Первый раз в первый класс!

Совсем скоро — День знаний, 1 Сентября. Главными героями дня станут, конечно же, первоклашки — для них начинается новый, яркий и интересный этап жизни.
Естественно, родители волнуются. На что важно обратить внимание при подготовке к школе? Что должен знать и уметь ребенок? Разбираемся вместе с учителями начальных классов. На вопросы нашего специального корреспондента отвечали: Людмила Гаврись и Ирина Ковылина (школа № 1371 «Крылатское»), Олеся Малышева (школа № 2001), Елена Овчинникова («Школа в Некрасовке»), а также Наталья Анциперова (школа № 627 имени генерала Д. Д. Лелюшенко).

 

На что родителям нужно обратить особое внимание при подготовке ребенка к первому классу?

Наталья Анциперова: Сейчас детки до школы посещают детский сад и там происходит их полноценное развитие, поэтому от родителей особой подготовки, отработки каких-то конкретных навыков у детей для поступления в первый класс не требуется и конкретно по предметам готовить ребенка точно не нужно.
Даже если ребенок не посещал детский сад, родителям стоит уделить внимание общему развитию, а не конкретным предметным знаниям. Больше с ним общаться, больше гулять, экскурсии посещать, в музеи ходить, в кино, читать ему и вместе с ним. Если ребенок уже читает — это очень хорошо.

Олеся Малышева: Главная забота родителей — поддержка и развитие стремления ребенка учиться и узнавать новое. На что стоит обратить особое внимание — это, конечно, на здоровье будущего первоклассника. Обязательно расскажите учителю обо всех особенностях ребенка.
Чтение и письмо — далеко не самое важное, что должен уметь дошкольник, этому научат в школе. Родители должны помочь ребенку принять новую социальную позицию — школьника, а именно прививать желание учиться и положительное восприятие образа школы. Желательно, чтобы ребенок умел элементарно рассуждать и выделять существенные признаки предметов, различать их по форме, цвету и размеру. Важно также, чтобы он умел управлять своим телом, хорошо двигался и ориентировался в пространстве.

Елена Овчинникова: Все-таки первый класс — это для ребенка психологический стресс, конечно же, поэтому если вы хотите помочь ему адаптироваться, то, разумеется, нужно поговорить с ним о школе, объяснить, что это такое, зачем туда ходят, для чего она в принципе нужна, потому что у ребенка всегда много вопросов «Зачем?» и «Почему?». Вы можете сходить на экскурсию к школе — показать, как она выглядит, погулять по территории, изучить маршрут от дома до школы. Можно вместе открыть сайт, посмотреть фотографии. Знакомство с будущим местом учебы психологически нужно ребенку.

Людмила Гаврись: Ребенок будет обучаться в новом коллективе, поэтому у него нужно формировать социальные навыки: умение работать в команде, договариваться, сочувствовать, контролировать свои эмоции. Ребенок должен уметь приветствовать взрослых и детей, правильно обращаться с просьбой ко взрослому и к сверстнику, вежливо задавать вопросы.
Очень важны для будущего школьника правильно сформированные навыки самообслуживания. Ребенок должен уметь самостоятельно переодеваться, надевать обувь, собирать школьные принадлежности в рюкзак и правильно организовывать свое рабочее место, содержать в чистоте и порядке свои вещи, мыть руки, аккуратно принимать пищу и правильно вести себя за столом.
И, разумеется, очень важный фактор для последующего обучения — речь. Речь дошкольника должна быть чистой: ребенок должен правильно произносить все звуки, правильно ставить ударение в словах, не переставлять слоги.

Ирина Ковылина: К моменту поступления в школу ребенок должен знать свою фамилию, имя, имена родителей, адрес проживания, времена года, названия месяцев и дней недели, названия животных, транспорта, посуды, мебели и т. д. Он должен уметь правильно держать ручку, достаточно аккуратно обводить по клеточкам, рисовать линии и предметы, лепить из пластилина, вырезать ножницами.
Вы можете ежедневно заниматься с детьми развитием мелкой моторики: рисовать, лепить, вырезать из бумаги, шить, вместе готовить. На отдыхе с ребенком выкладывайте из камешков или из песка различные предметы, геометрические фигуры.

Наталья Анциперова, учитель начальных классов школы № 627 имени генерала Д. Д. Лелюшенко

 

Как организовано обучение в первом классе? Как проходит школьный день первоклашки?

Людмила Гаврись: В первом классе используется ступенчатый режим обучения. В сентябре и октябре в день проводится по три урока длительностью 35 минут. Четвертый урок в нашей школе проводится в виде экскурсии или игры. В ноябре и декабре — по четыре урока длительностью 35 минут. Один раз в неделю у ребят будет пять уроков за счет третьего часа физкультуры. Всего недельная нагрузка первоклассника составляет 21 учебный час в неделю. С января по май ребята будут учиться в обычном режиме младших школьников: 4–5 уроков длительностью 40–45 минут ежедневно. Каждый день в течение учебного года для первоклассников проводится динамическая пауза длительностью 40 минут. В хорошую погоду это прогулка на свежем воздухе, в ненастье — игры в специально оборудованных рекреациях школы.

Наталья Анциперова: Конкретно у нас есть особенности. Дело в том, что я набираю в этом учебном году необычный класс: мы будем учиться по программе «Эффективная начальная школа». Наши детки будут проходить программу, которую другие проходят за четыре года, ускоренно — за три года. До декабря дети проходят программу первого класса, далее пишут проверочные работы и с января начинают изучать программу второго класса.

Олеся Малышева: В нашей образовательной организации педагоги работают по двум программам: «Школа России» и «Начальная школа XXI века». Обе программы отвечают федеральным стандартам, соответственно, ребята получают одинаковый объем необходимых знаний, умений и навыков.
Длительность урока — 35 минут. Первокласснику очень трудно удерживать внимание на протяжении всего урока. Поэтому учитель часто переключает детей с одного вида деятельности на другой. Каждые 15 минут проводятся физминутки по теме урока, что позволяет не только переключить внимание ребенка, но и закрепить изученный материал. Я прошу приводить детей не позднее чем за 15 минут до звонка, чтобы вместе сделать зарядку и настроиться на учебный день.

Режим дня первоклассника — каким он должен быть?

Олеся Малышева: Выстраивать режим первоклассника нужно таким образом, чтобы у него оставалось немного личного времени, которое он мог бы проводить так, как ему хочется. Старайтесь не перегружать ребенка занятиями и секциями. Надо всегда отталкиваться от его интересов. Советую понаблюдать за успеваемостью и утомляемостью ребенка, прежде чем записываться сразу в несколько кружков.

Наталья Анциперова: Режим — это очень важный помощник в жизни и учебе школьников. Самое главное — наладить сон ребенка, чтобы он мог пораньше ложиться и вставать полным сил. Обязательно в расписании должна быть прогулка. Утро я рекомендую начинать с зарядки, затем — учебный процесс. Дома важно придерживаться и режима питания: чтобы завтрак, обед и ужин были в одно и то же время.

Елена Овчинникова: Самое главное — не перегружать ребенка лишним: кружками и занятиями. Если в более старшем возрасте он способен это выдержать, то в первом классе для него важно не потерять ниточку общения с семьей: несмотря на то, что он вышел из детсадовского возраста, он все еще остается малышом, для него эта ступенька перестроения достаточно сложная. Поэтому после занятий в школе ребенку нужно обязательно дать отдохнуть. После обеда обязательно должна быть прогулка — хотя бы час-полтора. И конечно же, должен быть режим дня. Это, пожалуй, то, что помогает ребенку не только организовываться, но и ориентироваться в жизни.
Прежде чем отдавать ребенка в какую-то секцию, спросите у него, что ему нравится. Конечно, в этом возрасте ему может нравиться все. Но если вы записали ребенка на несколько секций, то присмотритесь — возможно, на какие-то он спустя время по-прежнему бежит, а на какие-то идет уже без энтузиазма. По собственному опыту, опыту моих детей вижу, что двух-трех секций вполне хватает.

Ирина Ковылина, учитель начальных классов школы № 1371 «Крылатское»

 

Как родители могут помочь ребенку адаптироваться к школе?

Наталья Анциперова: Конечно, родителям нужно обязательно следить за состоянием ребенка. Особенно первые недели обучения в школе: надо отслеживать, насколько эмоционально он переживает вливание в новый коллектив. В адаптации самое главное — выстроить режим дня ребенка и наблюдать за его самочувствием, за тем, как он реагирует на школу, и, если что-то идет не так, обязательно связаться с учителем. Нужно найти в себе терпение и силы и выяснить, что именно помешало ребенку, постараться помочь ему преодолеть трудности, выйти из этой ситуации, добавить позитива.
Если есть возможность у родителей и потребность у ребенка, можно дома в выходные поиграть с ним в школу или рассказать о своих личных школьных победах и неудачах — поделиться опытом. В любом случае для детей очень значим родительский пример. Желательно продолжать делать с ребенком те совместные дела, которые были до школы, чтобы у него не было ощущения, что теперь в жизни есть только учеба и больше не будет никакой игры, никаких развлечений.

Людмила Гаврись: Главное — положительный эмоциональный настрой, создание ситуации успеха, в которой обязательно будет достигнут качественно новый результат.
Покажите первокласснику, как аккуратно сложить спортивную форму, как правильно собрать рюкзак. Приучайте ребенка ежедневно собирать рюкзак, лучше накануне вечером, но не делайте это за него. Никогда и ни с кем не сравнивайте своего ребенка, ведь он — личность. Поддержите его в трудной ситуации словами: «Мы уверены, что у тебя все получится». Хвалите его даже за самые маленькие успехи.

Ирина Ковылина: Первые дни ребенка в школе — особые. Самой важной задачей в этот период для родителей и учителей является формирование положительного отношения к школе, снятие напряженности, страхов, боязни новых взаимоотношений, нового общества и нового вида деятельности. Посмотрите вместе с ребенком художественные фильмы о школе, полистайте свои школьные альбомы, расскажите о своих школьных друзьях, учителях, о том, с какими трудностями сталкивались вы, о своих школьных победах.
Первые две недели — самые сложные в плане адаптации: ваш ребенок может уставать. Забирайте его из школы сразу после уроков, организуйте ему обеденный сон или просто отдых в тишине. Подключите бабушек и дедушек, родственников. Побольше гуляйте с ребенком на свежем воздухе, дайте ему понять, что для вас очень важно и интересно, как он провел день, с кем познакомился и подружился, какие темы проходил на уроках.
Укладывайте ребенка спать не позднее 9 часов вечера. Перед сном почитайте ему книгу. Утром сделайте с ним зарядку. В школу ребенок должен пойти бодрым и веселым. Если он капризничает, отказывается идти в школу, не стесняйтесь, обратитесь к школьному учителю или психологу, обсудите эту проблему, выстраивайте совместную деятельность по адаптации. На этом этапе учитель — ваш первый помощник!

Олеся Малышева: Родителям важно самим помнить, что учитель — друг. Авторитет учителя очень важен при организации учебного и воспитательного процесса. Помните, что мы — одна команда и учитель всегда открыт для конструктивного диалога.
С пониманием относитесь к тому, что у вашего малыша что-то не будет получаться сразу, даже если это кажется вам элементарным. Соизмеряйте свои ожидания с возможностями ребенка. Избегайте чрезмерных требований. Ваши требования должны соответствовать уровню развития навыков и познавательных способностей ребенка. Не забывайте, что такие важные и нужные качества, как прилежание, аккуратность, ответственность, не формируются сразу. Ребенок пока еще учится управлять собой, организовывать свою деятельность и очень нуждается в понимании и одобрении со стороны взрослых. Задача пап и мам — запастись терпением и помочь ему. Помните: ваша поддержка, вера в ребенка, в его успех помогут ему преодолеть все трудности!

А чем могут помочь первокласснику братья, сестры, бабушки, дедушки?

Елена Овчинникова: Очень важно устраивать дома семейные чтения, когда все вместе знакомятся с новой книгой, по очереди или по ролям читают новое произведение. Можно помогать выполнять творческие задания (но опять же: помогать, а не делать за него). Ребенок прочитал произведение — брат, сестра, бабушка или дедушка могут задать к прочитанному наводящие вопросы: «О чем этот текст?», «А как бы ты поступил?», «А почему так поступил главный герой?».

Людмила Гаврись, учитель начальных классов школы № 1371 «Крылатское»

 

В первом классе нет отметок и домашних заданий. Что является стимулом для работы ребенка?

Елена Овчинникова: В первом классе мы стараемся стимулировать работу детей похвалами и поощрениями. Ведь ребенка всегда есть за что похвалить: «Как ты хорошо нарисовал!», «Как правильно держишь ручку!», «Какие замечательные, ровные цифры у тебя получились!»… Со второго триместра мы уже начинаем в тетрадях давать словесную оценку работам детей: пишем «Молодец!», «Прекрасно!», «Хорошо!», «Так держать!». Учитель может написать в электронный дневник комментарий «Ваш ребенок молодец» или отправить личное сообщение родителю. И родитель, не дожидаясь возвращения ребенка из школы, открывает телефон — электронное приложение — и видит, что его ребенок хорошо сегодня потрудился. Конечно, и о сложностях родителям тоже сообщаем.

Олеся Малышева: Я в своей работе всегда использую «правило зеленой ручки». Например, из всего множества написанных крючков я выберу вместе с ребенком самый красивый. Мы обязательно обсудим, почему именно этот, по каким критериям. Дети шутят, что у меня два любимых вопроса — «Почему?» и «Докажи!». Самый красивый крючок мы обведем в овал зеленым цветом и будем пытаться повторить именно такой или даже сделать еще лучше! Это позволяет ребенку перенести акцент, обращать внимание на свои достижения. Те элементы, которые получились не очень удачно, мы не будем зачеркивать красным цветом. Мне как учителю важно, чтобы каждый ребенок чувствовал себя в сильной, успешной позиции.

Вопрос на перспективу: как правильно помогать ребенку с домашними заданиями, когда они появятся? Нужно ли их делать вместе с ним? И можно ли делать за него? Что скажете?

Олеся Малышева: Не забирайте у ребенка право на ошибку. Важно, чтобы он не боялся ошибаться. Если у него что-то не получается, не ругайте его. Иначе он будет бояться ошибиться, поверит в то, что ничего не может. Даже взрослому, когда он учится чему-то новому, не все сразу удается. Если вы заметили ошибку, обратите на нее внимание ребенка и предложите ее исправить. И обязательно хвалите. Хвалите за каждый, даже совсем крошечный, успех.
Старайтесь контролировать выполнение заданий, а если возникают сложности с пониманием материала, то сразу сообщайте учителю. Я люблю, когда родители мне пишут о проблемах в обучении. На уроке я обязательно повторю и отработаю данный материал. Не бойтесь общаться с педагогом — это наша работа! Если трудность возникла у одного ребенка, значит, еще как минимум у пятерых учеников есть такая же проблема. Пусть этот вопрос решает педагог.
Не думайте за ребенка. Помогая ему выполнять задание, не вмешивайтесь во все, что он делает. Иначе он начнет думать, что не способен справиться с заданием самостоятельно. Не решайте за ребенка, а направляйте его, иначе он очень быстро поймет, что ему незачем заниматься, родители все равно помогут все решить. Не пропустите первые трудности. Обращайте на них внимание своего ребенка и по мере необходимости консультируйтесь с учителем.

Елена Овчинникова: Поставьте себя на место ребенка и поймите: если мы хотим, чтобы ребенок чему-то научился, он должен делать это сам, чтобы он умел и в жизни ставить перед собой цели и добиваться их. А если мы с самого начала будем выполнять за него уроки, то о каком развитии, о каком достижении целей мы с вами говорим? Поэтому родитель — только помощник, который не делает вместо ребенка, а может помочь, дать совет (даже совет подойти к учителю и переспросить — учитель для того и дан, а многие дети стесняются, а то и вообще боятся подходить к учителю и спрашивать его о чем-то по предметам). Родители не должны делать уроки за детей.

Наталья Анциперова: Пожалуй, выполнять задания за ребенка — это самое страшное… И для нас, учителей, так как мы не видим реальной картины усвоения ребенком знаний, и для него самого, так как у него исчезает возможность развиваться самостоятельно, такая «помощь» лишает его возможности чему-то научиться. Родителям хочется пожалеть ребенка, но этим они только наносят ему вред. Конечно, бывает, что ребенок испытывает трудности, но лучше понять, в чем конкретная трудность заключается, и помочь ее преодолеть. Это также касается и наведения порядка в рюкзаке (проверки наличия пенала, учебников, тетрадей) — я бы рекомендовала полностью доверить сборы к занятиям ребенку уже с первого класса: чем больше он делает сам, тем лучше развиваются его способности.

Олеся Малышева, учитель начальных классов школы № 2001

 

Подготовка к школе — процесс волнительный. Сколько бы списков вещей, необходимых для первоклассника, ни составлялось, все равно периодически родители что-то забывают. Какие советы дадите? Что точно важно не забыть, чем нужно запастись?

Елена Овчинникова: Конечно, наша вечная проблема — это забытые ручки, карандаши и ластики. Но чаще не потому, что это не купили, а потому, что банально забыли положить. Ребенок забыл взять с собой. Но что хочется посоветовать родителям: при сборах первоклассника не нужно скупать весь магазин. Подумайте о том, что вам понадобится на первое время. Ведь сейчас при необходимости все можно купить довольно просто.
В первую очередь нужны обложки: и на тетради, и на учебники, которые выдают в школе. Мы учим ребят беречь книги, объясняем им, что книга — это наш друг, что она нам помогает.
Также с самого начала ребенку понадобятся тетради в клетку и частую косую линейку — для постановки почерка. Не берите пачками — возьмите по десять штук. На первый класс вам достаточно, даже останется что-то на следующий год. Конечно, нужны цветные карандаши, но, пожалуйста, не надо покупать всю палитру: достаточно основных шести цветов. А вот фломастеры нежелательны: если ребенок начинает что-то заштриховывать, то на оборотной стороне листа писать уже не получится. К тому же в первом классе мы ставим руку ребенку, мы учим его писать и формируем его почерк. Использование карандаша этому способствует, а фломастер — мешает.
Вопрос с формой всегда решается на уровне устава школы. В большинстве школ рекомендуется деловой стиль: мальчики — брюки и рубашки пастельных тонов, девочки — сарафан или юбка, а блуза или кофточка тоже натурального цвета, желательно однотонная. Спортивная форма для зала — белый верх и черный низ, а также удобные кроссовки, в которых ребенок комфортно себя чувствует, желательно со светлой подошвой. Комфортной должна быть и сменная обувь, в которой ребенок проводит весь свой школьный день.

Людмила Гаврись: Прежде всего ориентируйтесь на то, чтобы вашему ребенку было удобно, чтобы одежда и обувь не сковывали движения. Выбирайте вещи из натуральных тканей. Чтобы одежда меньше пачкалась на ИЗО и технологии, можно приобрести фартук и нарукавники.
Как выбрать рюкзак? Он должен быть легким, не более 700 г, ведь его вес вместе с наполнением не должен превышать 1,5 кг. Рюкзак лучше выбирать из непромокаемой ткани, которая хорошо моется или стирается. Он должен быть с эргономичной спинкой и регулируемыми ремнями шириной не менее 4–4,5 см, достаточно объемный. Ребенок будет носить в школу учебники и пособия формата А4, поэтому проверьте, влезает ли такой формат в рюкзак вашего малыша. Посоветуйтесь с учителем, есть ли возможность оставлять часть учебников и пособий в школе или взять второй комплект, для дома, чтобы вес рюкзака не превышал норму.
Пенал также лучше приобретать небольшой, чтобы он занимал мало места на парте. Во многих классах на партах у детей стоят удобные стаканы для письменных принадлежностей, которые позволяют правильно организовать рабочее место. Карандаши, ручки, линейки, цветную бумагу, картон, пластилин и другие школьные принадлежности лучше выбирать и покупать вместе с ребенком. Это дополнительно формирует положительную мотивацию к школе.

Олеся Малышева: Я всегда родителям своих учеников говорю, что самое главное — не забыть успокоиться, довериться своему учителю: нерешаемых проблем не бывает. Понимать, что учитель готов ко всем испытаниям и обязательно найдет выход из сложившейся ситуации таким образом, чтобы ребенку было легко и комфортно. Я уже заранее люблю каждого.
Но, разумеется, у родителей всегда есть свои вопросы, а у меня — свои лайфхаки. Выбирая сменную обувь, старайтесь, чтобы она была максимально удобной, без высоких каблуков; важно, чтобы ребенок самостоятельно мог ее застегнуть. Дома обязательно потренироваться завязывать шнурки и застегивать манжеты. Детям очень нравится соревноваться, поэтому можно вместе с бабушками или дедушками поиграть в игру «Кто быстрее завяжет шнурки», с братьями или сестрами — в игру «Кто быстрее переоденется на физкультуру».
Я особое внимание уделяю первой письменной ручке. Выбирайте ее вместе с ребенком в канцелярском магазине. Обязательно, чтобы у нее была резиновая подкладка в том месте, где ребенок держит ее пальчиками. Ручка не должна быть слишком легкой или тяжелой, чернила не должны пачкать руку и оставлять следы на тетради.

Давайте поговорим об «этикете первоклассника». Что ребенку можно брать с собой в школу, а что — не стоит?

Людмила Гаврись: В период адаптации я не запрещаю детям приносить с собой в школу небольшие игрушки, чтобы они могли играть с ними на переменах. Следите за тем, чтобы ребенок не брал с собой в школу травмоопасные предметы: игрушечные пистолеты, мечи. С ребятами мы договариваемся, что во время уроков их игрушки будут ждать в рюкзаке или в конце класса, в игровом уголке. В начальной школе, как правило, есть специальные уголки с настольными играми, конструкторами, в которые ребята играют во время перемен. Не покупайте письменные принадлежности в виде игрушек: ваш ребенок будет играть в них во время урока, отвлекаясь и отвлекая других детей.

Наталья Анциперова: Мы ни в коем случае не запрещаем ученикам носить телефоны. Сейчас такое время, когда и дети, и родители привязаны к телефонам, стремятся всегда быть на связи. Мы даже разрешаем первоклассникам звонить маме, папе, бабушке или дедушке, если у детей есть такая психологическая потребность. Но, конечно, играть в игры на телефоне во время урока мы не разрешаем. Хотя и на перемене мы предлагаем детям столько разных вариантов проведения досуга, что уже где-то через месяц они перестают вообще доставать телефон для игр, у них уже в этом нет потребности. Телефон остается только средством для связи с родителями.
Вопрос перекусов остается на усмотрение родителей. Все дети разные: есть малоежки, которым всего хватает, а есть детишки, привыкшие плотно поесть. А так — у нас есть и завтрак, и обед, и полдник. Обычно необходимости в дополнительной еде нет.

Елена Овчинникова, учитель начальных классов «Школа в Некрасовке»

 

Что бы вы порекомендовали родителям почитать вместе с ребенком вне школьной программы?

Олеся Малышева: Как известно, самый лучший способ мотивировать ребенка читать — это читать самим. Читающий при ребенке родитель — большая редкость и большая радость для педагога! Используйте эти моменты, чтобы поговорить с ребенком о книге, которую читаете прямо сейчас, или даже пробуйте зачитывать фрагменты и спрашивать его точку зрения.
Самое лучшее после просмотра фильма или мультфильма в семейном кругу — поделиться друг с другом впечатлениями, обсудить, что понравилось, а что — не очень. В дальнейшем это поможет при подготовке к пересказу, к написанию сочинения или изложения. Это учит ребенка выражать свои мысли, дискутировать, насыщает его словарный запас и расширяет кругозор. Ничто не заменит семейного общения.

Наталья Анциперова: В семье, где читают взрослые, читают и дети. И нужно отметить, что у нас очень много деток уже до школы умеют читать. И тогда пусть они продолжают читать самостоятельно, без давления. Ребенку можно помочь: купить или взять в библиотеке книжки небольшого размера. Если же он еще не читает, читать ему почаще — например, перед сном: сказки, русские народные и зарубежные; в этом возрасте дети очень хорошо воспринимают веселые рассказы Носова, Драгунского… Если ребенка интересует природа, то совершенно незаменимы Пришвин, Бианки, Паустовский — у них тоже есть небольшие рассказы для деток. Конечно же, стихи! Маршак, Чуковский — мне кажется, их обязательно надо читать. Возможно, даже в диалоге, проигрывая что-то, по ролям. А вот смотреть экранизации — это очень индивидуально. По интересам. Возможно, посмотреть и фильмы о школе. Но только обязательно учитывайте возрастные ограничения, не пренебрегайте ими. Все должно быть вовремя. Главный принцип — «Не навреди».

И заключительный вопрос: о чем поговорить с ребенком-первоклассником накануне 1 Сентября?

Олеся Малышева: Можно поделиться своими светлыми и добрыми воспоминаниями о школе, о своем первом учителе, настроить ребенка на позитивный лад, сказать, что все ребята очень хотят познакомиться с ним и подружиться, что учитель очень сильно ждет встречи!

 

беседовала: Д. Колечкина

фото: Р. Красноперов

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (6 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Поделиться

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: