Одна — на Киевской, а вторая — на Киевской!

Как родителям понять, что у ребенка есть логопедические проблемы и что делать.

Для кого учеба — отдых, для кого — тяжелый труд
Сегодня мы поговорим о детях, которых сами родители называют «логопедический» ребенок — ребенок с логопедическими проблемами. Часто можно услышать: «Мой ребенок с трудом общается с детьми» (хочет правильно и легко говорить, но не может, дети его не понимают, он не понимает детей) или «У моего ребенка проблемы в школе» (хочет правильно читать, грамотно писать диктанты и составлять тексты, но не может). Ни для кого не секрет, что разные дети учатся по-разному. Одни учебу считают почти досугом, учатся в школе легко, получая удовольствие от общения и множества учебных занятий. Другие имеют объективные трудности. Если таким детям вовремя не помочь, то обучение превращается для них в череду трудно преодолеваемых препятствий.

Не только учителя, но и многие родители хорошо знакомы с профессиональными логопедическими терминами «дислексия» (нарушение чтения), «дисграфия» и «дизорфография» (нарушение письма), «дислалия» (нарушение произношения). Это те трудности, которые могут превратить учебу детей в тяжелый труд, а школу — в Голгофу.

Неразрешимая проблема или временная трудность? Откроем словарь Д. Н. Ушакова и обнаружим, что слово «проблема» в переводе с греческого означает «преграда», «трудность». Читаем дальше: «Трудность — с трудом преодолеваемое препятствие, то, что требует большого труда, усилий». Значит, школьные трудности, которые могли быть временными, но остались по разным причинам непреодоленными, могут привести к проблемам в школьной жизни детей.

Знаете ли вы, что…
История выдающегося оратора Древней Греции Демосфена гласит, что был он физически слабым ребенком, а также сильно заикался и картавил. По легенде, Демосфен самостоятельно разработал собственную систему перевоспитания неправильной речи (заикания и косноязычия) с комплексом речевых упражнений. Неустанно работая над своим произношением, он избавился от речевых дефектов и стал (не без труда и не сразу) прекрасным оратором. Сейчас для нас опыт Демосфена является классическим примером логопедической работы над речью.

Как проявляются логопедические трудности
Одни трудности касаются только произношения и выражаются в нарушениях внятности говорения; как следствие, они затрудняют общение. Другие из-за нарушений в речи приводят к нарушениям чтения (дислексия) или письма (дисграфия) и, как следствие, затрудняют обучение русскому языку и литературе, от успешного освоения которых зависит успеваемость по всем предметам в дальнейшем. Таким образом, у ребенка в развитии речи, формировании письма и чтения могут быть особые дефициты. Они и определяют его особые образовательные потребности. Без оказания специальной помощи учителями-логопедами такие дети сталкиваются с проблемами, особенно при переходе от дошкольного к начальному, от начального к основному, от основного к среднему общему образованию.

А вы знаете, как «свободное время» для взрослых постепенно стало «школой» для детей? Слово «школа» произошло от греческого «схоле», что означало «досуг» или «отдых». Придумали слово древнегреческие философы, которые считали, что человек отдыхает, когда учится. Однако праздным этот досуг не был. Он подразумевал философские беседы взрослых в свободное время и для собственного удовольствия. За этими беседами наблюдали дети. Они учились у философов говорить правильно и аргументированно. Получается, что дети воспитывались речью взрослых. Когда же возникла необходимость в помещениях для обучения детей, тогда эти помещения и стали называть школами. Для работы, труда у греков тоже слово нашлось. Оно звучало как «асхолиа», что означало «отсутствие отдыха».

Что нужно знать о нарушениях письма и как распознать специфические ошибки
Что это письмо с ошибками стойкими (трудно исправляются) и вариативными (очень разнообразными). Самыми частотными считаются три группы дисграфических ошибок.
Первые — из-за сходства в произнесении и звучании звуков согласных или гласных — проявляются в виде замен (одна буква постоянно заменяется другой) или смешений (буква пишется то верно, то неверно). Вторые — из-за трудностей в мелкой моторике и пространственной ориентировке — проявляются в виде замен букв из-за сходства в написании букв (специалисты называют их ошибками «кинетического запуска»), добавления лишних элементов букв, повторов буквы, её части или слога. Такие ошибки часто встречаются в письме первоклассников и второклассников.
Третьи — из-за трудностей в умении делить слово на звуки — проявляются в виде пропусков, перестановок, недописываний букв. Такие ошибки чаще встречаются у второклассников, и их количество возрастает у третьеклассников, когда скорости выполнения заданий увеличиваются, а сами задания усложняются.

Дисграфические ошибки не связаны с умением применять орфографические правила. Несмотря на то, что слово пишется, как слышится (лингвисты говорят: адекватнофонемно), ребенок всё равно допускает ошибки. Дизорфографические ошибки сопутствуют дисграфическим и связаны, прежде всего, с трудностями у детей с речевыми нарушениями в умении применять правила правописания.

Что нужно знать о нарушениях чтения
Что это медленное чтение с ошибками и трудностями в понимании прочитанного (в сочетании или без). Что темп громкого чтения зависит от способа чтения: темп чтения ниже, потому что способ чтения хуже. Например, если чтение пятиклассника всё еще послоговое, то читать даже про себя он всё равно будет медленно.
Что медленное чтение зависит от несформированности зрительных гностических или зрительных моторных функций. Что трудности понимания зависят от несформированности речевых функций (всё это — как правило). Что без специальной помощи ребенок читать лучше НЕ будет.

Что делать родителям?
Проконсультируйтесь у специалиста, если появляются предположения о школьных трудностях ребенка. Обращайтесь за консультацией в ЦПМПК (центральная психолого-медико-педагогическая комиссия — прим. ред.).
Помните, что вы делаете это, прежде всего, для себя, а не для школы или учителя. Результаты обследования и рекомендации помогут вам принять правильное решение в интересах ребенка. Не стоит беспокоиться, если ребенку с нарушениями речи, письма, чтения рекомендовано обучение по адаптированной основной образовательной программе для детей с тяжелыми нарушениями речи, так как в этом случае логопедическая помощь ребенку будет оказана обязательно.
Используйте изданные специальные пособия, которые разработаны для самостоятельных занятий родителей с детьми по исправлению нарушений письма или чтения.

Логопед и родитель должны быть рядом или вместе?
Запрос родителей часто бывает одинаковым: они обеспокоены речью ребенка и возможными трудностями в обучении. Однако отношение к проблеме и намерение участвовать в устранении трудностей бывают у родителей разными.

Вариант 1: «Родители, которые нарушений в речи не замечают, трудностей в школьном обучении не предполагают, проблем в будущем не видят»
Такие родители игнорируют рекомендации логопедов не только перед школой, но и в школе. Часто даже в конце 1 класса, когда трудности письма и (или) чтения становятся заметными, родители считают, что трудности эти временные и объясняют их проблемами школы: логопед не помог, учитель не научил.

Вариант 2: «Очень занятые родители»
Такие родители тоже искренне хотят помочь ребенку. Они следят за ходом обследования, выслушивают рекомендации, с удовольствием приобретают много разных специальных пособий. Но на этом всё заканчивается, потому что времени у них на занятия с ребенком нет и (или) потому что они считают, что помочь ребенку должен именно и только логопед. Однако, когда вся работа возлагается только на логопеда (даже самого опытного специалиста), обычно результат таков: ребенок теоретически знает, как нужно говорить, читать, писать правильно, но в практике он это не использует.

Вариант 3: «Родители – партнеры»
Такие родители приходят с надеждой, что специалист сможет помочь ребенку. Они знают об особенностях в развитии речи ребенка и предполагают его возможные школьные трудности. Они внимательно наблюдают за ходом логопедического обследования, слушая и записывая ответы ребенка, внимательны к рекомендациям специалиста. Это говорит о намерении родителей активно заниматься с ребенком под руководством логопеда. Результаты такой совместной работы видны: звуки произносятся и различаются ребенком правильно, словарный запас богатый, фразы строятся верно, трудности в общении отсутствуют. Такие дети потом успешны в школе и не нуждаются в помощи логопеда.

Таким образом, только партнерские отношения родителей и специалистов будут залогом успешного общения и обучения детей в школе.

Для закрепления правильных речевых навыков и постоянного контроля над речью необходима систематическая, ежедневная работа с ребенком.

Трудности останутся в прошлом и не превратятся в проблемы, а школа из «асхолиа» станет «схоле».

текст: О. Ишимова фото: Н. Арефьева

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: