Антон Кульбачевский

Мы поговорили с руководителем Департамента Природопользования и охраны окружающей среды Москвы Антоном Олеговичем Кульбачевским о формировании экологического мышления у школьников, планах на будущее, новых акциях и мероприятиях и о многом другом.

2017 год объявлен Годом экологии в России и Годом особо охраняемых природных территорий. Какие московские мероприятия запланированы для школьников в это время (фестивали, выставки, праздники, экологические акции)?
Все акции, которые проводятся департаментами, мы продолжаем и будем продолжать. Это, например, акция «Батарейки, сдавайтесь!», в которой поучаствовали более 67 тысяч детей и педагогов из 125 школ и благодаря которой мы собрали 15 тонн использованных батареек. Еще одно полезное мероприятие — это акция по сбору макулатуры «Бумажный бум». Участники из 60 учебных учреждений столицы собрали и отправили на переработку более 70 тонн макулатуры. Плюс еще одна наша традиционная акция по раздельному сбору мусора — «Разделяй и используй». Сейчас у нас проходила еще одна акция — дети делали новогодние елки из природных материалов и из вторичного сырья. Нашему пресс-центру правительства Москвы как раз подарили одну из таких елочек. Если говорить про программы, то в следующем году будут открыты два экоцентра. В следующем году на базе двухпалубного теплохода откроют Музей Москвы-реки. Уроки будут проводиться непосредственно на ходу корабля. Кроме маршрута дети смогут провести лабораторные исследования, узнать историю реки, познакомиться с флорой и фауной, ихтиофауной. Им расскажут, какие в Москве-реке обитают рыбы, растения и животные. У нас уже готова концепция развития музея. После организации она даст непосредственно экологический эффект. Мы хотим, чтобы дети подключались и вовлекались в наше дело, потому что это процесс даже не одного десятилетия. Подрастающее поколение обязано знать, какие существуют проблемы у Москвы-реки и как их решать. Детям также предложат различные интерактивные сценарии — игры и квесты. Всё это для того, чтобы именно они определяли, по какому пути нам идти в будущем. Очень интересно, что дети очень неплохо с этим справляются. В 2017 году в «Лосином острове» откроется Музей леса, который в первую очередь будет давать историческую справку о том, когда в России появилось лесное хозяйство. Там можно будет увидеть разные кодексы, интересные документы, старинную форму лесников, пилы, инструменты. Эту экспозицию в большей степени посвятят российским лесам. Посетителям будут показывать различные природные зоны, виды растений, которые либо добывают, либо охраняют. Что-то более специальное будет уточняться в 2017 году, каких-то глобальных мыслей на этот счет пока нет.

В 2016 году вы провели для московских школьников четыре урока по различным экологическим темам. Планируете ли вы продолжение этой акции в дальнейшем? На какие темы?
Естественно, мы будем проводить уроки, и их будет больше, как и спикеров. В начале года мы бросили клич, может быть, откликнутся те, кто до этого не откликался. Я сам уроки проводить буду. Мне это очень нравится. Пока у нас было только две темы — раздельный сбор мусора и содержание экзотических животных в неволе, но это только начало.


В Москве очень много усилий прилагается для улучшения экологической ситуации. Что запланировал Департамент в этом году, какие изменения, улучшения планируются для того, чтобы сделать нашу столицу еще более экологически безопасной, чистой и зеленой?
Изменения, связанные с экологией, настолько плавные, что их не всегда можно заметить по итогам года. Может быть, это станет заметно спустя годы. Мы видим положительные тенденции. Делать будем то же самое — высаживать деревья, создавать новые зеленые территории, решать транспортную проблему, снижать автотранспортную нагрузку. Мы уже это делаем, и результат есть. Мы всё так же будем заниматься промышленными предприятиями, контролировать их, следить, стимулировать на природоохранные мероприятия, чтобы они тратили деньги на их реализацию по реорганизации и реконструкции очистных сооружений, ставили фильтры. Мы обязательно будем заниматься образованием и просвещением, а также экологическим контролем и надзором. Фактически это, наверное, все наши направления.

Что необходимо сделать, чтобы у ребенка сформировалось экологическое мышление? Формируется ли оно у него только тогда, когда он участвует в экологических конкурсах, или это зависит от воспитания в семье, культуры и прочего?
Воспитание в семье — один из самых важных и главных факторов, потому что как личности мы прежде всего формируемся в семье. Второе — это уже детский сад, школа, институт — образовательные учреждения. Образование, которое мы получаем, в любом случае определяет нашу жизнь и дает ей определенное направление. Почему я начал обучать свою дочь. Просто в три года я спросил ее, где растет картошка. Она ответила, что картошка растет на полке в супермаркете. Меня это несколько озадачило. Тогда мы с ней разбили грядку и посадили всё что могли: перец, картошку, капусту. Всего по одному. Но она, по крайней мере, сама за этим ухаживала, надкусывала, все пробовала. Вот такой у неё был контакт с живой природой. Она поняла, слава богу, как это выращивается, какой труд на это нужно потратить. Пример собственных детей сподвиг меня заниматься экологическим воспитанием. Когда человек теряет эти знания и связи, то становится не до конца полноценным. И с духовной точки зрения тоже. К тому же на все это наслаиваются определенные проблемы тяжелой жизни в мегаполисе. Дети больше предпочитают компьютеры, телефоны, чем общение на свежем воздухе. Эта проблема существует, и в любом случае просто так мы ее оставлять не будем. Детей надо обучать всегда. Главное, что у нас есть не только научная и методическая база, но и специальные территории, оборудованные экологическими тропами и экоцентрами. Практически любой желающий в шаговой доступности может стать юным натуралистом — прийти и изучить какой-то интересующий вопрос, потрогать, ощутить тактильный контакт с животным, растением, деревом. Это очень важно. Когда мы только начинали проводить акции, то в них участвовали 20−30 школ, а сейчас более 300. Количество собранных отходов и участников растет с каждым годом. Конечно, мы видим отклик и видим обратную связь и от детей, и от студентов. Взрослых, к сожалению, мало. Работающие люди среднего возраста — самые пассивные для экологии люди. Если ты, конечно, не занимаешься этим профессионально. У нас, кстати, очень много занятий для пенсионеров. Пожилые люди забывают какие-то навыки и знания, которые помнили в школе. Многие люди, например, уходят на пенсию и заводят пчел. У нас сейчас можно получить полный ликбез по пчеловодству — прийти, не зная ничего, и выйти уже специалистом. У нас много возможностей активности, которые мы будем развивать в 2017 году. Например, сейчас очень популярны квесты. Мы также начали так называемый процесс «музеефикации». Если у нас есть памятники природы, то почему бы на какой-то территории не сделать музей живой природы? Ведь музей сам по себе — это и культура, и просвещение. Например, квесты сейчас настолько востребованы в обществе, что любая квестовая тема расписана уже за два-три месяца. Люди хотят получить что-то в игровой форме — не просто прийти в кафе и пригласить клоуна, а поиграть и узнать новое. Они у нас ищут птиц, животных, фотографируют. Город предоставляет ребенку много возможностей в игровой форме получить любой объем информации.

Как будет решаться проблема раздельного сбора мусора в Москве в ближайшее время? Как в этом процессе будут задействованы дети?
Сейчас мы только готовим детей к этому. Но когда у нас появятся мощности, то они уже повзрослеют и станут главными участниками этого процесса. Сейчас подсаживать всех на сбор мусора нет смысла, потому что это будет просто профанацией: «Если вы все равно отвозите на помойку эти отходы, то зачем вы их тогда разделяете». Что может каждый москвич, каждый школьник сделать прямо сегодня, прямо сейчас для экологии любимого города, чтобы сделать Москву чище? Такие советы мы даем во время наших акций. Например, в «Час Земли», когда мы экономим энергоресурсы. Но, прежде всего, надо переосмыслить свою жизнь. Проанализировать, что ты сейчас делаешь правильно, что ты пока делаешь неправильно и что тебе нужно делать, чтобы поступать правильно. Надо сделать всего лишь какие-то усилия, чуть-чуть себя преодолеть. Разделять отходы можно? Если ты чувствуешь силы, то почему бы не попробовать этим заняться, что очень полезно. Можно ходить пешком, вести здоровый образ жизни, заниматься спортом, больше пользоваться услугами общественного транспорта, экономить энергоресурсы, не выбрасывать в мусоропровод то, что нельзя выбрасывать туда. Беречь город, городскую инфраструктуру. Вот такие элементарные вещи.

беседовала А. Ясеницкая фото: Н. Арефьева

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: