыцарем-романтиком, готовым всегда встать на защиту возлюбленной. Но это никак не отражается на его дружбе с приятелем Геком Финном: вместе они по-прежнему играют в ковбоев, ищут клад, фантазируют. «Если бы я стал миллионером, я бы купил себе велосипед, а потом привез бы на площадь цирк!» — предаются мальчишки мечтам.

 

 

А еще вы очень удивитесь, увидев тетушку Полли. Она напоминает скорее не чопорную старушку, а энергичную активистку-старшеклассницу.

 

Сцена из спектакля «Приключения Оливера Твиста!»

 

В этом спектакле есть всё: романтика, путешествие, приключения и даже интрига, связанная с жутковатой историей на кладбище! Словом, скучно не будет, поэтому «Школа. Москва» рекомендует вам этот спектакль для семейного просмотра.

 

Сцена из спектакля «Пеппи Длинныйчулок»

 

Кстати! Когда-то в Детском музыкальном театре играл Николай Басков. «Коля всегда был ярким, шумным, активным ребенком, прекрасным актером уже с детства», — вспоминает Александр Львович. А еще каждый юный зритель может стать актером — достаточно прийти на прослушивание и очень постараться!

Также вы можете посмотреть: «Пеппи Длинныйчулок», «Приключения Оливера Твиста!», «Московская история 1205».

текст: В. Разводовская    фото: Н. Арефьева, пресс-службы театров

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: