Морской крестовый поход

На фоне открытий Колумба плавание Васко да Гамы по Индийскому океану находится как будто в некоторой тени. А ведь для современников его подвиг был куда значительнее предприятий знаменитого генуэзца. В самом деле, что открыл Колумб? Полоску земли и острова, на которых не было ни пряностей, ни христиан. Как писали португальские авторы XVI века, Колумб открыл сушу, а Васко да Гама — цивилизацию. Именно благодаря деяниям дона Васко случился прорыв Европы на Восток, к чему стремился еще Александр Македонский. Анабасис португальского командора не просто путешествие — это настоящий крестовый поход, поход за утверждение знамени Христа в той части света, которая с именем Иисуса была знакома относительно слабо. Это прекрасно осознавал и сам Васко да Гама. Поэтому, когда он говорил, что приплыл в Индийский океан «искать христиан и пряности», он тем самым подчеркивал, что поиск единоверцев стоял для него на первом месте.

 

Васко да Гама в возрасте 64 лет. Музей античных искусств, Лиссабон

Одна из самых загадочных и красивых легенд европейского Средневековья — легенда о царстве пресвитера Иоанна. В апокрифах о деяниях апостолов Фомы и Варфоломея говорилось, что они крестили индийцев еще в I веке. Действительно, христианская община на Индостане возникла очень рано, однако современные историки считают, что не в I, а в середине IV века. Ее основал в городе Кодунгаллур (штат Керала на юго- западе современной Индии) торговец из Месопотамии Фома Канский, образ которого в сочинениях средневековых авторов и слился с образом апостола Фомы. Но все же легенда о Фоме — это еще не легенда о пресвитере Иоанне. А о нем Европа узнала в 1145 году от епископа Габалы (современная Джебела на западе Сирии) по имени Гуго, который прибыл к папе римскому с просьбой организовать новый крестовый поход и помочь воинам Христа противостоять в Святой земле напиравшим мусульманам.

 

Сирийский епископ рассказал, что в Индии есть могущественное царство пресвитера (вторая степень христианского священства, соответствующая иерею) Иоанна, который недавно разбил войска мусульман на Крайнем Востоке и готов оказать помощь крестоносцам, только не знает, как переправить свое многочисленное воинство через реку Тигр. Рассказ епископа Гуго — результат исторической путаницы. Сельджуки в те годы действительно потерпели поражение, но не от Иоанна, а от Елюя Даши — гурхана государства Западное Ляо, которое располагалось в Центральной Азии. Елюй Даши был буддистом, но в его войске были и христиане, что и привело к распространению слухов о победе христианского государя над неверными. Правда, христиане Елюя Даши были не ортодоксами, а несторианами — сторонниками константинопольского патриарха Нестория, который утверждал, что природа Христа была не двуедина (богочеловек), а двойственна (Бог и человек), за что в 451 году его предали анафеме. Но в XII веке купцы, разносившие эти вести, в подробности не вдавались. А как Елюй Даши превратился в Иоанна? В этом «виноват» его титул — гурхан. Передаваемый из уст в уста, он на пути из Средней Азии в Палестину прошел два фильтра — тюркский и иудейский. У тюрок «гурхан» смягчился до «юрхана», которого иудеи переделали в привычное для себя имя Йоханан, а христиане Европы стали называть Иоанном. В то время все земли, лежавшие восточнее Персии, именовались Индией. Так и возник образ могущественного христианского священника Иоанна, правящего Индией. С годами эта легенда обросла фантастическими подробностями — скупое политическое известие превратилось в рассказ о землях, где живут блаженные, не знающие ни в чем недостатка и не ведающие ни зависти, ни злобы. Пьют они якобы из чудесных источников, воды которых излечивают болезни, и вкушают чудесную пищу. Реки, бегущие по царству Иоанна, берут свое начало в эдемском саду, и дно их устлано драгоценными камнями. Золото в тех краях никто не считает — его выносят в огромных количествах на земную поверхность черные муравьи размером с поросят. Есть там каменная река, за которой живут пропавшие неведомо куда легендарные десять колен Израиля, а за горами, у самой границы мира, томятся в ожидании апокалипсиса народы гог и магог — пожиратели трупов, которых освободит Антихрист перед концом света, чтобы повести на битву против воинства Иисуса. Землю там населяют фантастические существа: драконы, грифоны, фениксы, саламандры, сатиры, кинокефалы, люди с лицом на животе, с двумя головами, с ушами до пят и 12 ногами… И все это — царство пресвитера Иоанна.

 

Изображение пресвитера Иоанна на карте Восточной Африки из Атласа королевы Марии I

 

На протяжении всего Средневековья Европа бредила поисками неведомой христианской страны. О ней писали такие путешественники, как Андре де Лонжюмо, Гийом де Рубрук и знаменитый Марко Поло, побывавшие в Центральной Азии в XIII веке. И в дальнейшем немало искателей приключений грезили о волшебном царстве. Но стоит отметить, что в романтических поисках до XV века участвовали в основном итальянцы и французы. А вот в XV столетии очередь дошла и до португальцев — в это время они начинают активно исследовать западное побережье Африки. Долгое время, благодаря трудам античного географа Птолемея, считалось, что Африка не имеет конца: представлялось, что ее земли бесконечно тянутся на юг, потом резко поворачивают на восток и соединяются с Азией, превращая Индийский океан в гигантское озеро, окруженное сушей.

 

Карта мира, выполненная гравером Йоханом Шнитцером по «Космографии» Птолемея в 1482 году

 

Но в 1459 году в Португалии появляется карта, основанная на данных бесстрашного венецианца Никколо деи Конти, который, выучив арабский и фарси и представляясь мусульманским торговцем, 25 лет провел в странствиях по Востоку. На этой карте Африканский континент обрывался у самой границы мира и из Атлантического океана в Индийский вел узкий пролив. У португальцев сразу родилась мысль: а нельзя ли обогнуть Африку и таким образом добраться до Индии? Эту гипотезу в 1480-х годах подтвердил Бартоломеу Диаш, который открыл проход на восток мимо мыса Доброй Надежды. Собственно, этот мыс так и назвали потому, что воды, омывающие его, давали португальскому королю надежду на то, что продвижение на восток от этого мыса приведет его подданных в индийские земли. И еще один момент: в школьных учебниках, да и вообще в популярной литературе, распространено утверждение, что португальцы искали Индию как источник пряностей. Конечно, и пряности были важны, но главная цель была другой: монархи Португалии замыслили новый морской крестовый поход. Если бы удалось по воде достигнуть Индии, можно было бы с востока ударить по Турции и Египту и освободить Гроб Господень от мусульман. И они рассчитывали, что в этом им поможет пресвитер Иоанн со своим несметным войском. А то, что они встретят его в индийских краях, у них не вызывало никаких сомнений. Итак, крестовый поход, священник Иоанн и в последнюю очередь пряности — вот что манило португальцев на Восток в конце XV столетия, когда на историческую сцену выходит Васко да Гама, которому принадлежит честь открытия морского пути в Индию.

 

Статуя Васко да Гамы перед церковью, в которой его крестили. Синиш, Португалия

 

О ранних годах Васко да Гамы мы почти ничего не знаем. Не известна даже точная дата его рождения. Современные ученые предполагают, что знаменитый мореплаватель появился на свет около 1469 года. Произошло это в городке Синиш, который стоит на Атлантическом побережье Португалии, в 100 милях к югу от Лиссабона. Отец путешественника был военным губернатором Синиша и происходил из старинной дворянской фамилии, прославившейся в войнах против испанцев и арабов. Возможно, в ранние годы Васко учился в городе Эвора

— научном центре средневековой Португалии. Также возможно, что он совсем еще молодым человеком сражался с маврами в Марокко. Жуан де Барруш писал о нем так: «Васко да Гама был человеком среднего роста, довольно плотного сложения, с рыцарской внешностью. Он храбро шел на подвиги, отдавал суровые приказы, часто неоправданные и нагонявшие страх. Он был вынослив и жестоко наказывал виновных во имя справедливости».

 

Король Португалии Мануэл I Счастливый (1469–1521)

Остается совершенно непонятным, почему именно Васко да Гаме в 1497 году португальский король Мануэл I Счастливый поручил возглавить экспедицию, которая должна была, обогнув Африку, добраться до Индии. Ведь еще жив был Бартоломеу Диаш, которому, казалось, сам бог велел руководить этим предприятием, так как именно он открыл путь к Индийскому океану. Найджел Клифф по этому поводу пишет следующее: «Не в том дело, что Диаш уступил требованиям мятежной команды в тот самый момент, когда готовился направиться в Индию (он успел только войти в Индийский океан, когда вынужден был повернуть обратно — прим. ред.). Диаш был профессиональным мореходом, и его задачей было открывать и наносить на карту новые земли. Глава же будущей экспедиции должен был не только знать море — от него требовалось быть дипломатом и, если понадобится, военачальником. Его миссией было не просто достичь Индии — оказавшись там, он должен был выработать условия и заключить союзы, которые вытеснили бы ислам и укрепили бы позиции Португалии на востоке… Он должен уметь вдохновлять, улещивать и угрожать… Коротко говоря, тут требовался капитан, который мог бы командовать матросами, посол, способный вести беседу с королями, и крестоносец, достойный нести знамя Христа».

Вместе с тем в португальских хрониках мы можем найти смутные намеки на то, что выбор короля пал на Васко да Гаму, так как последний уже оказывал монарху некоторые «значительные услуги» в качестве мореплавателя. В связи с этим отечественный востоковед А. М. Хазанов выдвинул спорную, но интересную теорию, согласно которой да Гама, возможно, уже командовал какой-то морской экспедицией. Информации об этом путешествии до нас не дошло, поскольку в XV веке португальцы тщательно засекречивали все сведения о своих морских исследованиях, дабы они не попали в руки их конкурентов — испанцев и венецианцев. Может быть, наш герой плавал в Софалу в Мозамбике, славившуюся своими золотоносными копями. Но А. М. Хазанов идет дальше. Он предполагает, что Васко да Гама плавал… в Америку! Еще до Христофора Колумба! Два факта наводят на мысль о том, что португальцы знали об американских землях до их открытия испанцами. Во-первых, то, что Португалия потребовала перенести на 1300 километров западнее границу, делившую между Испанией и Португалией все земли и моря, которые были и будут открыты (Тордесильясский договор 1494 года).

 

Карта границ испанских и португальских владений до и после Тордесильясского договора 1494 года

Если бы португальцы не знали о существовании Бразилии (официально открытой лишь в 1500 году), договор не имел бы большого значения: Лиссабону доставались бы лишь воды Атлантического океана. И во-вторых, отказ португальского короля спонсировать экспедицию Колумба: если португальцы уже знали об Америке и знали, что это не Индия, выглядит логичным их нежелание вкладывать деньги в заведомо бессмысленное предприятие.

Как бы там ни было, 8 июля 1497 года эскадра да Гамы вышла в океан. В поход отправились четыре корабля: «Сан-Габриэл» (капитан Васко да Гама), «Сан-Рафаэл» (капитан Паулу да Гама, брат командующего), «Берриу» (капитан Николау Коэлью) и небольшое транспортное судно для перевозки припасов (капитан Гонсалу Нуниш).

 

Альфреду Роке Гамейру, «Отплытие Васко да Гамы в Индию в 1497 году»

 

Общая численность экипажей составляла около 170 человек. Плавание вдоль Африкибыло очень тяжелым: команду мучили болезни и изнуряющий зной. Под воздействием жары запасы еды быстро портились, а сухари превращались в труху. В условиях дефицита продовольствия приходилось есть воловью кожу со снастей, которую четыре дня вымачивали в морской воде, чтобы она стала помягче, а потом жарили на углях. Ели древесные опилки и крыс. Вода протухла и пожелтела от крысиного помета и пыли, пить ее можно было, только зажав нос. Матросы, работавшие без продыху, месяцами не меняли одежду и не мылись: морская вода была слишком соленой для этого, а пресную берегли как зеницу ока. Когда жара спадала, начинались ливни, и тогда в нестриженых и грязных волосах моряков, в их одежде и постелях заводились черви. «Дожди здесь (в районе экватора — прим. ред.) столь вонючи, — свидетельствовал один португальский путешественник, — что от них загнивает не только тело, но и всяческое платье, сундуки, приспособления и прочие вещи. И не имея более одежды, чтобы переменить ее, я был принужден сушить на себе то, что на мне было, а одеяло — на него легши».

В довершение всех бед в районе десятого градуса северной широты португальцы попали в шторм. Волны были высотой с гору. Корабли то вздымало к небесам, то швыряло в бездну. Шквалистый ветер рвал паруса и одежду. Темень стояла непроглядная. Ледяные волны обрушивались на палубы. В мокрой одежде люди ужасно мерзли, их руки краснели и покрывались волдырями от постоянного травления канатов и работы со снастями. Трюмы были затоплены, перехлестывавшую через борта воду не успевали откачивать ручными насосами. Команд офицеров из-за завываний ветра никто не слышал. Кораблями практически невозможно было управлять.

Чтобы избежать сильного встречного ветра, Васко да Гама решил не вести суда вдоль африканского побережья на юго-восток, а повернуть на юго-запад — в Атлантический океан. Корабли очень сильно углубились в морское пространство на этом направлении и более 90 дней не видели суши. Зато они обогнули зону штормов и поймали попутный ветер. Это, кстати, еще один аргумент в пользу того, что португальцы уже в конце XV века имели представление о розе ветров рядом с Бразилией, в противном случае Васко можно было бы упрекнуть в том, что он «полез в воду, не зная броду». Так или иначе, зону штормов успешно миновали, и эскадра нашего героя снова повернула на восток. 4 ноября 1497 года показался африканский берег. Приборы показывали 33-й градус южной широты — было совсем недалеко до мыса Доброй Надежды, к которому так стремился капитан, рассчитывавший выйти в Индийский океан.

Корабли да Гамы бросили якорь в бухте, которую моряки окрестили бухтой Святой Елены. Здесь они познакомились с местным населением — готтентотами. Вот как описал последних португалец, который плавал вместе с Васко и оставил дневник, названный «Ротейро», из которого мы знаем о подробностях экспедиции: «У жителей этой страны кожа темно- коричневая. Еда их состоит из мяса тюленей, китов и газелей и корней трав. Они одеты в шкуры и вооружены копьями из масличного дерева, на концах копий закреплены закаленные на огне рога. У них много собак, и эти собаки похожи на португальских и лают так же. Птицы в этой стране тоже очень похожи на португальских — это бакланы и галки, горлицы, жаворонки и многие другие». Поначалу все шло хорошо, но вскоре португальцы своим агрессивным поведением настроили аборигенов против себя, так что едва удалось избежать серьезного вооруженного столкновения. Наш герой даже получил ранение в ногу. Да и местные воды оказались не очень гостеприимны: когда матросы под командованием Паулу да Гамы загарпунили кита, покалеченное животное едва не утащило лодку с охотниками на дно. Их спасло только то, что свой промысел они затеяли на небольшой глубине, так что киту не удалось глубоко погрузиться, иначе трагедии было бы не избежать. В итоге Васко принял решение как можно быстрее поднимать паруса и отправляться в дальнейшее плавание.

22 ноября португальские корабли обогнули мыс Доброй Надежды. Однако штурманы из-за несовершенства приборов не заметили этого. Они плыли на восток и думали, что вот-вот снова покажется берег Африки, но ничего не было видно, так как они уже находились в Индийском океане. Среди команды начался ропот, многие требовали возвращения на родину. «Васко да Гама, — пишет португальский автор XVI века Гашпар Коррея, — был очень раздражительным человеком, временами он сердито заставлял их замолчать, хотя прекрасно видел, что у них было много оснований считать себя обреченными на смерть. Шкипера и кормчие умоляли его переменить курс, но капитан-командор не пошел на это, хотя в трюмах корабля набралось много воды и работа моряков стала вдвое тяжелее. Дни были короткими, а ночи длинными. Кроме того, шел такой холодный дождь, что люди не могли двигаться. Все молили Бога о спасении своей души, ибо уже не надеялись спасти жизнь. В это время Васко да Гаме показалось, что пришло время переменить курс, и он согласился на это с большим раздражением, поклявшись, что, если они не обогнут мыса (Доброй Надежды — прим. ред.), он вновь и вновь будет выходить в море до тех пор, пока не обогнет мыс или с ним не случится то, что будет угодно Богу».

Наконец мореплаватели поняли, что находятся в Индийском океане. Это несколько остудило страсти. Но вскоре разыгрался новый шторм. Корабли потеряли друг друга, а их обшивка немилосердно пропускала воду. Несколько человек умерло: кто от истощения, кто из-за травм, полученных во время бури. Утром 24 ноября 1497 года вспыхнул настоящий мятеж. В бледных отсветах молний возмущенные матросы потрясали кулаками и оружием. Отчаянно пытаясь перекричать стихию, Васко да Гама убеждал их продолжить плавание. Он говорил, что мыс Бурь (Доброй Надежды) уже позади, что до вожделенной Индии уже недалеко. Еще немного усилий — и они выполнят задачу, поставленную королем, и тогда всех будет ожидать богатство и почет. Закончил он коротко: «Назад не пойдем, даже если сотня человек погибнет у меня на глазах». Повернулся и ушел к себе в каюту. Моряки, внешне выражая покорность командиру, сговорились арестовать его и возвращаться на родину. Да Гама узнал о грозящей ему опасности от Николау Коэлью, у которого был свой человек среди команды. Наш герой в свойственной ему манере действовал быстро и решительно: он арестовал кормчего и шкипера, а также надел кандалы на наиболее активных участников мятежа, заманивая их по одному в свою каюту. Кроме того, капитан конфисковал у матросов все навигационные приборы. После этого он поднялся на нос «Сан-Габриэла» и сказал (а по другим кораблям его слова разнесли глашатаи): «Матросы! У вас нет больше ни шкипера, ни кормчего, и вообще никого, кто смог бы показать вам дорогу назад, ибо этих людей я арестовал, и они приедут в Португалию в цепях, если не умрут до тех пор». Мятеж был успешно подавлен, и матросам пришлось смириться.

Еще несколько месяцев плыли португальские корабли вдоль восточного побережья Африки на север, изредка заходя в небольшие бухточки. Местные жители им почти не встречались, а с теми, кто попадался на пути, путешественники, помня историю с готтентотами, предпочитали устанавливать хорошие отношения, запасаясь провизией и водой. Но пришла другая напасть — цинга. «Многие матросы и солдаты серьезно заболели: стопы и кисти у них раздулись, на ногах высыпали сотни мелких пятен, — пишет Найджел Клифф. —Десны у них воспалились и выступали над зубами так, что они не могли есть, а изо рта невыносимо воняло. У них текла кровь из глаз и сами глазные яблоки начали выпирать из иссохших глазниц… Паулу да Гама, человек добрый и заботливый, денно и нощно навещал недужных, утешая и раздавая лекарства из собственных запасов. Среди членов команды не было врачей, а поскольку корабельные цирюльники, игравшие также роль хирургов, обычно бывали из тех, с каким столкнулся итальянский путешественник Пьетро делла Валле: “вида столь непривлекательного, что даже в полном здравии я заболел бы, если бы он пощупал мой пульс”, — толку от них все равно было немного. У наиболее тяжело больных появились гнойные язвы… и у них повыпадали зубы. Около 30 человек скончались, а уцелевшие могли только потрясенно смотреть на происходящее, не в силах что-либо предпринять».

 

 

1 марта корабли да Гамы достигли побережья Мозамбика. Здесь португальцы узнали, что дальше за морем лежат земли пряностей, которые населяют христиане. Путь в Индию был найден! Радости капитана и команды не было предела. Оставалось раздобыть опытных местных лоцманов, которые указали бы им путь в края обетованные. Но беда заключалась в том, что мозамбикцы были мусульманами, которые не хотели иметь никаких дел с теми, кто считал Иисуса не пророком, а Богом. Вскоре дошло до столкновений. Васко обстрелял побережье из пушек и, атаковав арабское судно, захватил заложников, среди которых нашлось пару лоцманов. Они довели португальцев до Момбасы — мусульманского города на побережье Восточной Африки, заселенного арабами. В это время случился новый конфликт между моряками и их пленниками, в результате которого последние почти все сбежали, в том числе и лоцманы. Капитан был в ярости: все его предприятие находилось на грани провала. Кто теперь доведет его корабли до Индии? В бессильной злобе он принялся пытать оставшихся на борту арабов, проявляя феноменальную жестокость, которая навсегда омрачит его имя в мировой истории. В «Ротейро» читаем: «Ночью капитан допрашивал двух мавров из Мозамбика, капая им на кожу кипящим маслом, чтобы вынудить у них признание о готовившемся против нас коварстве. Они сознались, что был даже дан приказ поймать нас, когда мы войдем в порт, чтобы отомстить за то, что мы сделали в Мозамбике. А когда пытку применили вторично, один из мавров, хотя у него были связаны руки, бросился в воду, другой сделал это во время утренней вахты».

Да Гама уже было решил, что дело проиграно. Но неожиданно недалеко от Момбасы, в городе Малинди, тоже лежащем на побережье, португальцы повстречали индусов-христиан. Так, по крайней мере, подумали члены команды Васко. Индусы были статными, высокими, с черными бородами и смуглой кожей. Одеждой им служили набедренные повязки. Они тоже конфликтовали с арабами в этом регионе и поэтому легко пошли на контакт с европейцами. Взаимные симпатии увеличились после того, как португальцы привели новых знакомых к походному иконостасу. «Им показали икону, — пишет автор “Ротейро”, — изображавшую Богородицу с Иисусом Христом на руках и с апостолами вокруг. Когда индийцы увидели это изображение, они простерлись ниц и, пока мы были в этом городе, приходили молиться и приносили жертвы — гвоздику, перец и другие вещи». Проплывая мимо индийских кораблей, португальцы все время слышали возгласы: «Кристо! Кристо!» — что по- португальски значит «Христос».

Эрнесто Казанова, «Васко да Гама прибывает в Каликут 20 мая 1898 года»

Да Гама и его командиры были уверены, что перед ними настоящие христиане —те самые, которые живут в царстве пресвитера Иоанна. На самом деле, как это часто случалось в межэтнической средневековой коммуникации, произошло недоразумение. Индийцы были брахманистами, а не христианами. Просто в их пантеоне также присутствует богородица (Деваки) и новорожденный бог (Кришна). Индусы приняли католическую икону в мусульманской стране (а мусульманам запрещаются всякие изображения божества) за атрибут своей родной веры. И кричали они не «Кристо», а «Кришна»!

Тем не менее контакты с индусами были налажены. Новые друзья да Гамы поставили ему своих лоцманов, которые вызвались довести европейские корабли до индийского побережья. 23 апреля португальцы отчалили от берегов Малинди, а утром 18 мая матрос на вахте увидел землю. Это была гора Эли, которая высится на Малабарском берегу Индии, недалеко от Каннанура. Однако причалить помешала гроза с резким ветром. Этот ветер и течение вынесли отважных мореходов 20 мая к городу Каликуту, где португальцы и решили встать на стоянку. Каликут в те времена формально входил в состав империи Виджаянагар, но по сути являлся независимым городом-государством под управлением монарха, носившего титул саморина.

 

Вскоре Васко отправился на аудиенцию к саморину, взяв с собой 13 спутников. Переводчиком выступал мавр по имени Монсаид, который когда-то торговал с европейцами и знал их языки. Уходя на берег, капитан передал управление эскадрой Паулу да Гаме. Васкоотдал брату последний приказ: если с ним что-то случится, пусть Паулу не пытается оказать ему помощь, а скорее уводит корабли в море и спешит в Португалию с вестью об открытии новых берегов. Когда португальские лодки уперлись в причал, европейцы увидели на взгорке какой-то храм. «Мечеть?» — спросил Васко Монсаида. «Нет, храм христиан», — отвечал мавр. На самом же деле это был храм брахманистов. И здесь произошла примечательная сцена — моление португальцев в языческом храме. В дневнике «Ротейро» это событие описывается следующим образом: «Когда мы прибыли, нас повели в большую церковь. Участок, занятый церковью, — величиной с монастырь. Она построена из тесаного камня и покрыта изразцами. У главного входа высится бронзовая колонна высотой с мачту, а на вершине ее укреплена птица, похожая на петуха. Кроме того, там есть еще очень толстая колонна высотой с человека. В центре церковного участка расположена часовня, построенная из тесаного камня. В нее ведут каменные ступени и бронзовая дверь, достаточно широкая, чтобы пройти человеку. В середине этого святилища находится маленькое изображение, представляющее Богородицу, по стенам против главного входа висят семь колокольчиков. В этой церкви капитан-командор и мы вместе с ним помолились. Мы не вошли в святилище, ибо по обычаю туда входят лишь служители церкви, называемые “кафи”. Эти кафи побрызгали на нас святой водой и дали нам некую белую землю, которой христиане той страны имеют обычай мазать лоб, темя, вокруг шеи и руки. Они побрызгали святой водой и на капитана и передали ему белую землю. Он передал ее кому-то на сохранение, сказав, что помажется после. На стенах этой церкви нарисованы многие святые с коронами на головах. Они изображены по-разному: с зубами, выступающими на вершок изо рта, и с четырьмя или пятью руками». По словам историка XVI века Фернана Каштаньеды, один из спутников да Гамы — Жуан де Са, опустившись на колени сбоку от командора, произнес: «Если это дьяволы — я поклоняюсь истинному Богу», на что капитан только улыбнулся.

Наконец посланники пришли во дворец саморина. Капитан- командор произнес длинную и цветистую речь, превозносящую короля Португалии, его благочестие и богатство. Он подчеркнул, что европейцы прибыли не в поисках драгоценных металлов или пряностей — на Восток их привлекла возможность встретиться с единоверцами. Затем да Гама сообщил, что португальский король предлагает правителю Каликута братство и дружбу и попросил направить в Лиссабон индийских послов, которых доставят португальские корабли. Саморинответил, что рад приезду европейцев и надеется, что между Каликутом и Португалией будет дружба и мир. Однако совсем скоро он переменил свое отношение к гостям. Причиной этому стала не только его природная подозрительность, но и интриги арабских купцов, имевших огромное влияние при дворе. Через несколько дней делегацию да Гамы фактически арестовали и держали взаперти под охраной. С африканского побережья пришли известия о конфликтах португальцев с правителями Момбасы и Мозамбика. Поползли слухи, что команда Васко — пираты, изгнанные с родины за тяжелые преступления и занимающиеся грабежом и шпионажем. А письмо португальского короля, переданное саморину, якобы подделка, состряпанная самим капитан-командором. Арабские купцы нашептывали саморину, что надо напасть на незваных пришельцев врасплох и перебить всех до единого. Однако среди приближенных правителя города были и индийские торговцы. Они недолюбливали мусульман и рассчитывали, что в союзе с португальцами смогут успешно противостоять засилью арабов в торговле. Они говорили, что в Индии европейцы не совершили никаких преступлений и все слухи могут быть просто оговором в корыстных целях. Если саморин прикажет умертвить гостей, то это запятнает его репутацию и торговые обороты Каликута резко сократятся. Эти доводы показались правителю убедительными, и 2 июля 1498 года Васко да Гама и его 13 спутников были отпущены на свои корабли.

С этого момента все вроде бы нормализовалось. Португальцы даже сгрузили на берег привезенные товары и попытались наладить торговлю. Но сбыт шел очень плохо: мавры бойкотировали купцов из Европы. В итоге все закончилось очередным конфликтом. Подзуживаемый арабами, саморин арестовал тех европейцев, которые находились на берегу вместе с товарами. В ответ на это Васко да Гама взял в заложники несколько индийских вельмож, часть которых он отпустил, когда саморин освободил членов его команды, а часть решил отвезти с собой в Португалию как доказательство того, что открытые им земли являлись именно той Индией, которую искали на протяжении всего XV века. 30 сентября португальская эскадра отправилась в обратный путь. По пути она действительно занялась пиратством, что было в стиле капитан-командора. Так, 20 октября у острова Анджедива он напал, разграбил и потопил несколько кораблей индийских торговцев. Те, кто не был обращен в рабов, были перебиты.

«Эта бойня, — писал отечественный биограф португальского мореплавателя К. И. Кунин, — это хладнокровное избиение безоружных людей, не воевавших с португальцами, очень характерно для Васко да Гамы».

Путь назад для португальцев был не менее мучительным. Снова началась цинга и тропические болезни. Через некоторое время на каждом корабле лишь пять-шесть моряков могли полноценно выполнять свои обязанности — суда оказались фактически неуправляемыми. «Я заверяю всех, — писал автор “Ротейро”, — что, если бы подобное положение продолжалось еще две недели, не осталось бы людей для управления кораблями. Мы дошли до такого состояния, что исчезли все узы дисциплины. Мы молили святых покровителей наших судов. Капитаны посовещались и решили, если позволит ветер, вернуться обратно в Индию». Однако ветер позволил им наконец набрать скорость в нужном направлении, и 2 января 1499 года показался долгожданный африканский берег, который…усугубил страдания моряков. «Тучи насекомых осаждали корабли, — пишет К. И. Кунин. — Стаями прилетали с берега большие черные и зеленые мухи, досаждая морякам и заражая их пищу. Еще больше раздражали москиты. Пользуясь тихой погодой, эти маленькие мучители всюду преследовали моряков; их укусы превращались в подлинную пытку для больных». И только более или менее дружественный прием султана Малинди, владений которого португальцы достигли 7 января, подкрепил силы путешественников. В остальном возвращение домой обошлось без особых происшествий. 9 сентября 1499 года корабль, на котором плыл Васко да Гама, вошел в порт Лиссабона. 18 сентября состоялся торжественный въезд в столицу Португалии всех выживших участников первого плавания в Индию. Примечательно, что для многих из них триумфальная дорога превратилась в скорбный путь —они шли по городу в цепях. Командор не забыл свое намерение примерно наказать тех, кто посмел бунтовать против него в южноафриканских водах в 1497 году. Да, Васко да Гама был очень суров. Но и в чувстве справедливости ему не откажешь: о всех наказанных им он лично ходатайствовал перед королем, чтобы их не только простили, но и наградили.

Награда не обошла, конечно, и самого капитана. Уже во время въезда в столицу он получил титул «дон», чем был приравнен к владетельной знати. Также Мануэл I отдал ему во владение его родной город Синиш. Правда, этот подарок так и остался на бумаге: фактически орден Сантьягу, которому принадлежал этот населенный пункт, отказался передавать его в руки новому владельцу. Король, не желая обижать своего прославленного подданного, назначил ему большую денежную пенсию, на которую Васко да Гама мог жить в роскоши. Кроме того, позже ему был пожалован титул графа Видигейры (1519 г.).

Португальский монарх смог оценить всю важность открытия дона Васко. После 1499года несколько крупных военных эскадр были отправлены к индийскому берегу. Португальцы бомбардировали города, строили форты, перерезали арабские морские торговые пути, занимались пиратством и искали христиан. Это действительно был последний крестовый поход. Правда, как и все предыдущие, он не увенчался успехом. Европейцы не смогли расстроить арабскую торговлю, что привело бы к упадку Турции и Египта и тем самым способствовало бы успеху наступления на мусульманский Ближний Восток. Христиан тоже не нашли. Вернее, нашли, но очень мало — и несториан. Они ничем не могли помочь в борьбе с исламом. Но зато была создана первая в мире колониальная империя — Португальская, опиравшаяся на систему крепостей от Африки до Юго-Восточной Азии и постоянное присутствие португальского флота в Индийском океане. Империя эта, конечно, была еще довольно примитивна, несовершенна, без развитой инфраструктуры. Кроме того, она очень быстро погрязла в коррупции, взяточничестве и злоупотреблениях. Однако в то же время нельзя не признать, что это был цивилизационный прорыв, ознаменовавший наступление эпохи Нового времени в Европе; состоялась историческая встреча Востока и Запада, которая определила ход мировой истории на пять следующих столетий. И все это благодаря усилиям Васко да Гамы и его бесстрашных офицеров и матросов.

Сам Васко плавал в Индию еще два раза — в 1502 и 1524 годах. Король отправлял своего верного слугу в далекие воды и для того, чтобы он пресек злоупотребления португальских колониальных чиновников, и для того, чтобы заключить выгодные торговые договоры с индийскими городами-государствами, и для того, чтобы навести ужас на местное население и показать, кто теперь хозяин в Индийском океане. Последнее да Гама делал с особенным успехом и удовольствием, проявляя необычайное хладнокровие и жестокость. Он брал на абордаж, грабил и топил корабли, обстреливал города, захватывал заложников. Один раз он захватил несколько торговых судов, разграбил их, а с моряками и торговцами — всего около 800 человек — поступил так: отрубил им носы, уши и руки, связал за ноги и, чтобы его жертвы не смогли распутать веревки зубами, приказал всем им выбить зубы, после чего их свезли на один корабль и направили его под парусами к берегу, постоянно обстреливая. И безжалостный командор добился своей цели: местные правители так боялись его, что были готовы заключать самые выгодные для португальцев торговые контракты. Это приносило Лиссабону огромные прибыли: стоимость отправки одной эскадры на Восток окупалась в 60-кратном размере.

 

Усыпальница Васко да Гамы в монастыре Жеронимуш

 

Васко да Гама умер в Индии, на своей боевой вахте. Это случилось в 1524 году, в Рождественский сочельник. Причина его смерти не вполне ясна. Возможно, это был апоплексический удар, а может быть, малярия. Он был похоронен в церкви Святого Францискав Кочине (город на Малабарском побережье). Оттуда в 1538-м его останки были перевезены в Португалию и погребены в склепе кармелитского собора около поселка Видигейра. На надгробной плите высекли надпись: «Здесь покоится великий мореплаватель дон Васко да Гама, первый граф Видигейры, адмирал Восточных Индий и их знаменитый открыватель».

Три столетия спустя по просьбе португальской Академии наук останки знаменитого командора были торжественно перенесены в церковь Святой Марии в монастыре Жеронимуш, который находится в Белене — на юге Лиссабона. Примечательно, что здесь же похоронены короли Мануэл I и Жуан III, а также известный поэт, прославивший подвиги Васко да Гамы, — Луиш де Камоэнс.

 

Текст: П. Котов

Иллюстрации: wikimedia.org

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Поделиться

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: