В рубрике «Гений места» мы пишем об интересных местах, памятниках и зданиях Москвы. В этот раз «герои» — ленд-арт-объекты Николая Полисского, одного из самых известных современных художников России. Прелесть новейшего искусства — в том, что оно кое-что рассказывает о нас самих. Начнешь рассуждать о смыслах этих странных, как будто доисторических строений — и невольно придешь к совершенно другим вопросам: как воспринимает реальность житель мегаполиса и чего ему в ней не хватает? Вполне возможно, «Лихоборские ворота» уже знают ответ.
Удивление?
Жителя Москвы сложно удивить. В том числе и архитектурой. Москва — город-калейдоскоп. Классические особнячки XIX века перемешаны с доходными домами эпохи модерна и допетровскими церквушками. Тут же строго-бетонный конструктивизм — революционные 1920-е, а еще сталинки, хрущевки, брежневки, причудливые ЖК «лужковского стиля» и стеклянные бизнес-центры последних лет. Такой странный, но очень живой коллаж из эпох и мировоззрений. Возможно, где-то в этих склейках, в грубых швах, сцепляющих Древнюю Русь, Российскую империю, Советский Союз с современностью, и обитает дух города. Видишь очередное неожиданное сочетание… Нет, уже не удивляешься, потому что они здесь на каждом шагу. К счастью, из этого порядка вещей есть исключения. О некоторых и поговорим.
Вышедшего из метро «Владыкино» встречает довольно заурядный пейзаж. Пылит Алтуфьевское шоссе. Над ним торчит панельная плита гостиницы «Восход». Дальше — 16-этажки брежневских времен, новый жилой комплекс, а когда дома расступаются, вырастают небоскребы, дотянувшиеся сюда с самой дегунинской окраины. По-прежнему ничего удивительного? Нет, кое-что мы все-таки пропустили… Сначала они незаметны — в великанском пейзаже кажутся детской поделкой, вроде шалаша из прутьев. Но стоит подойти поближе, и «Лихоборские ворота» встанут настоящей триумфальной аркой. Только не римской, хотя и очертаниями, и масштабом они напоминают арку Тита на via Sacra, а варварской или даже первобытной. Арка — птичья: со стороны похожа на непричесанное гнездо. Выцветшие прутья торчат во все стороны — ежистая, колючая. Кажется, что она была построена задолго до египетских пирамид и зиккуратов Междуречья. И вот это уже странно! К таким древним и чудны́м Москва все-таки не привыкла.
Николай Полисский. Лихоборские ворота. 2005 г.
Конечно, это выдумки. Автор «Лихоборских ворот» — ленд-арт-художник Николай Полисский, а возвели их всего-то в 2005-м. В Москве есть и другие его работы в такой же «доисторической» манере. Одна из них — ансамбль в парке «Чермянка», появившийся в четырех километрах от ворот в 2014 году. Но почему вообще эти странные, «первобытные» памятники оказались нужны шумному и энергичному мегаполису? Что они привносят в него и какие смыслы можно в них увидеть?
Ленд-арт — художественное направление, зародившееся в США и Великобритании в 1960-е годы. Его представители стали создавать свои произведения, используя природные материалы и ландшафт. Художники размышляли о взаимодействии человека с окружающей средой, поднимали вопросы экологии, при этом старались сохранить и подчеркнуть специфику места. В США такой «уход в природу» был также выражением протеста против коммерциализации искусства в музеях и галереях. Известные представители — Роберт Смитсон, Ричард Лонг, Уолтер Де Мария и др.
Пейзажист в пейзаже
Николаю Полисскому 64 года. Он — один из самых известных современных художников России. Вокруг его необычных построек возник крупнейший в Европе арт-парк «Никола-Ленивец». С них же начался фестиваль «Архстояние», со временем ставший очень популярным. Можно сказать, что место в истории отечественного искусства для Полисского зарезервировано.
До 2000-го — совсем другая картина. Перспектива прожить вполне полноценную, но и вполне заурядную художническую жизнь — живопись (в основном пейзажи) продается, ученики учатся, выставки проходят. По большей части, правда, не персональные — с арт-группой «Митьки», в которой Николай был не на самых первых ролях.
Складывалось все постепенно. Еще в конце 1980-х товарищ Полисского, архитектор Василий Щетинин, нашел удивительно красивое место — подзаброшенное село Никола-Ленивец в Калужской области: высокие берега реки Угры, полуразрушенная церковь, леса, простор, округлый петрово-водкинский ландшафт. Вскоре там образовалась коммуна художников. Полисский тоже купил дом. Потом, в самом начале 1998-го, разошелся с «Митьками». Потом надоело писать картины — не будничная скука, само собой, а уныние от того, что живопись стала привычкой, рефлексом без открытий и запала новых идей. «Я вдруг понял, что превращаюсь в какое-то животное, вечно пережевывающее краску… Чувствовал, что прочно упираюсь головой в потолок. Я видел, что есть другое искусство, но не знал, как в него войти…»
Оказалось, вход в другое может распахнуться в самом неожиданном месте. Допустим, заснеженные поля, по обе стороны вдалеке наверняка тянутся ломаные полоски леса. Равнина разрезана чуть заметенным шоссе, по нему — машина, как слайдер, — молния на белой толстовке вдруг расстегивается. А всего лишь много снега намело зимой 2000-го. Идея появилась сама собой: «Много снега». — «Интересно, сколько снеговиков можно налепить?» — «Почему бы и нет?» — «Забава?» — «Ленд-арт-проект!» Лепил не один, конечно, — предложил жителям соседней деревни Звизжи. Получилось больше двух сотен снеговиков — целое племя, бредущее по склону холма к реке, странные призраки войска, стоявшего на той же Угре в 1480-м и стоянием этим положившего конец татаро-монгольскому игу.
«Художники улучшают качество жизни, среды. Без них все серое, но людям это еще нужно понять. В городе обязательно должно быть что-то яркое. Ему нужно больше арт-объектов. Не обязательно строить их навсегда. Можно, например, установить на какое-то время, чтобы люди посмотрели, подумали, поспорили, а затем убрать и сделать новые»
Николай Полисский
Так постепенно начала формироваться команда Полисского. Его постоянные соавторы — мастера артели «Никола-Ленивецкие промыслы». Близкие, правда, сначала не осознали всю серьезность происходящего. Их можно понять. Бросить стабильную живопись ради сомнительных игрищ на свежем воздухе — причуда на грани безумия. Ленд-артом до Полисского в России, по сути, никто не занимался. Но на «Арт-Москве» фотографии проекта покорили и критиков, и зрителей. Выяснилось, так можно — работает!
Вокруг полузаброшенного села стали твориться очень странные вещи: появились башня-зиккурат из сена, пирамида из дров, снежный акведук. Сначала — сезонные. Потом — более долговечные. Рядом возникли постройки других архитекторов и художников. Арт-парк. Фестиваль. Известность. Популярность. С исторической справкой пора заканчивать.
Современное искусство «древнего племени»
После съезда с «Калужки» и череды вполне заурядных пейзажей в поле неожиданно появляется «Бобур». Это сооружение явно не от мира сего и возведено как будто инопланетянами, которые почему-то решили, что саксофоны в качестве строительного материала куда лучше стекла и бетона. Что это — святилище, чудно́е приспособление для переработки воздуха или, может, музыкальный инструмент, аккомпанирующий песням ветра?.. Но на другой стороне дороги уже показались белые ворота, в которых современные научные и технические образы перемешались с первобытным драйвом. Откуда, интересно, в Калужской области взялась, еще и триумфальной аркой отмеченная, временна́я петля? Обдумать эти чудеса спокойно вы не сможете — «Вселенский разум» не позволит. Да, тут же — настоящий гигантский мозг с извилинами из дерева и металла. По сторонам — стелы, они же доисторические ракеты…
В дни «Архстояния» в Ленивце — как летом в Риме. Толпы туристов — волна за волной, племя за племенем — набегают на все эти «варварские» достопримечательности и ослепляют их вспышками фотоаппаратов. Иногда гостей так много, что хочется приехать в другие дни, в тишину, которая очень подходит постройкам Полисского и его команды.
Объекты Полисского в Николе-Ленивце — произведения, играющие в памятники древности. История прилагается к ним с момента создания — как будто это не современные авторские вещи, но святилища, возведенные безымянными мастерами из народа, который обитал здесь много столетий назад. С первого дня существования воспринимаются как старина, следы жизни, давно покинувшей эти места.
А что если подыграть и обмануться — притвориться, что эти «памятники» действительно построены неким древним народом? Если так, то он поразительным образом предугадал или впитал в себя традиции самых разных культур: насмотренный зритель обнаружит в здешних постройках нотки римской, вавилонской, средневековой, даже постмодернистской архитектуры. Впрочем, гораздо важнее другая черта этого неизвестного племени: оно явно как-то иначе взаимодействовало с реальностью. Более органично, непосредственно. Их постройки идеально вписаны в ландшафт, не выбиваются из него и по-новому его раскрывают. Всё на своем месте — даже материалы местные. Каждое строение — это прежде всего непривычно естественный разговор с пространством. Мир разговаривает — и тот древний народ явно умел ему отвечать. Вокруг ленд-артов Полисского сама собой вырастает легенда.
Московские «включатели»
«Лихоборские ворота» и «Чермянка» в столице — действительно осколки «древнего мира», открывшегося в Николе-Ленивце. Здесь художник так же органично работает с пространством. «Лихоборские ворота» зарифмованы с окружающей брежневской застройкой геометричностью и пропорциями. Что касается «Чермянки», ансамбль разбросан по всему парку и таким образом собирает его в единое природно-художественное целое. А силуэт одного из главных объектов — «Верши», расположенного на берегу Яузы, обыгрывает ее очертания. Да и сама тема речная: верши — это ведь рыбацкие снасти, которыми издревле пользовались на Руси.
«Там, где сейчас парк “Отрада”, раньше было жуткое место — огромная свалка прямо на берегу Лихоборки. Этот кусочек природы пытались отмыть, очистить и сохранить. Галина Лихтерова предложила мне сделать вход в новый парк. Помню, как я первый раз приехал туда из Николы-Ленивца и был в ужасе от огромных советских гостиниц. Очень неуютно было в таком окружении. Тогда я представил себя вороной, которая очутилась в городе, увидела эту прямоугольную архитектуру и решила, что свить обычное гнездо здесь как-то неприлично. И она взяла прутья и сложила из них строгую геометрическую форму под стать брежневским многоэтажкам. Такая ворона, поучившаяся в архитектурном институте, мне представилась. Отсюда и родилась форма “Лихоборских ворот”»
Николай Полисский
Внешне ансамбль «Чермянка» напоминает какие-то древние, сплетенные из лозы, трубы — руины странного первобытного воздухопровода, лишь фрагментами дотянувшегося до наших дней, но, может, где-то в трещинах еще сохранившего воздух мамонтов и саблезубых тигров. Когда видишь эти руины, невольно думаешь о разорванной связи времен, о том древнем племени из Ленивца, которое явно как-то иначе взаимодействовало с реальностью. Хотя, возможно, это вовсе не руины — возможно, трубы, как прежде, оплетают весь парк, даже весь город, просто укрывавшая их мантия-невидимка местами поистерлась и спала.
Постоишь перед «Лихоборскими воротами» минут десять — начнет мерещиться готика. Силуэт грубоват, само собой. Зато сплетения хрупких прутьев кажутся предками ажурных роз готических соборов.
Как и в Ленивце, московские объекты Полисский создает вместе с историей. Его постройки имеют тот же древний дремучий облик, который впитал в себя воспоминания-предсказания о разных культурных эпохах. Парки «Отрада» и «Чермянка» — под стать. Тоже диковатые зеленые острова, чудом не упорядоченные всепроникающим мегаполисом. На самом деле, конечно, упорядоченные — просто очень деликатно, чтобы сохранить дух того, что педантичные люди называют «хаосом природы». Создательница обоих парков — ландшафтный архитектор Галина Лихтерова. С Полисским и мастерами «Никола-Ленивецких промыслов» у них сложился хороший творческий союз. «Чермянку», правда, в этом году решили облагородить. А «Отрада» верна себе. Эта узенькая зеленая змейка, протянувшаяся по берегам такой же извилистой Лихоборки, улизнула в овраг не только от машин Алтуфьевского, но, кажется, и от цивилизации. Заросший камышами берег изрезан тропами — местные жители, отдыхающие у мангалов, и утки отлично уживаются на нем под кронами могучих морщинистых деревьев. Дети же в это время с криками слетают на великах и самокатах с высоких непричесанных склонов. Даже небольшое болотце есть. И хотя парк — совсем крошечный, чувство первозданного леса, не сильно затоптанного человеком, все-таки появляется, пусть и не очень надолго… Над заросшими склонами нависают тяжелые брежневские башни, гудят машины, да и дела, которые наверняка ждут после прогулки, постепенно забираются в мысли. Конечно, не Ленивец. Убежать от шумного города в золотой век не выйдет. Да и глупо бежать, если честно. Ленд-арт здесь вовсе не за этим.
Если набросать на карте наши обычные маршруты, картинка получится не очень захватывающая: несколько плотных линий — истоптанные вдоль и поперек дороги — и совсем неисчерченное пространство вокруг. К метро, на нем или на машине — в офис или коворкинг, в школу, в университет, на дополнительные занятия, потом — обратно. Плюс несколько любимых мест поблизости или в центре. Вот и вся карта. Гугл-календарь выглядит похоже — список привычных дел. Если не произойдет что-то экстренное, я, кажется, могу представить свой будний день и через три месяца. Но жизнь в мегаполисе — не только плотный график и поставленный на Repeat плейлист действий. Это еще и вечная спешка, толпа в метро, пробка, пейзаж, проносящийся за стеклом автобуса или такси. Это еще и множество мелькающих деталей, на которые постоянно отвлекаешься и в которых так легко потеряться. Поэтому те самые доходные дома, старые особнячки, церквушки и сталинки из первого абзаца одновременно существуют и нет. Вроде из поля зрения никуда не делись, но удержать внимание уже не могут. С природой и того хуже… Вообще, мы возмутительно мало интересуемся пространством, в котором живем. После того как основные смыслы эмигрировали в интернет, с реальностью, с офлайном, нам, кажется, стало попросту скучно. Вряд ли ей больше нечего рассказать. Но мало кто любит разговаривать со скучающим и несосредоточенным собеседником.
Так, может быть, красота органичных ленд-артов Полисского — в непосредственности, в каком-то живом ощущении окружающего пространства и заинтересованности в нем, которые раньше (как будто; может быть) были, а сегодня жителю мегаполиса приходится к ним вырываться? На фестивалях в Николе-Ленивце собираются тысячи человек. Многие приезжают с палатками и в другое время. Не все, конечно, но некоторые точно едут сюда именно за этим ощущением.
В Москве же строения художника приобретают дополнительный смысл. Помните, в самом начале мы говорили об удивлении? Оно сродни пробуждению — отнимает у сна, выталкивает из торопливого полуавтоматического движения от цели к цели. Стоит только, глядя на причудливые ворота или на «Верши», мысленно спросить: «Что это?» — и пространство «включается». Оно больше не мертвый механический фон, не беззначная декорация для «главных» человеческих дел. Оно — собеседник. «Лихоборские ворота» и ансамбль «Чермянка» Полисского — не просто необычные арт-объекты. Они еще и такие «включатели». Привлекают внимание, шокируют — когда появилась «Чермянка», сбитые с толку местные жители даже устроили шумную дискуссию о ней, но, главное, удивляют, выводя зрителя к непосредственному переживанию и размышлению.
«Искусство абсолютно не рационально. Оно ни за чем не нужно, и в то же время без него совершенно невозможно жить. Любой мегаполис — это очень рационализированная, жесткая среда, в которой человеку достаточно сложно существовать. Именно поэтому в нем должна быть не связанная с деловой жизнью интеллектуальная природа. Она — как своеобразная терапия, интеллектуальное спасение от деловых смыслов. Дать его способно только искусство»
Николай Полисский
Примерно так же работает и легенда о древнем племени, которое возвело эти странные постройки. На одной из искусствоведческих практик я оказался в Великом Новгороде. Мы посмотрели невообразимое количество храмов, монастырей и фресок, но главным воспоминанием остались граффити, процарапанные заскучавшими учениками в каком-нибудь XIII или XIV веке на стенах церкви Спаса на Нередице. На первый взгляд, в них не было ничего красивого — просто корявые надписи, символы и рожицы-автопортреты. Но в тот момент я очень живо ощутил, что эти хулиганы, там, в прошлом, были не буквами или иллюстрациями в учебнике, а настоящими, и вот сейчас обрывок их сообщения летел ко мне мимо татаро-монгольского нашествия, объединения Руси, реформ Петра I, всей Российской империи и СССР, а главное — мимо миллионов людей, таких же настоящих.
Историческое прошлое «Лихоборских ворот» и «Чермянки», конечно, сконструировано, но так ли оно далеко от реальности?.. Эти «включатели» выталкивают не только из повседневной монотонности, но вообще из границ современности с ее смыслами, модами и ценностями. Теперь заданные ими установки — одни из многих, только этап на пути бесконечного поиска человечества, а мы сами уже не просто москвичи 2021-го, но участники очень долгой, трудной и захватывающей истории, разворачивающейся на крошечной планете в совершенно непредставимой Вселенной. Очевидные, банальные слова. Но сильное и, думаю, очень нужное ощущение. Потому что оно — тоже «включатель» для осознанности, готовности и желания отвечать за себя, наконец для самостоятельного мышления, важность которого сложно переоценить в многословный век информации.
История, произошедшая с Николаем Полисским зимой 2000-го, символична. Заснеженное поле, чуть заметенное шоссе, машина. Казалось бы, что может быть особенного в снеге? Но стоит «заговорить» с ним, раз, другой, третий, — и он подскажет идею, которая вполне способна повернуть жизнь в новом и, возможно, более захватывающем направлении. А даже если не повернет… Ведь гораздо интереснее и как-то живее, когда вокруг собеседники. Москва — город-коллаж из эпох, стилей, мировоззрений. Разговоры могут получиться стоящие. Хорошо бы уметь иногда выпадать из вечного делового движения и «включаться». Ленд-арты Полисского — но, конечно, не только они — готовы в этом помочь. Вы еще не забыли про то древнее выдуманное племя? Может быть, его умение как-то иначе взаимодействовать с реальностью началось как раз с такого «включения»?
текст: Сорин Брут
фото: Ростислав Красноперов