Можно ли учить…без учебника?

Прообразы учебников появились еще в древнем Шумере более 4500 лет назад. Одновременно и религиозные, и дидактические, это были первые письменные тексты на Земле. Логично было бы предположить, что общество, скорее, откажется от каких угодно книг, только не от учебных. Однако у прогресса своя логика. О том, для чего учебник необходим, а также почему в нем уже практически нет надобности, рассуждают яркие московские педагоги.

Андрей Корнейчук

Антон Марко

Иван Колечкин

Кирилл Гоев

Наталья Титорова

Элина Стрейкмане

Учебник нужен

Логика и структура
Годовой курс по предмету делится на разделы. Разделы — на параграфы. Параграфы — на тематические абзацы. К каждой важной теме — вопросы для самопроверки. Эта привычная схема позволяет знаниям «уложиться» в голове ребенка, развивает его способность структурировать информацию.

 

«Конечно, выделение смысловых блоков в содержании упрощает восприятие. Однако дети у нас разные и особенности восприятия у них разные: кому-то нужны короткие и простые предложения, складывающиеся в небольшие, ёмкие по содержанию абзацы. А кому-то такая структура неинтересна и скучна… И такой ребенок быстро демотивируется. Вот здесь и нужна вариативность, необычность, литературность… Но прежде чем варьировать, нужно научить алгоритму. Четкому и логичному. Как бы забавно это ни прозвучало, но мне очень нравятся многие дореволюционные учебники географии. Своей лаконичностью и доступностью языка изложения. Даже с “ятями” и “ерами”».

Иван Колечкин, учитель географии школы «Пенаты», телеведущий

 

Много букв
При изучении таких школьных дисциплин, как, например, русский язык, литература и история ребенку нужно работать с массивом текстов. Удобно, когда они все собраны в одной книге (или одном файле).

 

«Я не могу похвастаться опытом преподавания совсем без учебника. Более удобного формата на уроке русского языка пока нет».

Элина Стрейкмане, учитель русского языка и литературы гимназии № 1520 имени Капцовых

 

Родные книги
Для скольких людей учебники становились первыми в жизни прочитанными книгами! Привычка читать, уважение и любовь к печатному слову воспитываются в школе, в том числе и традиционным учебником.

 

«Считаю очень важным воспитывать в детях с раннего возраста уважение к книге и печатному слову. Бывают случаи, когда ребята находят в учебнике неточности. Я не акцентирую на этом внимания, говорю, что, возможно, авторы это сделали специально — для тренировки их внимательности и умения использовать различные источники информации. Ведь иначе они начнут скептически относиться ко всему, что написано в учебниках, или не будут их читать вообще».

Наталья Титорова, учитель биологии школы № 1376

 

Единая страна
Вместе с уплотнением информационных потоков становится всё меньше того, что знает и чему сочувствует всё общество. Не лишимся ли мы чего-то невероятно ценного, убрав еще и учебники из культурного фундамента?

 

«В первой половине 90-х я мог на уроке смело использовать цитаты или образы из всем известных и любимых книг, фильмов (каких-нибудь “Семнадцати мгновений весны” или “Иронии судьбы”) при коммуникации с учениками. В “нулевые” я понял, что это уже не работает в качестве некоего культурного кода. Учебники — точнее, их содержание — пока во многом остаются тем немногим, что позволяет представителям разных поколений понимать друг друга».

Иван Колечкин

 

Учебник не нужен

На шаг позади
Чтобы фраза «забудьте всё, чему вас учили в школе» осталась в прошлом, школа должна быть современной. Но добиться этого непросто в том числе и потому, что учебники устаревают сразу после выхода из печати, а то и раньше.

 

«Увы, не секрет, что многие науки (особенно естественные) в школе сегодня освещаются на уровне XIX века: базовые законы, основные закономерности… Реальная же наука даже не ушла, а убежала далеко вперед, в том числе и по уровню сложности для восприятия ребенка, даже старшеклассника. Возникает вопрос, как преподать основы науки на уровне XXI века, и сделать это доходчиво, но не упрощая их до потери смысла, что нередко происходит, в том числе и на страницах учебников и учебных пособий. Статистика, к примеру, по географии, обществознанию, экономике должна быть максимально актуальной. И бумажные учебники порой не успевают отражать реальные показатели. Поэтому добросовестный учитель сегодня зачастую пользуется не материалами учебника, а сведениями из других источников».

Иван Колечкин

 

«В учебниках русского языка отсутствуют тестовые задания в формате ОГЭ и ЕГЭ, а также международного исследования PISA. Перед нами стоят новые задачи, а учебники их решать не помогают. Я составляю проверочные работы самостоятельно, нахожу подходящие задания в Московской электронной школе, где, к слову, есть возможность и быстро узнать результат теста, и понять, что “западает” у конкретного ученика».

Элина Стрейкмане

Неполнота знания
Мотивированному школьнику часто нужно гораздо больше, чем может предложить учебник. Олимпиады в Москве стали массовыми, а ведь они требуют больше знаний и навыков, чем заложено в школьной программе. Учеба в инженерном, медицинском или, например, академическом классе опять же предполагает более глубокое «погружение» в науку, знакомство с различными источниками.

 

«Во-первых, материал в учебниках недостаточно углубленный. Во-вторых, подача довольно скучная. Наконец, их содержание мало адаптировано именно для медицинских классов, в которых я преподаю. Я обучаюсь в аспирантуре и хорошо умею работать с информацией. Мне известно, в какой книге или учебном пособии та или иная тема подана лучше. Кроме того, я стараюсь давать ребятам читать статьи из научных журналов».

Андрей Корнейчук, учитель химии школы № 1535

 

 

«Даже в лучших учебниках некоторые элементы школьной программы представлены недостаточно полно. Не хватает практических упражнений для того, чтобы закрепить материал. Например, по написанию частицы «не» с различными частями речи и некоторым другим темам, важным для успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ».

Элина Стрейкмане

 

«Уравниловка»
Каждый ребенок индивидуален. Кому-то удобнее начать с самого простого и понятного, кого-то нужно сперва озадачить парадоксом, а кто-то сразу готов погрузиться в витиеватые теоретические выкладки. Один учебник не может быть одинаково полезен для всех ребят.

 

«Мои ученики получают на уроке тему для изучения, а какой текст по ней они выберут — уже их дело. Даже в инженерном классе у детей разный уровень, разная подготовка. Кто-то сразу готов «копать глубоко», а кому-то важно начать с информации из книжки для базового уровня — и только потом идти в «дебри». Проект «Московская электронная школа» делает доступными несколько учебников физики, и это очень удобно».

Антон Марко, учитель физики школы № 2098

 

Ошибки и погрешности
Учебники проходят не одну экспертизу, однако ошибки в них всё равно неизбежны. Порой они кочуют из издания в издание. Перепроверка каждой буквы и каждого факта стоит и времени, и денег, а эти ресурсы всегда в дефиците.

 

«Ошибки и опечатки в современных учебниках – настоящая беда, равно как и утратившая актуальность информация. Тырныаузский горно-обогатительный комбинат прекратил свою работу в начале 2000-х, однако о нем до недавнего времени писали в учебниках по экономической географии как о крупнейшем на Северном Кавказе. ЗИЛ уже 4 года как не выпускает грузовые автомобили, а школьников учат, что выпускает. В одном пособии по истории детей просят проанализировать текст об Александре Невском и сделать выводы, касающиеся Ледового побоища. Всё бы хорошо, но только предлагаемый текст описывает… Невскую битву, случившуюся двумя годами ранее и несколько в ином месте! И таких примеров масса».

Иван Колечкин

 

Не читать, а делать
В школьной программе есть сугубо практические дисциплины или предметы с большой долей практики. Учебник либо не требуется вовсе, либо нужен только для повторения или самостоятельной работы.

 

«Конспектирование учебника — даже не прошлый, а позапрошлый век. Если вдруг ребенку реально понадобится то, что мы проходим, то он не будет вспоминать учебник, ему будут критически важны отработанные до автоматизма навыки».

Кирилл Гоев, учитель ОБЖ школы № 654 имени А. Д. Фридмана

 

Всё решено
Наверное, нет такого отечественного учебника, домашние задания которого добрые люди не прорешали, сберегая детские силы. В сети сегодня множество ресурсов, где лежат уже выполненные домашние задания по всем предметам. Освоить дисциплину можно, только преодолевая трудности самостоятельной работы, а учебник здесь уже мало помогает, хотя его основная функция — как раз давать материал для тренировки.

 

«Новую задачу придумать, конечно же, трудно. А решения сегодня легко «гуглятся». Поэтому я просто меняю формулировку. Например, если в изначальном тексте задания двигается мяч, то у меня — машина. Впрочем, даже если ребенок всё-таки найдет что-то похожее в «решебнике», то это так или иначе интеллектуальный труд — поиск аналогий и отличий, сравнение, компиляция. Да и сам навык поиска в сети сейчас ценен».

Антон Марко

 

Без радости открытия
Привычные учебники дают знания в готовом, «легко усваиваемом» виде, лишая школьника счастья первых самостоятельных шагов в науке. Всё написано логично, понятно, стройно, но без «огонька».

 

«Учебник дает ребенку информацию в виде непреложной истины. Во время занятия я создаю ситуацию, в которой ученик сам получает эти знания, например, в ходе эксперимента. Именно эти маленькие открытия на уроке окрыляют и мотивируют юных исследователей, приводя их в дальнейшем к вершинам олимпиад и  конференций».

Наталья Титорова

 

Мир XXI века — пространство альтернатив. Мы начинаем во всех сферах жизни избегать непреложного и обязательного. Что нам действительно необходимо, так это богатство выбора полезных инструментов для решения наших задач. Кто-то из учителей уже вполне справляется без учебника, кто-то использует его частично, кто-то остаётся ему верен. В любом случае учит не учебник, а команда учителей каждой конкретной большой московской школы. Команда, способная создать среду, развивающую интеллект и воспитывающую душу ребенка.

текст: И. Толстикова фото: Н. Арефьева, Д. Кузнецов

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: