Обретенные звезды. Про астрономию — как мы ее едва не потеряли…

Как часто мы, перегруженные будничными заботами и прозой жизни, устремляем свой взгляд к звёздам? Как давно обращали на них хоть какое-то внимание? Их холодный свет встречают ночью негаснущие огни неона и лампочки Ильича. Далёкие и непонятные, они перестали быть путеводными. И тому есть причины. Нам больше не нужно по ним ориентироваться в поисках дома, определять с их помощью стороны света, как в давние времена. Сегодня есть другие способы — нам помогают современные гаджеты, с появлением которых всё стало удобнее и проще. Но иногда кажется, что, устремляясь вперед, ко всё более и более совершенным механизмам и технологиям, мы можем потерять по пути что-то важное. И чтобы этого не произошло, наверное, и нужно обращаться к вечному — к звездам…

Спутник-1
• первый искусственный спутник Земли, советский космический аппарат,  запущенный на орбиту 4 октября 1957 г.
• начало полета — 04/10/1957 в 19:28:34 по Гринвичу
• окончание полета — 04/01/1958
• масса аппарата — 83,6 кг
• максимальный диаметр — 0,58 м
• наклонение орбиты — 65,1
• витков — 1440

Пропавшие
И звезды были почти потеряны, вернее, знания о них. Астрономия покинула список базовых обязательных предметов в 1993 году. И что мы имеем в итоге? Опросы ВЦИОМ показывают: 25 % россиян считает, что Солнце вращается вокруг Земли. И это в космической державе… Так что же случилось с астрономией в отечестве нашем? Сложно назвать конкретную причину, по которой в России сложилась такая ситуация с астрономией. Девяностые годы были непростым периодом в нашей истории. Перестройка, смена государственных устоев, ценностных ориентиров и сопутствующие этому муки рождения нового общества. Звезды и астрономия уступили место более важным проблемам времени. В советские же годы астрономия была крайне важна, даже необходима — как часть государственной идеологии. СССР принимал самое активное участие в космической гонке. Строительство коммунизма и освоение космического пространства шли рука об руку. Это начинаешь понимать, когда читаешь советских фантастов, смотришь детские фильмы. Порядочные и честные герои в мире победившего коммунизма несут мир и справедливость на другие планеты. Всеми любимый мультипликационный фильм «Тайна третьей планеты» тоже вполне вписывается в эту доктрину. Советского человека готовили к космосу, поэтому значимость астрономии не нуждалась ни в каком обосновании. С развалом СССР воспитание будущего «космического человека» отошло на второй, а то и на десятый план, уступив место насущным проблемам экономики, и астрономия как предмет потеряла былую значимость. Нет, она не исчезла совсем — её элементы органично вписались в предметы естественно-научного цикла, и прежде всего, конечно, в физику. Если же у школьников было желание изучать астрономию более глубоко, это всегда можно было сделать в рамках дополнительного образования. Всероссийские олимпиады по астрономии проводились в прежнем режиме, а ребята, лидировавшие в них, имели те же возможности и преференции, что и победители по другим предметам. Учебники по астрономии тоже издавались и всегда присутствовали в Федеральном перечне. Однако, судя по данным ВЦИОМ, для широких масс астрономия была все-таки потеряна. Но потерянное можно постараться вернуть. И недавно о необходимости возвращения астрономии в школы сообщила Министр образования России Ольга Юрьевна Васильева. Значит ли это, что «космический человек» вновь расправит плечи? Время покажет…

***

Астрономия — это наука о Вселенной. Предметом её изучения являются космические явления, процессы и объекты. Именно благодаря астрономии мы знаем, что из себя представляют звёзды, планеты, спутники, кометы, астероиды и метеориты. Где они находятся, как движутся и взаимодействуют друг с другом. В развитии этой науки выделяют несколько этапов, каждый из которых именуют астрономической революцией.

Первый этап
Приблизительное начало его осуществления — 1500 лет до нашей эры. Причиной первой революции стало развитие математических знаний, а результатом — возникновение сферической астрономии, астрометрии и точных календарей. Основное достижение этого периода — возникновение геоцентрической теории мира, ставшей итогом и венцом всех античных знаний.

Второй этап
Второй революции пришлось ждать долго, но она все же наступила в период с XVI по XVII век и была вызвана бурным развитием естественных наук и появлением новых знаний о природе. Достижение данного этапа развития астрономии — это обоснование законов движения планет и всемирного тяготения, изобретение оптического телескопа, открытие новых планет, астероидов, звёздных систем, возникновение первых космологических гипотез. Была изобретена новая техника, помогающая в астрономических исследованиях, а появившаяся возможность изучения химического состава небесных тел подтвердила единство всего космического пространства.

Третий этап
Третья астрономическая революция происходила в 70–90-х годах ХХ столетия. Обусловлена она была прогрессом техники и технологии. На этом этапе появляется всеволновая, экспериментальная и корпускулярная астрономия. Это значит, что теперь все объекты космоса могут рассматриваться с помощью излучаемых ими электромагнитных волн и корпускулярного излучения.

***

 

Предметно
Астрономия — одна из самых древних наук, и имела она вполне практическое применение. Благодаря небесным светилам земледельцы выбирали лучшее время для посева, а мореплаватели и путники находили путь домой. Необходимость в «понимании» времени приводила к созданию первых календарей, основанных на движении звёзд. Древний человек ощущал на себе их необъяснимое влияние, связывал с ними свою судьбу, даже обожествлял их. И звёзды, видимо, отвечали взаимностью, буквально двигая развитие человечества вперёд.
Многие привычные вещи в нашей жизни появились именно благодаря астрономии. Календарь, спутниковое телевидение, Интернет, знаки зодиака, земледелие — вот только самые очевидные её заслуги.
А что же еще дала астрономия современному человеку? Его желание дотянуться до звёзд привело к тому, что наша родина отправила сначала первый спутник, а потом и первого в мире человека на орбиту. Именно с именем Юрия Гагарина связано триумфальное шествие людей в космос. Во многом благодаря астрономии, мы сегодня можем гордиться и такими великими учеными, как Сергей Павлович Королёв (12.01.1907–16.01.1966), который внес неоценимый вклад в развитие космонавтики — его труды и руководства помогали нам покорять космос, а в его планах был даже проект полета на Марс! Кто знает, что бы мог еще сделать этот удивительный человек, если бы ему довелось прожить дольше…
Предшественником Королёва был еще один наш соотечественник, внесший огромный вклад в развитие понимания космоса — Константин Эдуардович Циолковский (14.07.1857–19.07.1935), русский и советский учёный-самоучка, изобретатель, теоретик космонавтики, обосновавший возможность космических полётов. Всю свою жизнь он пропагандировал идеи освоения космического пространства, говорил о необходимости заселения орбитальных станций. Его трудами по аэродинамике вдохновлялись многие советские ученые, в том числе и Королёв. Его идеи, казавшиеся современникам невероятными, впоследствии нашли практическое применение. Именно ему — гениальному ученому и апологету космической мысли — посвящен материал нашей рубрики «Человек-история».

Астрономии — быть!
Изучение астрономии как обязательного предмета на уровне среднего общего образования вводится в российских школах с 2017 – 2018 учебного года, сообщается на официальном сайте Министерства образования Российской Федерации.
Каждая школа при этом может самостоятельно принимать решение — включить астрономию в расписание с 1 сентября 2017 года или позже — с 1 января 2018. Как отмечают в ведомстве, определяющим фактором здесь является фактическая готовность школы к качественному преподаванию этого предмета. Да и в методических рекомендациях, которые Минобрнауки направило в субъекты РФ, внимание акцентируется на том, что изучение астрономии как обязательного предмета «вводится по мере создания в образовательных организациях соответствующих условий».
За школами оставлено и решение о том, в каком классе начинать изучать предмет — в 10-м или в 11-м. При этом может быть использован модульный принцип изучения. Важно, чтобы объем часов на изучение астрономии за весь период составлял не менее 35 часов.
Министерство образования также открыло электронную приемную по всем вопросам, касающимся введения учебного предмета «Астрономия» как обязательного: astronom-mon@yandex.ru

2017 – год космических юбилеев
Уходящий год отмечен большим количеством «космических» дат, связанных как с важными вехами в освоении космоса и развитии космической науки, так и с юбилеями выдающихся учёных и космонавтов.

60 лет назад, 4 октября 1957 года, началась космическая эра человечества: советскими конструкторами и учёными был осуществлён запуск первого искусственного спутника Земли. Над созданием спутника во главе с основоположником практической космонавтики С. П. Королёвым трудились советские учёные М. В. Келдыш, М. К. Тихонравов, Н. С. Лидоренко, Г. Ю. Максимов, В. И. Лаппо и многие другие.

3 ноября 1957 года, через месяц после запуска первого искусственного спутника, в космос полетела собака Лайка — первое живое существо, выведенное на орбиту Земли. К сожалению, Лайке не удалось выжить, но эксперимент подтвердил, что живое существо может пережить запуск на орбиту и какое-то время находиться в невесомости.

2 ноября 1967 года началось космическое телевизионное вещание. Первый пробный сеанс спутниковой связи с Владивостоком: через спутник «Молния-1» был передан сигнал Центрального телевидения из «Останкино». Кстати, макет спутника в натуральную величину можно увидеть в Государственном музее истории космонавтики им. К. Э. Циолковского.

13 июня 1961 года Ю. А. Гагариным был заложен первый камень в фундамент здания будущего Московского музея космонавтики имени К. Э. Циолковского. Музей открыл свои двери для посетителей только в 1967 году.

12 января 2017 года исполнилось 110 лет со дня рождения основоположника практической космонавтики, конструктора и ученого, дважды Героя Социалистического Труда С. П. Королева. А 17 сентября 2017 года — 160 лет со дня рождения основателя теоретической космонавтики и гениального ученого К. Э. Циолковского.

6 марта 1937 года родилась Валентина Владимировна Терешкова — первая женщина, побывавшая в космосе. Летчик–космонавт СССР, Герой Советского Союза. В 1963 году выполнила полет на КК «Восток-6».

Школа № 1905. Космос — рядом!
Редакция «Школа. Москва» заглянула в гости в замечательную московскую школу № 1905 и может с уверенностью сказать — космос действительно рядом! К знаменательной дате — 60-летию запуска первого искусственного спутника Земли — школа подготовила для своих учеников познавательный проект под названием «Космос рядом». Его цель — популяризация достижений российской космической отрасли. Для ребят организовали целую серию встреч с известными космонавтами и деятелями науки. Старт проекту дала встреча с прославленным летчиком-космонавтом, Героем Российской Федерации Сергеем Александровичем Волковым. Школьники смогли задать космонавту все интересующие их вопросы. Следующей вехой проекта стала научно-познавательная лекция астронома Дмитрия Трушина, научного сотрудника Государственного астрономического института им. Штернберга МГУ. Эта встреча также прошла в формате живого общения, ребята узнали много интересных фактов из области астрофизики и космонавтики. А 17 октября в гости к школьникам пришел ещё один выдающийся космонавт, Герой Российской Федерации Александр Иванович Лазуткин. Он показал ребятам уникальный фильм, созданный из снимков космонавтов с орбиты, и ответил на вопросы участников встречи. А вопросов у школьников было много, и по ним было видно, что ребята хорошо осведомлены. Например, заметны ли из космоса экологические проблемы Земли? Был ли полёт американцев на Луну настоящим? Общение с космонавтом длилось около часа, после чего ребята сфотографировались с Александром Ивановичем на память. Герой встречи посетил и школьный музей космонавтики, где дал интервью нашему журналу.

текст: А. Литовченко иллюстрации: Д. Литовченко фото: Н. Арефьева

 

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Поделиться

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: