Сергей Собянин

Качество образования в столице растёт из года в год. Московские умники и умницы побеждают на многочисленных соревнованиях различного уровня — от всероссийских до международных. Школы города применяют самые современные технологии и становятся по-настоящему умными и открытыми, а в СМИ каждый день появляются сообщения о признании столичной образовательной системы на мировом уровне и его рейтинговых местах в авторитетных исследованиях.
Но так было не всегда. О том, как Москва стала одним из лидеров в области образования, каким образом столичные власти выстраивают траекторию его развития, и что ещё предстоит сделать на этом пути, журнал «Школа. Москва» поговорил с Мэром Москвы Сергеем Собяниным.

Сергей Семёнович, сейчас много и часто говорят о современном образовании, и конечно, Москва — флагман и ориентир в этом смысле. Всё-таки как бы Вы оценили образование в столице сегодня? В чём его главное, ключевое достижение, с Вашей точки зрения?
Главное достижение в том, что московское образование сегодня стало доступным и качественным для всех москвичей. Да, оно и раньше славилось своим качеством. Но вот если мы с вами вспомним: 10 лет назад в городе были первоклассные, хорошие школы, и было очень много школ, которые не давали должного образования. Считал и считаю, что дети москвичей должны иметь равные возможности в получении качественного образования вне зависимости от того, в каком районе они живут и в какую школу ходят. Это предопределяет в дальнейшем и равные возможности при поступлении в колледж или вуз. Равные стартовые возможности в жизни.

Да, вспоминается, как страшный сон — всеми правдами и неправдами жители города пытались пристроить своих детей в приличные школы…
Именно! Таких школ в 2010 году было 15–20 на весь город. Перед нами стояла глобальная задача — обеспечить московским ребятам равные права на получение качественного образования. Для этого было сделано очень многое. В первую очередь мы коренным образом изменили систему финансирования школ, которая раньше различалась в три-четыре раза между отдельными школами, выровняли её, ввели справедливую систему нормативного финансирования для всех. Учителя теперь получают заработную плату в зависимости от количества школьников, которых они обучают, и от качества обучения. Эти важные изменения привели к тому, что школа стала напрямую заинтересована в учащихся, в качестве образования, которое она даёт. В результате ситуация радикально изменилась. Качественное образование стало массовым, потому что большинство школ города сейчас даёт хорошие, глубокие знания.

Московское образование сегодня — это уже бренд, за столицей прочно закрепился статус умного города, города образования. Сергей Семёнович, а вот какие маркеры для Вас служат подтверждением этому?
Это подтверждается и тем, как результативно учащиеся из большого количества наших школ сдают ЕГЭ, и тем, как эффективно столичные школьники выступают на различных олимпиадах.
Если говорить об олимпиадном движении, то оно есть сегодня практически в каждой школе Москвы. В 2018 году наши ребята взяли больше половины золотых медалей Всероссийской олимпиады. А в 2010 году, например, таких победителей было только четверть. Мы год за годом идем на рекорд. Цифры говорят сами за себя: практически каждая третья школа города сегодня подготовила лауреатов Всероссийской олимпиады. Безусловно, это свидетельствует о высоком качестве московского образования. Мы поддерживали и будем поддерживать наших талантливых ребят. В этом году принято решение увеличить денежные выплаты победителям и призерам олимпиады в два раза: победители Всероссийской олимпиады получат 300 тысяч рублей, призеры — 150 тысяч.

 

 

То есть здесь и в сравнении с мировым уровнем, да, оценка идёт? Международные вершины удаётся нашим ребятам покорить?
Столичные школьники в составе российской сборной уверенно лидируют и на международных олимпиадах. Только в прошлом учебном году наши ребята завоевали 19 медалей по восьми предметам — половину всех наград команды. В копилку России московские ученики принесли семь золотых, восемь серебряных и четыре бронзовые медали. Я считаю, что мы должны ценить ребят, которые вкладывают столько труда и таланта, прекрасно учась в школах и защищая честь нашего города и страны. Теперь у них ещё больше мотивации стать лучшими из лучших. Правительство Москвы учредило специальные гранты для учащихся, успешно выступающих на международных состязаниях: за первое место школьники получают по одному миллиону рублей, за второе — по 500 тысяч, а за третье — по 250 тысяч рублей.
Кстати, чтобы наши ребята могли посоревноваться у себя дома, вот уже третий год мы проводим Олимпиаду мегаполисов — международный командный турнир школьников из крупных городов и мировых столиц. География участников Олимпиады постоянно расширяется: если в 2016 году к нам приезжали проверить свои силы и знания учащиеся 22 городов мира, то в прошлом году турнир охватил уже 36 мегаполисов из 26 стран. Я уверен, что на третьей Олимпиаде, которая будет проходить в столице со 2 по 7 сентября, эта цифра ещё возрастет.

 

 

Интеллектуальное соревнование включает два основных этапа, в ходе которых ребята решают задачи по математике и информатике, а также выполняют теоретические и экспериментальные задания по физике и химии. Сложность предложенных испытаний достигает уровня крупнейших международных олимпиад. И здесь наша команда показывает прекрасные результаты: два года подряд московские ребята занимают первое место. Искренне желаю удачи всем участникам Третьей международной Олимпиады мегаполисов в этом году. Хотелось бы еще вот о чём тут сказать. Успехи московских школьников — это большая заслуга и самих ребят, и их родителей. Но не будем забывать и о том, что в них вложена огромная работа московских учителей. Именно они с первого класса идут вместе с детьми, открывают им мир, дают знания, помогают найти и развить в себе талант. За всё это мы им очень благодарны. Я считаю, что наши учителя — лучшие, и хочу сказать им спасибо за их труд.

 

 

Изменения масштабные и очень позитивные, но какие еще шаги предпринимают столичные власти на этом пути?
Москва не стоит на месте, нам есть куда стремиться. Сложно преувеличить роль образования в нашей жизни сейчас, когда мир очень динамичен, идёт стремительное развитие технологий. Поэтому, чтобы сегодня быть готовыми к тем изменениям, которые нас ждут завтра, чтобы быть конкурентоспособными, нам нужно всегда быть на шаг впереди.

 

 

Мы смотрим в будущее, и образовательная система столицы развивается вместе с городом, это одно из приоритетных направлений политики Москвы. Интеграция всех ресурсов города, формирование умений для жизни в современном высокотехнологичном мире, образование для будущего — вот главные принципы развития московских школ сегодня.

 

 

Именно поэтому мы запустили и активно развиваем такие крупные городские мегапроекты, как Московская электронная школа, предпрофессиональное образование. Уникальный проект МЭШ был запущен в 2016 году и уже успел стать визитной карточкой системы образования города. В его рамках мы оснащаем школы самым современным высокотехнологичным оборудованием — интерактивными панелями, планшетами, ноутбуками, скоростным Wi-Fi. Но что особенно важно, с моей точки зрения, — то, что МЭШ — это сочетание традиционного образования и цифровых технологий, система, которая дает возможность учить и учиться по-новому. Очень ценно, что это по-настоящему народный проект, созданный московскими учителями. МЭШ — это не только и не столько «железо», это платформа, которая позволяет каждому педагогу поделиться своим опытом и знаниями, создать уникальные сценарии по каждому предмету и к каждому уроку.

 

 

Библиотека Московской электронной школы сегодня — это более 22 тысяч электронных сценариев уроков, разработанных столичными учителями, 480 «народных» учебных пособий, 250 электронных учебников по всем предметам школьной программы, более восьми тысяч образовательных приложений. Каждая семья является пользователем бесплатных, доступных и качественных учебных материалов, каждый учитель вносит свой вклад в развитие умной московской школы, создавая и используя уникальный контент МЭШ. И такой труд город оценивает по достоинству: для авторов наиболее востребованных сценариев уроков учрежден Грант Правительства Москвы за вклад в развитие МЭШ. Его обладателями стали уже 274 педагога из 148 столичных школ. И за активное участие в развитии проекта наши учителя ежемесячно получают надбавку к зарплате — 10 тысяч рублей.

 

 

Для нас очень важно, чтобы московские ребята уже в школе могли определиться с выбором специальности, овладеть теми умениями и навыками, которые будут необходимы им в будущей профессии и жизни в высокотехнологической среде города.

 

 

Для этого мы запустили предпрофессиональные классы — инженерные, медицинские, Курчатовский проект… Недавно этот список пополнили академические, или научно-технологические классы, — сегодня они открыты в 10 московских школах. В результате у столичных школьников есть все условия для того, чтобы решить, где они хотят продолжить обучение, определиться с индивидуальной стратегией развития и освоить базовые профессиональные навыки. Москва будет и дальше развивать предпрофессиональное образование, это очень важный и перспективный проект.

 

 

Почему именно инженерный и медицинский классы были выбраны в качестве приоритета?
Столице сегодня очень нужны инженерные кадры. Эти специалисты требуются практически везде, даже в той же медицине, — технологии совершенствуются стремительно. Поэтому мы такое внимание уделяем этим классам. Приятно, что московские школьники замечательно проявляют себя в точных науках, показывают прекрасные результаты на соревнованиях самого высокого уровня и по физике, и по химии.

 

 

Хотела спросить про колледжи, ведь колоссальная работа проделана в этом направлении. От бывших ПТУ — к современным высокотехнологичным центрам подготовки реальных профессионалов. Как наши молодые мастера себя проявляют?
Колледжи столицы дают возможность реализовать себя практически в любой специальности. Они очень серьезно изменились: оснащены высокотехнологичным учебным оборудованием, у них прекрасная материально-техническая база, здесь работают замечательные мастера производственного обучения. Поменялся и формат их работы: колледжи сегодня уже не ждут, когда к ним поступят студенты, — они активно занимаются со школьниками.
Это, например, и проект «Профессиональное обучение без границ», когда ребята могут, обучаясь в школе, ходить на занятия в колледж и получить одновременно с аттестатом свидетельство о профессии. Это программы дополнительного образования технической направленности для школьников, которые тоже проводятся на площадках московских колледжей. Это также новый формат уроков технологии, когда учащиеся 5–9 классов изучают этот предмет опять же на базе колледжа, используя самое современное учебное оборудование. И конечно, это традиционные Дни открытых дверей в профессиональных образовательных организациях города «Сто дорог — одна твоя», которые мы проводим два раза в год. Можно прийти и своими глазами увидеть, как колледж работает, какие программы реализуются, познакомиться с возможностями производственных лабораторий, мастерских, принять участие в мастер-классах, посетить площадки работодателей. У наших колледжей налажена система взаимодействия с профильными предприятиями города. Выпускники получают интересные и престижные профессии, они востребованы на московском рынке труда.
И, безусловно, колледжи сегодня — это прекрасные тренировочные базы для будущих чемпионов. Московские студенты показывают отличное качество своей подготовки, завоевывая высокие места на Национальном чемпионате «Молодые профессионалы» и на мировом уровне. Московская команда последние два года подряд на российском чемпионате занимает первое место. В 2016 году наши ребята завоевали золотые медали по 14 основным компетенциям, серебряные по 11 и бронзовые по 8. А в 2017 году побили собственный рекорд, выиграв золото уже по 22 основным компетенциям, серебро по 6 и бронзу по 4.
В прошлом же году в финале чемпионата мира по профессиональному мастерству WorldSkills, который проходил в Абу-Даби, наши ребята снова были признаны лучшими: студенты московских колледжей в составе сборной России получили две золотые и две серебряные медали. Из 11 медалей, завоеванных представителями российской команды, московские участники взяли более 36% наград. Столичные участники также принесли в копилку нашей сборной пять медальонов: они присуждаются конкурсантам, продемонстрировавшим высочайший уровень подготовки.
У нас сильно выросло количество ребят, которые участвуют в различных конкурсах профессионального мастерства, — фактически в девять раз за три года. За это время колледжи города подготовили 51 победителя и 47 призёров Национальных чемпионатов профессионального мастерства WorldSkills Russia.
Мы прекрасно понимаем, что профессиональное образование — это будущее рабочих профессий столицы. Вот эти навыки и умения Москва тоже будет развивать.

Сергей Семёнович, этот номер нашего журнала выходит накануне нового учебного года. Чтобы Вы хотели пожелать нашим читателям?
Дорогие ребята, дорогие учителя! Хочу пожелать всем вам здоровья, счастья и удачи во всём. Учителям желаю, конечно, новых творческих успехов, благодарных учеников, которые прославят наш город и которыми вы будете гордиться. Ребятам хочу пожелать новых интересных открытий и ярких побед. Вы — будущее нашего города, и именно от вас зависит, какой Москва станет завтра.
А со своей стороны я обещаю, что Правительство Москвы никогда не оставит образование без внимания. Город и в дальнейшем будет заботиться о школе, развивать её и делать всё, чтобы у наших детей, у наших московских семей было лучшее образование в мире.

 

 

беседовала Е. Рипс   фото предоставлены Пресс-службой Мэра и Правительства Москвы

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: