Pisa? Pisa!

Российские школьники стали умнее и образованнее и еще лучше научились работать с текстами и заданиями. Это подтвердило авторитетное международное исследование PISA.

Programme for International Student Assessment — тестирование 15-летних подростков. Его цель — проверить умение применять полученные знания в реальной жизни. Исследование PISA проводится раз в три года, последнее — в 2015 году. В нем приняли участие школьники из 72 стран мира, в том числе и из России, причем выборка оказалась весьма солидной: 6000 участников, 210 школ, 42 региона.
Ключевой вопрос тестирования: «Обладают ли 15-летние подростки, получившие общее образование, знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе?» То есть проверялась не глубина освоения школьных программ и разных предметов, а способность найти им применение.
Тут наши ребята не подкачали: по умению работать с текстом и извлекать из него нужную информацию они продемонстрировали хороший балл — 495, что несколько выше среднего (493). При этом прибавка по сравнению с предыдущим исследованием (в 2012 году) составила сразу 20 баллов (с 475 до 495). Российские школьники, как выяснилось, умеют пользоваться текстом отнюдь не хуже, чем их сверстники из США, Великобритании, Швеции, Дании, Франции, Бельгии, Швейцарии, а также Тайваня и Китая.

По математической грамотности наши результаты также существенно выросли – сразу на 12 баллов, с 482 до 494, что уже выше среднего (490). Это, впрочем, не удивляет: математика и естественные науки всегда преподавались в отечественных учебных заведениях в хороших объемах и должного качества. По естественно-научной грамотности, кстати, прибавка тоже оказалась приличной — 8 баллов (с 479 до 487). Как же проходит PISA? В день тестирования (а оно проводится обычно в самой школе) ученикам раздают специальные тетради с заданиями. Тесты делятся на три группы: на проверку математической, естественно-научной грамотности и грамотности чтения (умение найти в тексте нужную информацию, вычленить главное, сделать выводы, заключение и т. д.). Задания расположены по темам вперемешку и часто пересекаются, но все выполняются строго в один день. Ответы оцениваются по 1000-балльной шкале. Результаты российских учеников находятся как раз в середине общей итоговой таблицы.

Первые строчки по традиции заняли школьники из Сингапура, Японии, Финляндии и Эстонии. Московские ребята, между прочим (если уж брать только их результаты), оказались на шестом месте в мире. Это значительно выше, чем во многих западных и южно-азиатских странах, а 150 столичных учебных заведений, по словам мэра Москвы Сергея Собянина, продемонстрировали наивысшее качество обучения. Судите сами: если брать ТОП-100 московских школ, то по читательской и математической грамотности столичные ученики заняли бы первую строчку в общем рейтинге (из 72 стран, на минуточку!), а ТОП-300 (это более 60% ребят) показали результаты, сравнимые с лучшими образовательными системами мира. Несомненно, нам есть чем гордиться!

Такие высокие результаты во многом объясняются тем, что в столичных школах активно внедряется интерактивное обучение. Это требование времени: сегодняшние школьники с малых лет умеют (и любят) работать с разными девайсами, и учителя должны общаться на понятном детям языке, быть их современниками.
В начале XXI века уже нельзя работать по старинке — только с бумажными учебниками и тетрадями, устными объяснениями и ответами у доски, это анахронизм. Современный педагог должен быть «продвинутым юзером» — уметь активно пользоваться электронными устройствами и IT-технологиями. Этому призван способствовать и городской мегапроект «Московская электронная школа».
В его рамках до конца 2018 года столичные школы будут оснащены интерактивными панелями со встроенным компьютером, а также ноутбуками учителей для ведения электронного журнала и работы со сценариями уроков. Во всех школьных зданиях появится высокоскоростной беспроводной интернет. Теперь у учеников отпадает необходимость таскать с собой на занятия кучу учебников и тетрадей — они переходят в электронный вид (как и дневники), а учителю гораздо проще и удобней давать материал, проводить опросы и контрольные работы. Изменяются и домашние задания — они будут выполняться (и проверяться) только в электронном виде, а оценки — тут же появляться в электронном журнале. Родители могут оперативно наблюдать за тем, как учатся их дети, а еще следить за дисциплиной — все пропуски и замечания тут же фиксируются в электронном журнале и автоматически передаются на мобильные телефоны (или компьютеры) пап и мам.

Это поможет, с одной стороны, повысить качество школьного обучения, а с другой, сделать его еще интереснее для самих ребят, чтобы они не скучали на задних партах и не воспринимали уроки как занудную обязаловку. Если традиционно инновационный опыт Москвы будет принят на вооружение, то, надо думать, что в конечном итоге российские ученики (а не только столичные школьники) смогут на следующих исследованиях PISA показать более высокие результаты и существенно подвинуть ребят из США, Европы и Юго-Восточной Азии.

текст: И. Сергеев фото: Н. Арефьева

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: