Информационные технологии прочно вошли в нашу жизнь и применяются сегодня во всех ее областях. За развитием технологий — будущее. В столице активно развиваются проекты предпрофессионального образования: медицинские, инженерные, академические и кадетские классы, «Курчатовский проект» и «Московский предуниверсарий». А теперь у столичных школьников появилась возможность освоить профессии будущего и в ИТ-сфере: с нового учебного года в городе начинают свою работу ИТ-классы. Реализация данного проекта позволит создать условия для развития предпрофессионального образования в области информационных технологий, помочь старшеклассникам сделать осознанный выбор будущей профессии, а вузам и ИТ-компаниям — создать платформу для подготовки грамотных высокооплачиваемых специалистов, востребованных в столице.
В феврале 2019 года на встрече с представителями ИТ-компаний, ректорами ведущих вузов страны и директорами московских школ, с инициативой открытия ИТ-классов выступил Мэр Москвы Сергей Собянин. Обучение в новых ИТ-классах рассчитано на два года. Ребята будут изучать информационные технологии на продвинутом уровне, познакомятся с разработкой мобильных приложений, криптографией, технологиями трехмерного моделирования, реверсивного инжиниринга и прототипирования, методами обработки массивов данных и многим другим. В школах появятся IT-полигоны — большие пространства для занятий.
«Важно, чтобы была связь между ведущими вузами страны, ИТ-компаниями, специалистами, чтобы ребята могли и учиться в школе, и бывать в университетах и в реально действующих компаниях. Тогда мы действительно сможем обеспечить им хороший уровень образования для поступления в вуз, получения специальности. По сути дела, это предпрофессиональный уровень. Это очень важно. И очень важно, чтобы мы отрабатывали новые стандарты обычных уроков информатики, которые, на мой взгляд, требуют осмысления — так же, как и Единый государственный экзамен в части информационных технологий, информатики»
Мэр Москвы Сергей Собянин
IT-полигон — это «умное» образовательное пространство, инновационная площадка для формирования предпрофессиональных навыков и умений школьников в области информационных технологий.
«Для того чтобы большой город и экономика большого города могли развиваться, IT-специалисты, безусловно, нужны. А анализ рынка труда показывает, что эти профессии очень перспективны. Наша задача как системы образования — подготовить выпускников к таким вызовам экономики, с одной стороны, а с другой — познакомить их с этими направлениями будущего профессионального образования»
Заместитель руководителя Департамента образования и науки города Москвы Татьяна Васильева
Площадки выбирали таким образом, чтобы изучать информационные технологии на высоком уровне могли дети из разных районов города.
«Мы надеялись на то, что выберут нашу школу, потому что у нас действует IT-полигон и мы много сотрудничаем с вузами и предприятиями в этой сфере. И сейчас мы с ребятами активно готовимся к предстоящей учебе»
Директор школы № 1560 «Лидер» Ирина Жданова
«Мы рассматриваем этот проект как инвестицию в будущее наших школ, в будущее нашего города и прежде всего будущее наших школьников»
Директор Московского центра технологической модернизации образования Марианна Лебедева
Партнерами проекта и разработчиками программ стали ведущие отечественные ИТ-компании и российские вузы — Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана, Московский физико-технический институт, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» и Московский политехнический университет, а также компания «Яндекс» и Ассоциация разработчиков программных продуктов «Отечественный софт» (более 160 компаний).
«Важно, чтобы с самого начала профессиональной ориентации школьники имели возможность увидеть и понять работу лидеров рынка информационных технологий, почувствовать профессию, вдохновиться практическими задачами. Это возможно только с участием ИТ-компаний, которые готовы включиться в образовательный процесс, делиться своим опытом и компетенциями. В эту инициативу уже включились многие члены нашей Ассоциации. В России и во всем мире отрасль ИТ стремительно развивается, требует все больше квалифицированных специалистов, и вопрос подготовки кадров — решающий для ее будущего»
Председатель правления АРПП «Отечественный софт», президент ГК InfoWatch Наталья Касперская
Для того чтобы поступить в ИТ-класс, девятиклассники должны были пройти серьезный отбор. Первый, заочный этап тестирования прошел 17 июня 2019 года. 3 300 учащихся 9 классов выполняли задания по физике и математике. Во второй, очный тур прошли 2 090 школьников. В нем ребята решали задачи по информатике на знание теоретических основ, базовых алгоритмических структур и языков программирования. Девятиклассников, которые показали лучшие результаты, уже в августе зачислят в ИТ-классы.
НАПРАВЛЕНИЯ ИТ-КЛАССОВ
1. Моделирование и прототипирование
Производственные технологии, реверсивный инжиниринг, цифровые двойники, VR и AR, создание моделей, макетов
Профессии:
Специалист по компьютерному программированию станков с числовым программным управлением;
Оператор оборудования цифровой печати;
Промышленный дизайнер (эргономист)
2. Робототехника
Умный дом, движущиеся модели, соревнования, схемотехника, производственные линии, саморегулирующиеся системы
Профессии:
Оператор мобильной робототехники;
Инженер-технолог по производству изделий микроэлектроники;
Специалист по проектированию детской и образовательной робототехники
3. Программирование
Алгоритмика, решение прикладных задач, программирование контроллеров, мобильных устройств, систем, сетевых приложений
Профессии:
Разработчик Web и мультимедийных приложений;
Программист;
Системный программист
4. Информационная безопасность
Криптография, анализ данных, поиск закономерностей, правовые основы ИТ, блокчейн, банковские приложения, вирусология, социальный инжиниринг
Профессии:
Специалист по защите информации в автоматизированных системах;
Специалист по технической защите информации;
Специалист по безопасности компьютерных систем и сетей
5. Технологии связи
Системное администрирование, проектирование сетевой топологии, технологии мобильной связи, протоколы передачи данных
Профессии:
Специалист по организации и поддержке видеоуслуг через Интернет;
Системный администратор информационно-коммуникационных систем;
Специалист по контролю качества информационно-коммуникационных систем
6. Большие данные
Работа с базами данных, анализ данных, язык R, визуализация данных, сбор данных, статистика, нейронные сети, искусственный интеллект
Профессии:
Администратор баз данных;
Системный аналитик;
Специалист по автоматизации информационно-аналитической деятельности в сфере безопасности
текст: Ю. Горошенко фото: И. Ерамасова, Н. Арефьева, Д. Кузнецов