Авангард в трех измерениях

Шагнуть в виртуальный мир мастерских выдающихся художников прошлого века. Взять кисточку и создать свою картину. Погрузиться в супрематический космос и «бросать» вещи на холст, превращая их в квадраты, прямоугольники, круги. Это не фантастический мир будущего, а реальность: проект «Авангард в трех измерениях: Гончарова и Малевич», который проходит в Новой Третьяковке с 5 июня по 30 декабря.

Оказаться в настоящем виртуальном пространстве, где можно двигаться и трогать предметы, — пожалуй, мечта не только детей, но и взрослых. Третьяковской галерее в сотрудничестве с группой компаний VRTech удалось воплотить ее в реальность.
VR-технологии (технологии виртуальной реальности) — это один из новых способов глубже понять творчество художников и контекст эпохи. Конечно, они не могут заменить общение зрителя с подлинниками, но значительно расширяют возможности восприятия искусства.
«Это замечательная и одновременно сложная вещь — не заменить художника, но приблизить и как бы продолжить его работу над произведением», — говорит генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

 

 

Проект Третьяковки — edutainment — это синтез развлечения и познания и пример того, как на самом деле близки друг другу мир искусства и компьютерные технологии. Надев VR-очки и взяв в руки контроллеры, становишься участником виртуальной игры и отправляешься в путешествие сквозь пространство и время. Залитое солнцем помещение, которое появляется перед гостем проекта, — это воссозданная модель одной из комнат дома в Трехпрудном переулке, где работала Наталия Гончарова со своим мужем, художником Михаилом Ларионовым, до отъезда в Париж. Вдоль стен стоят чистые холсты и картины. На больших столах — сосуды и статуэтки разных форм и размеров, разложены фрукты: арбузы, виноград, груши, яблоки, лимоны — все они как будто выстроились в очередь, чтобы оказаться «героями» следующего натюрморта.

 

 

Можно взять любой предмет, поместить его на холст, стоящий на мольберте посередине комнаты, и раскрасить кисточкой. Как по волшебству, каждая вещь на картине получается в стиле художницы. Это стало возможным благодаря IT-технологиям, которые «изучили» работы Гончаровой и воспроизводят детали с ее полотен в виртуальном пространстве.
У Казимира Малевича не было постоянных помещений, где он работал над своими картинами, поэтому его мир в проекте представлен обобщенным образом Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС), появившихся в Москве в 1920-е годы.

 

 

Здесь можно лучше понять супрематический космос полотен художника, где у фигур нет веса, вокруг нет горизонта и перспективы, но зато чувствуется необыкновенный ритм в композиции. «Бросая» предметы на холст, создаешь свою супрематическую картину из разноцветных простейших геометрических форм и с гордостью ощущаешь, как в тебе просыпается Малевич.

 

 

У всех гостей проекта есть возможность поделиться своими творениями в интернет-пространстве. Нейронные сети, «обученные» на произведениях из коллекции Третьяковки, в реальном времени обрабатывают создаваемые посетителями композиции. А сравнить свои картины с оригинальными работами художников русского авангарда можно в соседних залах Новой Третьяковки.
Виртуальный проект галереи — не просто увлекательная игра. Это настоящее интерактивное документальное произведение, которое знакомит с наследием мастеров авангарда, помогает раскрепостить воображение и дает свободу для творчества. Зрителям рассказывают о биографиях Гончаровой и Малевича, становлении и развитии их пластического языка.
Через погружение в особую реальность художника постигаются художественный метод, логика построения произведения, его образный строй. «Виртуальное зазеркалье» искусства дает необыкновенный заряд вдохновения. Приходите в Новую Третьяковку и убедитесь сами.

 

Казимир Малевич. Супрематизм 8

 

Наталия Гончарова. Натюрморт с чайником и апельсинами

 

текст: Л. Серебрянник   фото предоставлены пресс-службой Государственной Третьяковской галереи

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: