Создавая будущее: ТОП-10 трендов московского образования

Столичное образование стремительно развивается как одно из приоритетных направлений городской политики. Интеграция всех ресурсов города, формирование умений для жизни в современном мире, образование для будущего — вот главные принципы развития московских школ сегодня. О тенденциях, трендах и технологиях — Ирина Толстикова.

Тренд № 1
Москва — большая школа

Задача мегапроекта «Готов к учебе, жизни и труду в современном мире» — формирование умений и навыков, необходимых в будущей профессии и жизни в высокотехнологической среде города.
Этот проект столичного Департамента образования, стартовавший в 2016 году, направлен на интеграцию общего, дополнительного, профессионального и высшего образования на межпредметной основе. В его реализации активно задействованы вузы, колледжи, научные организации, технопарки, музеи, предприятия города. В результате у столичных школьников есть все условия для того, чтобы уже в старших классах решить, где они хотят продолжить обучение, определиться с индивидуальной стратегией развития и освоить базовые профессиональные навыки. Выпускник каждой московской школы сегодня уверен — и небезосновательно, — что он нужен своему городу и найдет здесь достойную работу. Старшеклассник со­временной столицы — не большой ребенок. Он не только многое знает, но и многое умеет.

 

Тренд № 2
Академические классы: обучение научному мышлению и научному творчеству

В этих классах школьники учатся самостоятельно проводить исследования, формируют научный кругозор и мышление, практикуются в школьных академиях естественных наук, сотрудничающих с подведомственными ФАНО (Федеральное агентство научных организаций — прим. ред.) структурами.
«Академические классы» столицы начали свою работу в декабре 2016 года. Пока в проекте участвует десять школ. Образование в «академическом классе» — предпрофильное, построенное на нескольких принципах: межпредметность, академичность, практико-ориентированность, инновационность и, конечно же, взаимодействие с исследовательскими организациями и высокотехнологичными предприятиями. В реализации проекта участвуют многие подразделения Российской академии наук, например, Институт конструкторско-технологической информатики, Математический институт им. В. А. Стеклова, Институт космических исследований, Институт биоорганической химии и другие. В рамках этого общегородского проекта предпрофессионального образования школьники осваивают современные методы научных исследований и учатся важнейшим слагаемым научной деятельности. Они проводят эксперименты и реализуют прикладные проекты под руководством известных ученых.

 

Тренд № 3
Московская электронная школа: умные решения сложных задач

«Московская электронная школа» — инновационная комплексная разработка, не имеющая аналогов в мире. Это уникальный IT-инструмент для слаженной, удобной и увлекательной работы всех участников образовательного процесса. Проект запущен в столице 1 сентября 2016 года.
В столичные школы пришли технологии будущего. В рамках проекта проводится комплексная технологическая модернизация оборудования: точки доступа WI-FI, отдельный сервер, интерактивные панели, планшеты и ноутбуки учителей — раньше об этом можно было только мечтать. Отечественные программисты разработали для МЭШ электронный классный журнал/дневник и общегородскую платформу образовательных материалов. Уже сегодня московскими учителями разработано и внесено в платформу 43 966 интерактивных сценариев уроков по всем обязательным предметам с 1 по 11 класс. Также в системе опубликовано 32 электронных учебных пособия по химии, физике, биологии и истории для 5–11 классов. Дети говорят, что с Московской электронной школой уроки проходят невероятно увлекательно, а родители особенно отмечают полезные функции системы, среди которых — виртуальное уведомление об отсутствии ребенка на занятиях, возможность отслеживать его успеваемость и режим пребывания в школе.

 

Тренд № 4
«Мои достижения»: объективная самопроверка

«Мои достижения» — это первый онлайн-сервис по самоподготовке школьников. С его помощью школьник может оценить и скорректировать свой уровень владения любой дисциплиной. Система позволяет проверить свой уровень знаний в удобное время и в любом месте. Нужен только гаджет и выход в Интернет.
Новый сервис, разработанный Московским центром качества образования, включает в себя предметные и метапредметные проверочные работы, а также задания из международных исследований: специально для «Моих достижений» Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) предоставила банк открытых заданий PISA из предыдущих циклов. По результатам прохождения тестирования учащийся получает не только уведомление о правильных или неправильных ответах и итоговый балл, но и развернутую информацию по своей работе: видит, по каким темам у него есть те или иные затруднения, какую конкретную тему необходимо дополнительно изучить. Эксклюзивная опция сервиса — онлайн-консультация со специалистом по оценке работы в соответствии с критериями. На вопросы ребят отвечают эксперты, которые имеют опыт работы в предметных комиссиях, разрабатывают диагностические системы высокого качества. На сегодняшний день в сервисе зарегистрировано уже 35 тысяч пользователей и пройдено 40 тысяч проверочных работ.

 

Тренд № 5
«Субботы московского школьника»: интересный и полезный выходной

В рамках проекта для столичных школьников и их родителей проходят открытые и бесплатные лекции, мастер-классы, практикумы и экскурсии. В специальном разделе на сайте московского Департамента образования можно ознакомиться со всеми возможностями, которые предлагает город, и зарегистрироваться на разнообразные мероприятия.
«Субботы московского школьника» — проект комплексный и многосоставный: он включает в себя «Университетские субботы», «Исторические субботы», «Спортивные субботы», «Арт-субботы», «Субботы мужества», «Космические субботы», «Субботы активиста», «Эко-субботы», а также проекты «Профессиональный импульс» и «Профессиональная среда». «Субботы» ориентированы на школьников разных возрастов и предусматривают варианты различных форм участия: индивидуальное, групповое и семейное. Лекции, тренинги и другие занятия проводят ученые, преподаватели вузов, специалисты высокого класса. Цель проекта — способствовать всестороннему образованию и развитию московских школьников, стимулировать их интерес к науке, помочь найти свою дорогу в жизни.

 

Тренд № 6
«Учебный день в технопарке» для развития практических инженерных и конструкторских навыков

В Москве создана система детских технопарков, благодаря которой школьники могут освоить самые востребованные высокотехнологичные специальности с использованием инновационного оборудования.
Совместный проект столичных департаментов образования и науки, промышленной политики и предпринимательства «Учебный день в технопарке» реализуется в столице с января 2017 года. Он направлен на поиск, подготовку и поддержку нового поколения молодых исследователей, способных работать на стыке перспективных областей знаний. Московские технопарки — это пространства, объединяющие научно-исследовательские институты, индустриальные объекты, деловые центры. Их основная задача — дать новые компетенции учащимся школ и студентам колледжей города по направлениям национально-технологической инициативы, например, таким, как современная космонавтика, геоинформатика и робототехника. Работая как единый слаженный механизм, технопарки осуществляют подготовку квалифицированных кадров для современных высокотехнологичных предприятий столицы.

 

Тренд № 7
«Игра 2030»: образование будущего

В столице разрабатывается игра, где дети в существующей и дополнительной реальностях развивают и демонстрируют свои знания по ряду предметов. Вероятно, экзамен скоро действительно станет праздником.
«Игра 2030» — первый проект комплексного решения как для обучения, так и для диагностики умений и знаний московских школьников в игровом формате. Он предлагает задания в реальном и виртуальном мире. На основе анализа цифровых следов ребенка, оставленных им в игре, искусственным интеллектом создается отчет о том, на каком уровне сформированы те или иные компетенции. Предполагается, что в будущем проект заменит отдельные аттестационные процедуры.
Игра, например, может предложить школьнику такое задание: нужно принять решение о строительстве в определенном регионе гидроэлектростанции. Для того чтобы выполнить его правильно, ученику необходимо собрать всю информацию о регионе, тщательно изучить физическую карту местности, рассчитать затраты на строительство, провести инженерные исследования и т. д. И здесь ребенку не обойтись без применения знаний и умений из самых различных областей науки: математики, физики, географии, экономики, социологии и других. Таким образом, в «Игре 2030» реализуется и принцип межпредметности, конвергентности: картина мира представлена целостно, без разделения на отдельные дисциплины.

 

Тренд № 8
«Кружок от чемпионов»: секрет ярких побед

Школьный учитель дает необходимую базу знаний и навыков, а недавний победитель или призер олимпиады рассказывает и показывает, как на практике достичь высокого результата в ходе соревнования.
Преподаватели «Кружка от чемпионов» — победители и призеры школьных олимпиад, которые уже стали студентами вузов, и студенты колледжей — победители WorldSkills. Этот кружок работает под эгидой столичной Ассоциации победителей олимпиад, и за год существования его программы по 24 предметам прошли уже 12 000 школьников. Ключевой принцип «Кружка» от чемпионов» — не работать за школу, а работать вместе со школой. Теперь спокойно готовиться к соревнованиям можно в родных «пенатах»: прошедшие все «круги» олимпиады преподаватели выезжают к школьникам, чтобы провести факультатив. Каждый «чемпион» предлагает ребятам не столько свои знания и навыки (хотя и это тоже), сколько неформальное общение с сильным практиком олимпиадного движения, способным объяснить, чего ожидать на олимпиаде, как подойти к решению нестандартного задания, как правильно настроить себя.

 

Тренд № 9
Олимпиада мегаполисов — международный командный турнир школьников

«Москва — город открытый, Москва — город открытий!» — именно эти слова стали девизом Международной олимпиады мегаполисов, которая впервые прошла в нашем городе в сентябре 2016 года по инициативе Мэра столицы Сергея Собянина.
В Первой московской олимпиаде школьников крупных городов и столиц мира приняли участие 173 участника из 22 мегаполисов. Умники и умницы прибыли в столицу России из Абу-Даби, Алматы, Астаны, Белграда, Берлина, Бишкека, Будапешта, Джакарты, Дюссельдорфа, Еревана, Лейпцига, Милана, Минска, Нью-Дели, Пекина, Риги, Санкт-Петербурга, Софии, Таллина, Тель-Авива, Хельсинки. Олимпиада мегаполисов представляет собой командный турнир по четырем дисциплинам: математике, информатике, химии и физике. Её участниками могут стать старшеклассники от 14 до 18 лет, команду города представляют восемь школьников. По формату и уровню сложности задания состязания сравнимы с традиционными международными олимпиадами, а его интересной особенностью является междисциплинарный блиц-тур. Первое место на Олимпиаде мегаполисов — 2016 заняла команда московских школьников. Также золотые медали получили команды из Санкт-Петербурга и Белграда. В этом году (надеясь, конечно, что наша команда подтвердит свое лидерство) мы желаем удачи всем участникам Второй международной Олимпиады мегаполисов.

 

Тренд № 10
«Московский образовательный»: интернет-телеканал о столичном образовании

Первый и единственный на сегодняшний день телеканал о московском образовании в сети Интернет (mosobr.tv) создает единую информационную среду для всех участников учебного процесса.
Смотреть программы «Московского образовательного» можно в любое удобное время: интернет-вещание в круглосуточном режиме позволяет не пропустить что-либо важное. Команда канала создает как традиционные телевизионные, так и интерактивные форматы передач, рассказывает «человеческим языком» о целях и задачах столичного Департамента образования и механизмах, с помощью которых московские школы достигают высоких результатов. Кроме того, телеканал — это открытая площадка для общения в эфире учеников, родителей и учителей. К новому учебному году для зрителей проекта подготовлены сюрпризы: новый сайт, который отличается более удобным интерфейсом, и мобильное приложение для просмотра контента с персональных гаджетов. Теперь любимый «Мособр.тв» всегда с вами на экране вашего собственного девайса! Приложение доступно на операционных системах iOs и Android.

 

текст: И. Толстикова  фото: Н. Арефьева, пресс-служба Департамента образования города Москвы

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: