«В школе нет лишних», или Рейтинг без знака минус

Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом

русская народная сказка

 

Все мы помним и любим русские народные сказки, восхищаемся смекалкой добрых молодцев, трудолюбием, красотой и мудростью красных девиц. Все мы знаем, что зло — Баба-Яга и Кощей — бывает побеждено. Все мы помним волшебную избушку из сказки. Кажется, что в состоянии такого доброго молодца Ивана-царевича выступала московская семья или ученик, а школа, как избушка (или волшебный терем), выбирала, кого пропустить в хоромы, а кого оставить в темном лесу. За последние пять лет многое изменилось и в жизни, и в школе. Появились стимулы, которые побуждают «избушку» поворачиваться лицом к Ивану-царевичу, а школу — лицом к ученику.
Таких внутренних и внешних факторов-стимулов сегодня много: начиная от нормативного финансирования, которое школа получает от города на каждого ученика, до системы оплаты труда в каждом конкретном школьном коллективе, где стимулируется каждый конкретный успех ребенка через зарплату учителя. Не будем о финансировании как о принципе — об этом уже много сказано.
Поговорим о рейтинге школ как о стимуле личностно-ориентированной работы школы с каждым. Рейтинг как инструмент (или как система ориентиров) появился в 2011 году и с тех пор эволюционно меняется и живет. Многие как щитом прикрываются (или отбиваются) рейтингом от всего неудобного в школе, поясняя нежелание развиваться риском «упасть», «потерять позиции», а каждого неудобного ученика под видом защиты рейтинга пытаясь устранить из школы.
Кроме того, что это антипедагогично (и тогда проверки и карающие меры должны вступать в действие как стимул), это еще и недальновидно с точки зрения управления развитием. Почему? Давайте посмотрим на рейтинг внимательно.
Попробуем доказать гипотезу, что каждый ребенок важен и ценен для рейтингового балла, а значит важен и ценен для школы. Исследуем личностно-ориентированные параметры рейтинга и возможность, развивая в школе каждого ученика в соответствии с его способностями, получить положительную динамику рейтинговых баллов (или рост в рейтинге). Рейтинг складывался как совокупность групп параметров. Рассмотрим каждую из них.
Первая группа параметров — качественное массовое образование (результаты ЕГЭ, ОГЭ, диагностик). Смотрим порядок начисления баллов — плюсуются все достойные результаты (в случае, если есть ребенок инвалид, баллы умножаются на два или на три). Никаких действий с уменьшением баллов, если у ученика результат недостаточно высокий, формула начисления баллов не предусматривает (в ней нет действия «вычесть»). А значит, никто из учеников не может быть лишним, но каждый может быть полезным при подсчете баллов по этой группе параметров.

Вторая группа параметров — развитие талантов максимального количества обучающихся (результаты участия во Всероссийской олимпиаде школьников и Московской олимпиаде школьников). И вновь складываются максимальные результаты успешных выступлений (умножаются, если есть необходимость, на коэффициент детей-инвалидов). И снова — в формуле нет знака минус, мы не вычитаем баллы за чьи-то неудачи, а поддерживаем успех каждого.
Третья группа параметров — результативность работы дошкольных групп. По формулам за каждого воспитанника, перешедшего из дошкольных групп в школу, начисляется балл. И мы опять видим — в формуле не появляется знак минус. Каждый может помочь в получении рейтингового балла, но никто не может помешать. Что с особыми детьми? Они наиболее уязвимы. С ними трудно организовать работу, нелегко получить результаты, школе неудобно с ними работать. Неужели против них играет и рейтинг? Разбираемся. Специальные параметры оценивают в рейтинге эту работы школы.
Четвертая группа параметров — профилактика правонарушений. За каждого обучающегося, не совершившего правонарушение, рейтинг прибавляет баллы. И чем сложней ученик, который не совершит правонарушение, тем выше балл (рейтинг стимулирует уделять больше внимания каждому, особенно сложному ребенку). А может, за нарушения школа получает штраф или снимаются баллы? Но нет, и тут нет знака минус, штрафы не вычитаются.

В этом параметре каждый может помочь школе получить баллы, и ни один не может быть вредным для общего дела.
Пятая группа параметров — работа с детьми, имеющими особые образовательные потребности. Баллы этого параметра начисляются, исходя из особенностей ребенка, и за ЕГЭ, ОГЭ (по одному предмету), и за диагностики. Итоговый балл всегда умножается на коэффициент. Особый характер работы — особые (повышающие) условия начисления баллов. Учет каждого значимого результата каждого ребенка в общем рейтинговом балле школы соблюдается и этим параметром.
А как же те дети, которые не участвуют в олимпиадах по физике, химии, учатся не на одни пятерки и сто баллов по ЕГЭ достичь не планируют (ну или 70 баллов не планируют, хотя и напрасно)? Вот против кого играет рейтинг — может кто-то подумать. Вот, где мы разоблачили его «элитный» характер. Оказывается, и для тех, кто не связывает свое будущее с наукой, высокими олимпиадными достижениями и пока не увлекся физикой или химией, есть роль.

Шестая группа параметров — использование социокультурных ресурсов города в обучении — плюсует к сумме баллов результативное участие в культурологических и волонтерских проектах «Музеи. Парки. Усадьбы», «Не прервется связь поколений». Учет успешных результатов, личных и командных, приносит дополнительные баллы в копилку рейтинга, а «тренировочное» участие, может быть, не самое успешное в текущем году — дает перспективу на успех в будущем году, но не снижает балла в этом.
Седьмая группа параметров — развитие профессиональных умений и профессионального мастерства. Оценивается участие во Всероссийской олимпиаде профессионального мастерства, соревнованиях молодых профессионалов WorldSkills, юных профессионалов JuniorSkills, Абилимпикс. Те ребята, кто умеет мастерить, те, кто на «ты» с инструментом, те, у кого золотые руки, принесут в копилку школы или колледжа свое дополнение в виде баллов рейтинга.
Восьмая группа параметров — развитие массового любительского спорта. Учитывается успешное участие школьных спортивных команд в президентских состязаниях, президентских спортивных играх, соревновании «Победный мяч», участие ребят в «Белой ладье».

И в этой группе параметров каждое участие может улучшить рейтинговый балл, так как прибавляются баллы за успех. И снова — нет вычитания баллов за неудачу кого-то из учеников.
Таким образом, формула рейтингового балла состоит из сложения успешных результатов каждого, умноженная на особый коэффициент — работу с инвалидами.
И нет в ней снижения баллов за неудачи. А значит, вклад каждого ребенка в результат школы возможен, важен и ценен. Нет опасности снизить балл чьей-то неудачей, в формуле нет такого действия, как вычитание, нет знака минус. «Каждый важен и ценен» — что и требовалось доказать.
Получается, что рейтинг — это не только «измеритель» для системы. Это стимул, внешний фактор, меняющий внутреннюю жизнь школы, заставляющий «избушку» повернуться лицом к каждому ученику, к каждой Аленушке и к каждому Иванушке. Школы, которые сумели увидеть или рассчитать это, уже осознали значение каждого ученика и повысили балл. У остальных все, видимо, впереди.

текст: Т. Васильева фото: Н. Арефьева

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: