Хозяйка медной горы. Перезагрузка

Будущим владельцам медных гор посвящается.

Любовь к профессии и дело, которому готов посвятить всю жизнь, может начаться с хорошей книги, интересного нестандартного урока, с похода в музей или с участия в увлекательном конкурсе. Именно там ребята могут проявить навыки исследовательской деятельности, понять, где они хотели бы учиться дальше, и навсегда «заболеть» профессией.
Уже в седьмой раз всероссийский социально значимый проект «Богатство недр моей страны» проводится на площадке государственного геологического музея имени В. И. Вернадского РАН Межвузовским академическим Центром навигации по специальностям горно-геологического профиля.

Журнал «Школа. Москва» побывал на финальном этапе конкурса проектов и фоторабот школьников «Богатства недр моей страны». Мы провели в музее целый день, внимательно изучили проектные работы участников, узнали много нового и, как нам кажется, тоже немного начали разбираться в геологии. Ребята с удовольствием объяснили нам, как образуется малахит, показали редкие минералы и самостоятельно собранные уникальные коллекции.

 

 

Об основных задачах Межвузовского академического Центра навигации по специальностям горно-геологического профиля нам рассказала автор проекта и руководитель Центра, заместитель директора ГГМ РАН, доктор технических наук Ася Титова.

 

«Основная задача центра — кадровый подбор талантливых детей для производства и науки. Фактически — это выполнение постановления Президента РФ о возрождении статуса инженерных профессий минерально-сырьевого комплекса, — подчеркнула Ася Титова. — В рамках Центра создана коммуникационная среда для непрерывной системы образования, воспитания и просвещения детей и молодежи в традициях экологии и рационального природопользования. Мы разработали непрерывную цепочку: школа — вуз — производство. Начиная работать еще с малышами, доводим их до вуза, дальше курируем в университетах и сопровождаем вплоть до производства. Наша главная цель — не только вырастить профессионалов в своем деле, но и обеспечить их работой, дать возможность заниматься научно-исследовательской деятельностью по специальностям горно-геологического и нефтегазового промыслов».

 

Активная работа Центра навигации идет не только по Москве и области, но и по всем регионам РФ в местах присутствия крупных сырьевых компаний — нефтяных, газовых, горнодобывающих и металлургических. В музее активно работает большое количество программ, подготовленных специально для того, чтобы выявить будущих талантливых студентов: это и площадка самого музея, и площадки вузов-партнеров, и выездные практические семинары.
Сегодня в музее созданы уникальные экспозиции, которые помогают интерактивному обучению цикла естественно-научных дисциплин. Современная школа немыслима без интерактивных программ и уроков. Музей идет в ногу со временем: благодаря уникальным программам, мастер-классам, экспозициям и квестам сегодня «Урок в музее» или «Учебный день в музее» стали полноценным подспорьем именно для изучения естественно-научных предметов.
В музее разработаны программы для учащихся с ограниченными возможностями здоровья и для тотально слепых детей. Занятия спланированы таким образом, что все ребята участвуют в проектах на равных, на диагноз не делается абсолютно никаких скидок. Интересно, что работы детей с ОВЗ порой бывают намного интереснее и разнообразнее — настолько нестандартно и неординарно подходят школьники к выполнению предложенных заданий! Педагоги и сотрудники музея отмечают, что поначалу выделявшиеся на фоне остальных учеников ребята с аутизмом стали просто неотличимы от так называемых «нормальных» детей после нескольких лет участия в проекте.
Ася Титова отметила, что одной из самых интересных и полезных инициатив музея стало регулярное, два раза в месяц, проведение телемостов с участием студентов всех отраслевых вузов.

 

«В один день могут участвовать 50–60 университетов: Казахстан, Киргизия, Белоруссия — федеральный уровень. И вот представьте себе, когда у стен Кремля лекцию читает академик РАН, а ребята из Тюмени и Бодайбо слушают и практически на равных могут разговаривать с выдающимися учеными, политическими деятелями, производственниками и промышленниками ведущих отраслевых вузов, где они делятся историей успеха — это качественно изменяет социальный мир ребенка, позволяет расширить свой научный кругозор и способствует осознанному выбору профессии. А мы, конечно, через такие творческие научные проекты выявляем талантливых детей, заносим их в базу — это наш кадровый резерв»

Заместитель директора ГГМ РАН, доктор технических наук Ася Титова

 

Конкурс «Богатство недр моей страны» — уникальный проект, в котором участвуют дети со всей России, особенно живущие в регионах, именно среди них мы выискиваем таланты. Иногда просто не верится, что ребята такие способные и так любят эту профессию. Самое главное, что те дети, которые занимают у нас первые места, уже потом сознательно идут в наши вузы — или в МИСиС, или в нефтянку, или в горно-геологический институт, и уже ректоры отмечают, что это пошли совершенно другие дети — вот что важно!

Юрий Малышев, президент Государственного геологического музея им. В. И. Вернадского РАН

 

Основные задачи конкурса — осознание влияния деятельности человека на мир вокруг нас, расширение кругозора и развитие интереса к горно-геологическим профессиям.

 

Участвуя в таких конкурсах и в других наших мероприятиях, ребятишки начинают понимать, что мобильный телефон не просто появился откуда-то, а сделан из множества элементов, которые добываются тяжелым трудом, а ищутся нами, геологами.

Сергей Черкасов, директор Государственного геологического музея им. В. И. Вернадского РАН

 

 

Мой проект называется «Внутрикарстовые пещеры». Растворение некоторых горных пород водой вызывает целый ряд явлений, которые называются карстовые или карст. Мне понравилось защищать свой проект и посмотреть на проекты других ребят.

Варвара, 6 лет

 

Мои исследования посвящены возобновляемой солнечной энергетике и очень интересному минералу — перовскиту, который в будущем, может быть, заменит кремний. Минерал привлек меня своей странной химической формулой, структурой, видом, химическими свойствами, поэтому я решил сделать работу именно на эту тему.

Николай, ученик 4 класса

 

Палеоэкспресс. Остановка «Юрский период»! Моя работа рассказывает об экосистеме беспозвоночных юрского периода мезозойской эры в шельфовой зоне моря. Мной была создана небольшая палеонтологическая коллекция, на ее основе я решила сделать реконструкцию экосистемы. Я уже думала о будущей профессии и очень хочу стать либо геологом, либо палеонтологом!

Мария, ученица 3 класса

 

Основная часть моего проекта — сказы Бажова, которые помогли узнать места, где проходили разработки различных минералов. Бажов описывал природу Урала, ту красоту, которую он видел.

Даниил, ученик 9 класса

 

 

У нас братом общий проект, поэтому на мне сейчас костюм Хозяйки Медной Горы. Кстати, Вы знаете, почему ее звали именно так, а не Хозяйкой малахитовой горы? Всё просто — малахит образуется именно путем окиси меди!

Злата, ученица 7 класса

 

 

Традиционно второй этап — торжественное вручение наград победителям — проводится в Государственной Думе РФ в присутствии ректоров ведущих отраслевых вузов. А в этот раз награждение победителей превратилось для ребят в настоящий праздник. Путевки на специализированную геологическую смену в Артеке, призы, дипломы, подарки и, конечно, теплые слова от наставников и организаторов конкурса. С победой ребят поздравил ректор Российского государственного геологоразведочного университета имени Серго Орджоникидзе Вадим Косьянов.

 

Геологоразведчики — это такая большая семья: геохимики и геофизики, петрографы, буровики, экологи — огромное количество уникальных, нужных нашему государству специальностей. На протяжении ста лет наш вуз готовит специалистов на благо России, ведь большая часть бюджета государства составляет именно добыча полезных ископаемых. Молодцы, что уже в школе начали интересоваться таким перспективным и увлекательным направлением, как минералогия!

Вадим Косьянов, ректор Российского геологоразведочного университета имени Серго Орджоникидзе

 

 

Памятные сувениры и увлекательный импровизированный мастер-класс для юных геологов подготовил председатель политической партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов. «Пять принципов выживания в экстремальных ситуациях» ребята получили, что называется, «из первых рук»! Первое — не паниковать, второе — это уже случалось с кем-то — и эти люди выжили, третье — нужно думать, ведь не бывает безвыходных ситуаций, четвертое — спасти товарища, а пятое — еще раз не паниковать! В прошлом горный инженер-геофизик, выпускник Ленинградского горного института имени Плеханова, Сергей Миронов поделился с ребятами многолетним опытом полевых сезонов, рассказал о геологических экспедициях и поздравил школьников с победой в конкурсе.

 

Я поздравляю всех лауреатов, победителей, потому что конкурс замечательный! Инициатива проведения конкурса принадлежит межвузовскому академическому Центру навигации по специальностям горно-геологического профиля. Я являюсь председателем попечительского совета, с большим удовольствием принял участие и должен сказать, что мы очень много говорим о профориентации школьников. То, что делает Центр навигации — действительно уникально, это практически непрерывное образование и подведение выпускников уже в 11 классе к принятию решения: либо действительно выбрать горно-геологические специальности, либо пойти в другие вузы. Самое главное — те знания, которые они получат здесь, в этом центре, им помогут всегда!

Сергей Миронов, руководитель фракции «Справедливая россия» в Государственной думе Федерального собрания

 

текст: Е. Рипс    фото: И. Ерамасова, Н. Арефьева

 

 
Школа.Москва
#Хозяйка медной горы. Перезагрузка

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Поделиться

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: