Планета «Сириус»

В старой песне Виктора Берковского «Марк Шагал» герой стихотворения задает всем вопрос: «А вы не из Витебска?».

В который раз собираясь в Сочи, поймал себя на том, что когда говорю, что лечу туда, получаю встречный вопрос: «ты в «Сириус»»? Причем не только от представителей своего профессионального сообщества. А от людей, далеких от школы. Раньше при упоминании Сочи спрашивали: «В отпуск? К морю? За фруктами?» А теперь: «В “Сириус”?» На мой взгляд, это успех. Успех коллег, которые несколько лет (многие — решившись на переезд) вкладывают себя в эту сложную, но очень любопытную и нужную историю. И конечно, успех и твой личный, когда тебя приглашают сюда читать лекции или вести курс. Потому что это новый опыт. Московского учителя оснащением учебного – процесса не удивишь. Учитель истории Валентин Шовиков, финалист конкурса «Учитель года Москвы-2017», вполне серьезен: «Поработать в “Сириусе” — опыт работы в условиях, к которым стремится современная российская школа…».

«Сириус» — это пространство действий

Уже второй год подряд финалисты конкурса «Учитель года Москвы» награждаются образовательной поездкой в Краснодарский край, к берегам Чёрного моря, в город Сочи. Здесь московские учителя знакомятся с уникальным образовательным явлением в нашей стране — центром для одаренных детей «Сириус». Он создан по инициативе Президента Российской Федерации В. В. Путина на базе олимпийской инфраструктуры Образовательным фондом «Талант и успех», учрежденным в 2014 году выдающимися российскими деятелями науки, спорта и искусства. Что значит «познакомиться с центром»? Ни для кого не секрет, что учителя не очень любят экскурсии. Простое слушание и даже разглядывание редко увлекает. Но экскурсия по «Сириусу» — совсем иное. «Сириус» — это пространство действий. Каждый объект — от олимпийского факела и гончарного круга до интеллектуальных тренажеров интерактивно-выставочного пространства «Полигоны» — уникален, но при этом абсолютно доступен и будто приглашает к взаимодействию. Все здесь хочется (и можно!) исследовать, понять принцип действия, да и просто сфотографировать! «Познакомиться с центром» невозможно, не пообщавшись со взрослыми и детьми, создающими уникальную атмосферу «пребывания в будущем». Об образовательной стратегии центра московским учителям, посетившим «Сириус» в начале октября, рассказал Михаил Ильич Случ, заместитель руководителя Фонда по направлению «Наука». Михаил Ильич и сам был когда-то финалистом конкурса «Учитель года Москвы – 2010», потом его победителем, а впоследствии — и абсолютным победителем конкурса «Учитель года России – 2010». Разговор с ним для нынешних финалистов стал своего рода повышением квалификации, расширил их представление о профессиональных горизонтах и возможностях современного учителя. И, конечно же, уроки для сириусцев! Московские учителя подготовили и провели междисциплинарные занятия для юных спортсменов, биологов и художников, которые никого не оставили равнодушным. Ребята поняли, как много знаний из разных областей науки и искусства необходимо для того, чтобы отправиться в космическое путешествие или создать эффектный комментарий к спортивному матчу. К урокам с интересом отнеслись и коллеги, преподающие в «Сириусе». Учителя Москвы с удовольствием поделились с ними разработками, а также провели семинары, представив свой опыт создания электронных сценариев уроков в Московской электронной школе.

Ольга Шугаева, старший методист Городского методического центра

 

Что же это за условия? Сочинский «Сириус» предоставляет возможности для тысяч российских школьников попробовать себя всерьез в науке, искусстве, спорте… Смены в «Сириусе» разные: научные, спортивные, творческие. И юные хоккеисты могут попробовать свои силы на объектах, строившихся для Олимпиады, то есть в условиях, приближенных, так сказать, к боевым. Юные исследователи — провести эксперименты и изучить, к примеру, возможности живых организмов в условиях космоса. Юные музыканты и танцоры — порепетировать на больших концертных площадках города-курорта, где обычно работают «звезды». Конечно, две-три недели смены — крайне малый срок для настоящего исследования или серьезного погружения в творческую профессию. Но это — качественный заряд желания учиться мастерству и познавать науку на уровне века двадцать первого. Для этого «Сириус» и приглашает мастеров — учителей, ученых, артистов, представителей самых разных областей — для общения и работы с ребятами, приезжающими сюда, на гостеприимное побережье Черного моря, со всех уголков нашей страны. Потому что самое ценное в любой истории, на мой взгляд, это все равно люди… Можно обладать самым передовым оборудованием и самыми эффективными технологиями, но если их некому реализовывать, то они всего лишь гора железа и пластика да множество пустых слов.

Именно поэтому самое ценное в каждом визите в «Сириус» — не увидеть новые приборы или лаборатории (а их оснащение год от года растет и количественно, и качественно), а посмотреть, как это работает. В реальных, а не демонстрационных условиях. А еще лучше — самим попробовать поработать с детьми с помощью колоссального технического ресурса «Сириуса». Эта поездка подарила очень удачный опыт работы над уроком вместе с коллегами… И опыт совместного проведения урока. Предвижу скептическое: «А зачем четыре учителя на уроке? В чем эффективность?» Я бы разделил здесь командообразующий, предметный, межпредметный результаты и результат педагогический.

Практически это была творческая профессиональная мастерская. В итоге было уже неважно, кто конкретно будет вести этот урок. Поскольку каждый педагог внес крупицу оригинального педагогического опыта с позиции своего предмета не как основного, а как одного из предметов, позволяющих объяснить сложный природный процесс комплексно. Причем непривычной и… не совсем профильной целевой аудитории.

По сути, мы смоделировали один из вариантов создания образовательной среды, в котором ученики и учителя вне зависимости от предметной специализации решают общую проблему, которая неразрешима с помощью узкопредметного инструментария… А главное, на глазах детей формировалась и работала команда взрослых, которая сотрудничала и взаимодействовала с ними и друг с другом для достижения общего результата. И получилось здорово… Уверен, что для юных хоккеистов этот урок про лед (а назывался он «Почему лед скользкий?») — одно из самых ярких впечатлений смены в «Сириусе». Потому что скольжение по льду с точки зрения физика и химика, историка и математика, географа и филолога — это совершенно разные грани одного и того же процесса. И скольжение превращается в метапредметное понятие как инструмент установления межпредметных связей. Вот он, целостный взгляд на окружающий мир, шаг к формированию представлений о единой картине мира.

Конечно, скептики скажут: «А как же проверить долгосрочный результат?» Иногда один яркий урок дает сильный импульс к изучению предмета, ранее казавшегося неинтересным. Если запаса этого урока хватит для появления интереса к физике, истории, химии — то это прекрасный результат. Надеюсь, учителя этих ребят смогут его оценить. Конечно, возможности «Сириуса» — и организационные, и технические — расширяют палитру возможностей учителя. Учителя, умеющего с ними работать и способного научить работе с ними для выполнения конкретных задач в рамках выбранной ребенком темы исследования. А может, и не в рамках. Ведь подчас результат исследования бывает неожиданным. Таких учителей в России немало. К ним и обращается команда «Сириуса», приглашая к сотрудничеству коллег из регионов, способных влиться в работу этого удивительного и уникального учебного заведения.

 

«В конце сентября этого года мне посчастливилось побывать в образовательном центре “Сириус” в Сочи в составе команды учителей, финалистов конкурса «Учитель года Москвы − 2017». Сказать, что это замечательное место — не сказать ничего! Очень интересный Парк науки и искусства, где ученикам предлагают познакомиться с достижениями современной инженерной науки и техническими возможностями различных профессий, попробовать себя в роли исследователя или специалиста. Вот бы самому поработать на установках, имитирующих магнитное поле Земли, и “запустить” свой спутник на околоземную орбиту!».

Клепиков Илья Александрович, учитель физики школы № 1799, финалист конкурса «Учитель года Москвы – 2017»

 

 

«Русский язык и литература, начальные классы, физика, биология, история, география — одиннадцать учителей… Станислав Лем как-то заметил, что “современная цивилизация — обмен ценностей на удобства”. Октябрь 2017 года дал возможность учителям из Москвы опровергнуть это утверждение. А мальчишкам из спортивной смены образовательного центра “Сириус”, грезящим о зале хоккейной славы НХЛ, попробовать себя в совершенно необычном взаимодействии. Как связаны нервные импульсы и манера игры выдающегося Валерия Харламова? Можно ли с закрытыми глазами найти центр тяжести у клюшки? Какую коммуникативную стратегию следует выбрать, комментируя хоккейный матч? А также все тонкости командного взаимодействия не только на площадке, но и за школьной партой. Получилось интересно!».

Юлия Есауленко, преподаватель колледжа автоматизации и информационных технологий № 20

 

 

«На вопрос, что же стало самым ярким впечатлением в поездке нашей команды московских учителей в образовательный центр “Сириус”, я, не задумываясь, отвечу: атмосфера! Это удивительное место, где, сконцентрировавшись, сплелись воедино огромная любовь к науке, творчеству, искусству и спорту… Меня покорило огромное желание учеников трудиться не покладая рук и совершенствоваться в той сфере, которая стала огромной частью их жизни. Многочасовые тренировки, занятия по профильным предметным направлениям, игра на музыкальных инструментах — это не обязанность, это возможность. Возможность погрузиться с головой в ту область, которая уже давно превратилась в страстное увлечение. Именно поэтому у всех ребят так по-особому горят глаза огоньком энтузиазма: они делают то, чем всегда хотели заниматься!».

Элина Стрейкмане, учитель русского языка и литературы школы № 536, финалист конкурса «Учитель года Москвы – 2017»

 

 

«“Сириус” не случайно назван в честь ярчайшей звезды на небосклоне. Подобно ей, он притягивает к себе внимание творческих, спортивных, увлеченных разными науками и ищущих новые знания детей и взрослых со всей России. В какой-то момент после начала общения с жителями этого уникального места перестаешь понимать, кто у кого больше учится — дети у взрослых или наоборот. Круговорот идей впечатляет, затягивает и вдохновляет!».

Надежда Ладилова, учитель начальных классов школы № 45 имени Л. И. Мильграма, финалист конкурса «Учитель года Москвы – 2016»

 

 

«Очень полезным оказался круглый стол по обмену опытом с сотрудниками “Сириуса”, интересная экскурсия по кампусу и научному центру. И, конечно, самое главное: знакомство с нашими учениками. Нам выпала честь подружиться с восьмиклассниками, будущими поборниками славы российского хоккея!».

Кирилл Гоев, лауреат конкурса «Учитель года Москвы – 2017», преподаватель ОБЖ школы № 654 имени А. Д. Фридмана», почетный работник общего образования РФ

 

 

«Наше знакомство с “Сириусом” началось со встречи с заместителем руководителя по направлению “Наука” Михаилом Ильичом Случом, который подробно и интересно описал нам миссию “Сириуса”. Честно признаюсь, до встречи с Михаилом Ильичом у меня было некие сомнения в отношении этого “сочинского Хогвартса”: не пытаются ли назвать по-новому хорошо забытое старое, ведь существовали же в СССР СУНЦы (специализированные учебно-научные центры). Оказалось, это все же разные явления, и главное отличие “Сириуса” в том, что он не готовит к поступлению в определенные вузы, а создает среду для мотивации детей к дальнейшему саморазвитию. При этом (и, на мой взгляд, это самая интересная часть замысла) в “Сириусе” происходит общение между детьми с разной одаренностью — спортсменами, гуманитариями и “технарями”. А учебный план смены составляется так, чтобы занятия были построены с межпредметными связями».

Виктор Малков, учитель истории школы № 1524, финалист конкурса «Учитель года Москвы – 2017»

текст: И. Колечкин фото: И. Колечкин , Образовательный центр «Сириус»

Поделиться

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: