Ночь. МЭИ. Техника. Будущим инженерам посвящается!

Собственные инженерные идеи. Серьезнейшие кейсы по различным научным темам. Мастер-классы, лабораторные практикумы, лекции и деловые игры. В Национальном исследовательском университете МЭИ для учеников инженерных классов столицы прошел необычный квест —«Ночь техники».

Праздник инженерной мысли проводится в МЭИ уже в четвертый раз. Это соревнование по всем направлениям технической подготовки: начиная от современного производства электроэнергии разных видов и заканчивая ее передачей и конечным использованием потребителями.
Площадка мероприятия выбрана не случайно. Национальный исследовательский университет МЭИ обладает уникальной инфраструктурой для проведения исследований, обучения и презентаций. В этом университете есть своя, единственная в стране учебно-экспериментальная теплоэлектроцентраль. Здесь изучаются и «приручаются» все виды энергии, которые производятся в стране.

 

Это интересно!

Как у МИФИ (Московский инженерно-физический институт  ― прим. ред.) есть собственный учебный атомный реактор, так и у Московского энергетического института действительно есть собственная действующая ТЭЦ. Именно там студенты МЭИ проходят обучение и практику. Невероятно, но построенная в начале 1950-х, она всё это время производила и до сих пор продолжает вырабатывать энергию для города!

 

«Главная цель, конечно, ― “захватить” ребят инженерными профессиями. Наша задача, чтобы это стало их жизненной ориентацией ― и они пришли бы в наш вуз и другие вузы и стали бы замечательными, блестящими инженерами! Кто-то ― будущим Королёвым, кто-то ― лучшим энергетиком, гидротехником, может быть, уникальным специалистом в области возобновляемой энергетики! Хочу отметить, что ребята, которые приходят к нам со своими идеями и проектами, получают возможность проявить себя в любой инженерной области. Привить интерес и любовь к инженерным наукам, к технике ― вот что главное!»

Николай Рогалёв, Ректор НИУ МЭИ

 

Первый этап соревнования — домашнее задание. Участникам нужно было представить членам компетентного жюри собственные инженерные решения, касающиеся использования современных цифровых технологий в энергетике, и убедить экспертов, что их идеи имеют право на развитие. Темы презентаций разнообразны: ветряные генераторы, экономия электроэнергии, экология нефтеперевозок, возобновляемая энергетика! Всего десять минут на презентацию проекта —необходимо сжато представить концепцию, продемонстрировать прототип в действии и доказать, что аналогов в мировой практике просто не существует. Кстати, в этот раз особое внимание комиссии было направлено на умение школьников грамотно излагать свои мысли.

 

 

«У нашего проекта довольно сложное название ― “Локализация нефтяных пятен”. Вот как раз перед вами ― прототип робота, который будет нейтрализовывать нефтяные разливы при перевозке водными видами транспорта или, например, на нефтяных скважинах»

Евгений и Михаил, ученики 9 класса

 

 

 

 

«Наш проект называется “Система частичной или полной автономизации электросети дома с помощью мини-ветряных генераторов”. Здесь напрямую связаны физика и электричество, а посвящен он альтернативным источникам энергии. Вот только что убеждал жюри в необходимости нашего проекта! Мы с командой готовили его на протяжении нескольких недель, на мой взгляд, он получился интересным ― надеемся на высокий балл от экспертной комиссии!»

Степан, ученик 11 класса

 

 

 

«Проект посвящен экономии электроэнергии в быту. Наша команда убеждена, что в современном мире использование освещения и теплообразования должно быть ограничено. То есть все люди просто обязаны, наконец, понять, что мы имеем право использовать электричество для отопления и освещения только тогда, когда нам это нужно, и не больше, чем требуется!»

Александр, Полина и Анастасия, ученики 10 класса

 

Второй этап —прохождение по маршруту. Уровень заданий — более чем серьезный. От электроэнергетики и электрофизики высоких напряжений до водородной и альтернативной энергетики и энергосбережения. Достаточно сказать, что участникам были предложены реальные научные кейсы, исследованием которых сегодня занимаются студенты и преподаватели МЭИ. Мастер-классы, викторины, деловые игры и лабораторные практикумы: площадки конкурса расположились в 11 корпусах университета. По правилам квеста, для того чтобы получить баллы, каждой команде нужно было посетить две площадки.
Цифровой атом, солнечная энергетика, мир микропроцессоров, сферы-трансформеры, цифровая обработка изображений, программирование мобильных мини-роботов и 3D-моделирование — всего не перечислить! Один из самых интересных и зрелищных мастер-классов — «Гирлянда изоляторов». Сначала для ребят провели увлекательную экскурсию на кафедре, где подробно рассказали о различных видах современных изоляционных материалов. Получив задачу — из подручных материалов собрать гирлянду изоляторов, как на настоящей линии электропередач, школьники приступили к работе!

 

 

«Собираем устройство действительно “из подручных средств”! Смотрите, у нас здесь пластиковые тарелки, стаканчики, губки и пластилин ― всё, что лежит на столе. Несмотря на это, гирлянда выглядит почти как настоящая ― думаем, у нас всё получится!»

Елена, ученица 10 класса

 

 

 

«Гирлянду мы будем оценивать по степени ее детализации, насколько она будет похожа на реальный прототип, потом испытаем с помощью генератора импульсов высокого напряжения ― посмотрим, выдержит или нет»

Вадим Воеводин, заместитель заведующего кафедрой Техники электрофизики высоких напряжений МЭИ, куратор конкурса «Ночь техники»

 

Из чего состоит электроэнергетическая система, каковы ее различные элементы и основные принципы автоматизации? И как это — быть автоматическим устройством, выполняющим простую функцию в цепи? Это не только вопросы, но и опорные темы лекции для школьников и этапы последующей практической игры. По ее условиям, каждый участник играл роль одного элемента, отвечающего за одну простую функцию. Однако все вместе ребята стали единым слаженным механизмом, который четко выполнил необходимые действия по спасению энергетической системы и предотвратил возможное развитие аварии.

 

«Нам рассказали про схему трансформатора и про электрические сети в целом. А еще у нас была небольшая игра ― мы выступали в качестве схем сети. Представляли цепь, электрическую схему, и когда происходило замыкание, мы реагировали и вовремя выявляли поломку. Некоторые ребята “были” трансформаторами, кто-то ― реле напряжения. Думаю, что мне очень повезло ― я “работал” реле времени! В принципе, я еще не окончательно определился с выбором будущей специальности. Одно время мечтал стать нефтяником, а сейчас всё больше склоняюсь к технической направленности будущего вуза»

Бекзот, ученик 10 класса

 

Памятные дипломы, грамоты и своя «Минута славы» для каждой из 26 команд-участников. Кроме того, победители получат дополнительные баллы за индивидуальные достижения при поступлении в МЭИ. Познакомиться с несколькими инженерными специальностями за один вечер, полностью погрузиться в вузовскую творческую жизнь и, возможно, утвердиться в выборе будущей профессии — всё это «Ночь техники» в Московском энергетическом институте!

 

 

«С удовольствием хочу отметить, что сегодня были ребята, которые явно хорошо разбираются в теме. Они уверенно оперируют базовыми знаниями, а это им пригодится, чтобы исследовать область дальше. Наша лекция и игра ― про электроэнергетику, в частности, про область релейной защиты. И ещё хочу сказать, что материал, который я давал сегодня школьникам, ― это IV курс университета! К нам пришли старшеклассники ― ученики инженерных и академических классов столицы. Ребята в целом справились ― следовательно, основные вещи в профессиональной области они уже знают!»

Дмитрий Бисеров, ассистент кафедры Релейной защиты и автоматизации электроэнергетических систем

 

текст: Е. Рипс    фото: Н. Арефьева

 

 

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Поделиться

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: