Финское чудо

Финское среднее образование всегда считалось необычным. Педагоги со всей Европы регулярно приезжают в Суоми перенять опыт или просто посмотреть на чудо-школы. Действительно необычно видеть учебное заведение, в котором дети не сидят строго за партами, а свободно ходят по классу, валяются на подушках или просто на полу, а учителя не только не ругают их за это, а, наоборот, — сами присоединяются к детям.

В Финляндии говорят, что готовят детей не к экзаменам, а к жизни. Поэтому ничего сложного от ученика не требуют — что смог, то и хорошо. Задание кажется слишком трудным? Вот тебе более простое. Не успел освоить школьную программу за год? Ничего страшного, можешь остаться еще на один год. Причем никто не зовет таких детей обидным прозвищем «второгодник». В финской школе даже нет экзаменов, есть один общий тест по окончании 9 класса. Причем ученики и учителя не особо волнуются по поводу его результатов — что получил, то и хорошо. Отдельные предметы (в нашем традиционном понимании) финские школьники начинают изучать только в седьмом классе.
С недавних пор даже эта, казалось бы, незыблемая основа школьной жизни начала подвергаться пересмотру. Вместо привычных предметов в школах Суоми скоро будут только «темы». Что это такое? Другими словами, интегрированное обучение или «обо всём понемножку».
Скажем, в классе проходят тему «Ресторан». Ученики во время занятий будут изучать счет (чтобы не ошибиться с чеком), иностранные языки (это понятно) и навыки общения (нечто вроде психологии).

В другую тему по Европейскому союзу войдут мировая история, география, экономика и иностранные языки. На выбор — немецкий, французский и русский (английский и шведский стали практически обязательными для всех). Изменится и сам формат обучения, теперь одно занятие должны будут планировать и готовить сразу несколько учителей-предметников. Допустим, класс проходит тему «Погода». На доске — большая географическая карта Европы. Учитель и дети на английском языке сравнивают погодные условия в разных странах. Так одновременно изучается иностранный язык и география.
Сейчас новый принцип обучения только начинает проходить обкатку в школах. Каждое учебное заведение должно провести хотя бы один блок тематических занятий, но скоро новшество станет всеобщим. Произойдет это еще до 2020 года.
Чтобы реформа образования прошла успешно, около 70% финских учителей старших классов срочно проходят переподготовку. Не все в восторге от новшества, многие предпочли бы учить по старой системе, но приходится перестраиваться.
Чиновники от образования в свою очередь подняли зарплату тем, кто согласился перейти на новую форму обучения. К тому же все учителя в Суоми работают по контракту, который заключается всего на один год. Директор амбициозного учебного заведения может и не захотеть оставить у себя «устаревшего» предметника и легко заменит его на более современного — профессия школьного педагога в стране очень престижна. Еще одно новшество, которое уже ввели в Суоми, — с осени 2016 года в начальных школах отменили прописи. Теперь всех детей учат писать только печатными буквами. Объяснили это просто — ребята проводят за компьютерами больше времени, чем за тетрадями, значит они должны различать прежде всего печатный образ буквы.

Хотя все врачи и психологи в один голос твердят, что обучение письму (именно прописям) крайне важно в начальной школе, потому что рука ведет за собой мозг. Проще говоря, мелкая моторика непосредственно влияет на умственное развитие ребенка. Однако у финских педагогов свое мнение. Что из этого получится, станет известно в будущем.
С одной стороны, финские школьники регулярно занимают высокие места в международных образовательных исследованиях PISA (The Programme for International Student Assessment), но с другой — назовите, не заглядывая в интернет, хотя бы одного известного физика, биолога или химика — лауреата Нобелевской премии — родом из Страны тысячи озер? Не можете? Вот и я тоже.

текст: И. Сергеев фото: портал this is Finland (finland.fi)

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: