Московский международный форум «Город образования – 2018». Итоги

133 тысячи гостей и участников более чем из 70 стран мира — II Московский международный форум «Город образования – 2018» прошел с 30 августа по 2 сентября в столице на территории ВДНХ. Эта крупнейшая площадка, где были представлены ключевые проекты московского образования, стала местом проведения самого посещаемого в мире события в области образования.

Как будут развиваться образовательные технологии, а вместе с ними и единое образовательное пространство Москвы, насколько эффективно сегодня международное сотрудничество в сфере образования и какие мероприятия деловой и познавательной программы ждут посетителей форума-2018?
Отвечая на эти и многие другие вопросы на стартовой пресс-конференции в ИТАР ТАСС, заместитель руководителя департамента образования столицы Александр Молотков отметил, что Москва сегодня реализует наиболее масштабный проект интеграции педагогических задач и возможностей городской среды. «Обмен опытом, демонстрация лучших практик организации учебного процесса в условиях развивающегося мегаполиса — как раз на это и нацелен “Город образования”», — подчеркнул Александр Молотков.

 

 

К открытию форума московский метрополитен сделал столичным жителям и гостям мегаполиса настоящий подарок — фирменный поезд «Город образования». Теперь ответы на любые вопросы о московской образовательной системе жители города смогут найти не только в интернете, но и по дороге на работу. Прямо в метро! «Московская школа за последние годы стала открытой, вы знаете, что на сайтах школ публикуется вся информация о системе образования, есть портал “Школа большого города”, где вы можете посмотреть всё о московском образовании, и в продолжение этой информационной кампании по открытости московских школ в этом поезде вы также сможете узнать всё самое интересное», — рассказал журналу «Школа. Москва» директор Московского центра качества образования Павел Кузьмин.
Торжественное открытие II Московского международного форума состоялось 30 августа в 75 павильоне ВДНХ. «Московская школа — школа, где рождается завтра», — с таким приветствием с площадки городского открытого педагогического совета обратился к участникам форума Мэр Москвы Сергей Собянин. «Город образования с каждым годом становится всё более представительным, престижным, и можно сказать, что сегодняшняя выставка новейших технологий является одной из самых лучших в мире», — отметил градоначальник.

 

 

Более 500 мастер-классов и свыше 300 мероприятий делового характера — программа была ориентирована на самый широкий круг посетителей. Это школьники и их родители, учителя и директора, представители органов государственной власти, науки и культуры. Уникальные проекты московской системы образования высоко оценили и представители бизнес-сообщества. «Мы себя чувствуем абсолютно уверенно в международной системе образования, мы по-прежнему подтверждаем традиционный бенчмаркинг России в системе образования в мире, который существует уже сотни лет, — подчеркнул президент АО “Управляющая компания “Просвещение” Владимир Узун. — Московская система обучения, система предпрофессиональных классов: медицинских, инженерных, IT-полигон, академических классов — стала востребована не только в системе московского образования, но она востребована в мире».

 

 

 

«Московская система обучения, система предпрофессиональных классов: медицинских, инженерных, IT-полигон, академических классов — стала востребована не только в системе московского образования, но она востребована в мире».

Президент АО «Управляющая компания «Просвещение» Владимир Узун

 

Единое образовательное пространство современной московской школы отметила и гость форума, директор департамента информации и печати Министерства иностранных дел РФ Мария Захарова: «Школа ориентирована на всех, пытаясь создать правильную среду, в которой каждый ребенок будет индивидуально ощущать внимание. Ориентация на это и создание условий для такого развития школы — это уникальная история, и Москва здесь впереди планеты всей», — отметила Мария Захарова.

 

 

 

«Школа ориентирована на всех, пытаясь создать правильную среду, в которой каждый ребенок будет индивидуально ощущать внимание».

Директор департамента информации и печати Министерства иностранных дел РФ Мария Захарова

 

 

 

 

 

 

Форум открыли министры Правительства Москвы — руководитель департамента образования столицы Исаак Калина и руководитель департамента внешнеэкономических и международных связей города Сергей Черёмин. Он отметил, что Москва в последние годы стала одним из наиболее динамично развивающихся мегаполисов мира и система образования — среди главных составляющих процветания столицы. «Правительство Москвы будет и далее уделять самое пристальное внимание развитию системы образования в городе и будет реализовывать программу, которая была принята в 2011 году», — подчеркнул Сергей Черёмин. В приветственном слове Исаак Калина рассказал, что все четыре дня форума окажутся абсолютно разными: посетители каждый день будут видеть что-то новое и участвовать в интереснейших встречах. «В том году мы в первый раз решились на такое мероприятие, и те, кто был, помнят, что площадь под форум была ровно в два раза меньше. Когда оказалось, что прошло 35 тысяч посетителей, мы решили, что нужно расширяться, так как в этом году наверняка будет больше людей. Но, признаюсь, мы не ожидали, что уже в первый день к 11 часам утра через регистрацию пройдет более 20 тысяч человек. Мы постараемся сделать так, чтобы все четыре дня были очень интересными». Ключевое пространство форума — стенд «Городские проекты предпрофессионального образования»: медицинский, инженерный, академический классы московской школы, а также «Курчатовский центр непрерывного междисциплинарного (конвергентного) образования». На площадках этих проектов все четыре дня шли увлекательные занятия и мастер-классы, объединенные названием «Учебный день в предпрофессиональной лаборатории».

 

 

Курчатовский проект
Изучить активность ферментов в биологических системах, освоить новейшие технологии выделения ДНК, принять участие в обсуждении актуальных вопросов современной науки и конвергентного образования и получить практические навыки использования геоинформационных систем предложила гостям форума площадка Курчатовского проекта.
На мастер-классе Наталии Шудрик, учителя школы № 2030 «Электрический ток на службе человека», ребята научились собирать электрические схемы и определять параметры тока. А изучить особенности химической кинетики окислительно-восстановительных реакций школьники смогли на мастер-классе «Использование йода: качественные реакции, кинетика и колебательные реакции», который провела учитель химии школы № 1584 Наталья Алексеева.

 

 

«Курчатовский проект работает в школе уже более 10 лет, дети имеют уникальную возможность учиться на современном оборудовании, можно попробовать себя в различных профессиях. Сегодня, например, мы привезли цифровую лабораторию по физиологии, обучаем ребят основным навыкам работы», — рассказала журналу «Школа. Москва» Ирина Борисова, учитель биологии школы № 2030.
«Мы с нашей командой провели мини-исследование — каким образом различное видео воздействует на нашу физиологию. Учим младших ребят пользоваться лабораторией, даем базовые знания, как работать с датчиками пульса и дыхания, — поделился результатами исследования десятиклассник Тимофей, наставник мастер-класса. — Например, сейчас наша цель — определить, является ли видеоряд разного содержания умеренно-стрессирующим фактором».

 

Медицинский класс
Высокотехнологичное оборудование, симуляционные тренажеры и обязательные белые халаты на участниках — площадку образовательного проекта «Медицинский класс в московской школе» действительно невозможно было пропустить.

 

 

Нина Сухова, учитель биологии школы № 627, рассказала о мастер-классе, посвященном сердечно-сосудистой системе человека: «Наша основная задача была — показать ребятам, что при помощи цифровой лаборатории можно провести раннюю диагностику заболеваний сердечно-сосудистой системы и спасти сотни жизней».
Школьники получили практические навыки оказания первой помощи, которые могут пригодиться не только врачам. Например, на мастер-классе учителя химии школы № 1367 Надежды Максаковой «Первая помощь при повреждении конечностей» ребята разобрали признаки различных повреждений и овладели приемами оказания первой помощи пострадавшему до приезда медиков.

 

 

Девятиклассница Карина с гордостью сообщила, что теперь умеет почти профессионально накладывать специальную повязку. «Сегодня мы научились делать повязку, которая используется при травмах головы и называется “чепец” — очень часто при несчастных случаях именно она спасает жизнь человеку».

 

 

Благодаря проекту «Медицинский класс» ребята сегодня уверены в выборе будущей профессии, ведь это уникальная возможность на практике познакомиться со специальностью еще в школе. «Сегодня на форуме я проводил сердечно-легочную реанимацию, — рассказал одиннадцатиклассник Иван, — такой комплекс воздействия на организм человека мне позволит спасти в будущем много жизней, я научился этому в своей школе на занятиях “Шаг в медицину”. Хочу стать врачом и даже уже определился со специализацией — хочу стать челюстно-лицевым хирургом».

 

Инженерный класс
Основы инженерной графики, конструирования и программирования робототехнических устройств, создание чертежа 3D-моделей на интерактивном кульмане и печать на 3D-принтере, использование цифровых лабораторий, проектирование транспорта будущего и техника быстрого рисунка — такие разноплановые и яркие мастер-классы представил на форуме проект «Инженерный класс в московской школе».
«Колебания в природе и технике» — практикум учителя физики школы № 1501 Анастасии Паутовой и «Безопасное метро в “Умном городе”» — мастер-класс учителя информатики школы № 2098 Сергея Лакомкина. На примере практико-ориентированного задания школьники познакомились с возможностями микропроцессорных систем управления, научились идентифицировать и использовать различные элементы электрической цепи, программировать в среде SCRATCH и управлять различными датчиками и устройствами при помощи микропроцессора.

 

 

«Инженерный класс для ребят — это билет в будущее. Не просто качественное образование, а инвестиции в будущую профессию».

Вадим Ануфриев, заведующий лабораторией «Технопарк» школы № 2072

 

Заведующий лабораторией «Технопарк» школы № 2072 Вадим Ануфриев поделился впечатлениями от мастер-класса по 3D-моделированию и 3D-печати. «Ребята садятся за компьютер с программами 3D-моделирования и “Компас-3D” и создают любую поделку на память, после чего мы печатаем то, что получилось, на 3D-принтере. Представляете, для многих это их первая сделанная самостоятельно 3D-модель! Инженерный класс для ребят — это билет в будущее. Не просто качественное образование, а инвестиции в будущую профессию».

 

 

«Инженеры — профессия будущего. Мы сюда пришли и узнали потрясающие вещи про физику и механику в целом, — рассказал редакции журнала “Школа. Москва” ученик 11 класса Владислав. — Я еще не совсем определился с выбором профессии, но что совершенно точно — это из области инженерии».

 

Академический (научно-технологический) класс
На площадке академического класса выступили специалисты и ведущие ученые научно-исследовательских институтов России, а представители научных организаций рассказали о своем опыте взаимодействия со школами столицы в рамках проекта. Но самое главное место площадки по праву заняли многочисленные мастер-классы, во время которых ребята освежили знания, полученные на уроках, и приобрели новые практические навыки.

 

 

«Изучение работы фермента лактазы» — практикум Светланы Синегаевой, учителя биологии школы № 1547, и «Исследование качества воды в водоемах столицы» — мастер-класс учителя химии школы № 1409 Станислава Дрозда. Во время этих практических занятий школьники получили возможность продемонстрировать работу биокатализаторов-ферментов и научились с помощью цветных реакций определять содержание различных ионов в образцах воды из открытых водоемов.

 

 

Участница одного из мастер-классов десятиклассница Елизавета поделилась с нами своими планами. «Академический класс позволяет мне больше узнавать о профессиях, которым я смогу посвятить жизнь. У меня огромные перспективы в будущем. Мой выбор — нейробиология, возможно, я пополню ряды ученых».

 

«У меня огромные перспективы в будущем. Мой выбор — нейробиология, возможно, я пополню ряды ученых».

Елизавета, ученица 9 класса

 

 

МЭШ
Одна из самых посещаемых площадок форума — территория Московской электронной школы. Панельные дискуссии и мастер-классы в режиме нон-стоп, посвященные современным образовательным технологиям, вопросы смешанного обучения, информационной безопасности, технология Big Data и использование мультимедийных возможностей МЭШ уже в начальной школе — всё вызвало живой интерес гостей форума.

 

 

«МЭШ — прежде всего, это сценарии уроков, это большие возможности для учителя. Это интересно для детей — интерактивность, подготовка к уроку, меньшие временные затраты. Электронный журнал — взаимосвязь с родителями, домашние задания, отметки, комментарии — для каждого ученика индивидуально, — поделилась своей профессиональной точкой зрения учитель начальных классов школы № 627 Ксения Лухина. — Ребенок в принципе может открыть сценарий урока и заняться самообразованием, если пропустил занятие, например, по болезни».

 

 

«Электронная библиотека — это очень интересно, познавательно, и не нужно таскать тяжелые учебники, так как здесь уже всё есть, мне это очень нравится!» — радостно объяснила нам шестиклассница Полина. «Здесь можно найти все учебники, сценарии уроков, приложения, тесты, любые дополнительные материалы», — подтвердила ее ровесница Екатерина.

 

«Электронная библиотека — это очень интересно, познавательно, и не нужно таскать тяжелые учебники, так как здесь уже всё есть, мне это очень нравится!»

Полина, ученица 6 класса

 

Техносфера современной школы
Виртуальный полигон, лаборатория VR- и 3D-технологий, образовательная робототехника, школьные планетарий и телестудия и лаборатория электроники и схемотехники. Стенд «Техносфера современной школы» пользовался особым вниманием посетителей форума — более 20 тысяч гостей и участников познакомились с решениями, представленными на площадке проекта. Рассмотреть строение двигателей автомобилей, попробовать разобрать, а затем и собрать технические конструкции по заданному алгоритму посетители площадки смогли благодаря VR-технологиям.

 

 

«Принципы синтеза и анализа логических схем», «Альтернативные источники энергии», «Преобразование солнечной энергии в электрическую», «Основы цифровой электроники», «Логические элементы проектирования простейших логических схем» и «Основы радиоэлектроники». На этих мастер-классах школьники собирали схему, накапливающую электричество с использованием альтернативных источников природной энергии, а также логические цифровые схемы и портативные приемник и радиопередатчик. Девятиклассник Иван рассказал о виртуальной реальности, в которой он только что побывал. «Мы рассматривали 3D-модельки самолетов, кораблей и снегоходов, мы их разбирали и собирали обратно — это очень трудно, увлекательно и интересно, а в будущем я собираюсь заниматься биотехнологиями».
Еще одна площадка «Техносферы», зона «Виртуальный полигон», — возможность получить первые навыки вождения легкового автомобиля на автосимуляторе, испытать свою меткость в настоящем тире и освоить передвижение внутри виртуального пространства.

 

«Мы рассматривали 3D-модельки самолетов, кораблей и снегоходов, мы их разбирали и собирали обратно — это очень трудно, увлекательно и интересно, а в будущем я собираюсь заниматься биотехнологиями».

Иван, ученик 9 класса

 

«С помощью виртуального тренажерного комплекса кадеты могут освоить базовые навыки начальной военной подготовки. Ориентирование на местности, но в виртуальном пространстве, навыки стрельбы, подготовка к сдаче норм ГТО, практические навыки вождения любого вида автомобиля, подготовка к сдаче на права. Особенностью виртуального полигона является то, что реальность дорабатывают сами школьники», — рассказал заместитель директора Городского методического центра Николай Антонов.
Своими впечатлениями от посещения площадки поделилась ученица 8 класса Екатерина. «Тренажер называется “Вождение машин”, здесь действительно можно освоить реальные навыки вождения легковых машин и вообще каких угодно. Это пригодится в жизни и нужно не только мальчикам, но и девочкам тоже!»
Московский международный форум – 2018 стал крупнейшим в мире событием, посвященным современному образованию. Побив все существующие рекорды посещаемости, на 4 дня работы он превратился в один огромный класс, объединив на своих площадках представителей всех поколений, профессий и интересов. «Образование готово работать для развития нашего замечательного города, горожане ждут, верят в московское образование. Поэтому спасибо всем, кто помог организовать такой замечательный форум, и я думаю, что все гости, которые его посетили, ушли с очень хорошим мнением о Москве, о московском образовании», — с такими словами в день закрытия форума обратился к гостям и участникам Министр Правительства Москвы, руководитель департамента образования Исаак Калина.
Всего за год форум стал признанной площадкой для межрегионального, общероссийского и международного взаимодействия профессионалов в области образования. Московский международный форум «Город образования» сегодня — это не только самые современные обучающие технологии, электронные ресурсы и программные решения — это вектор развития современной школы.
Кстати, организаторы форума уже ведут работу по подготовке «Города образования – 2019». По их словам, в следующем году не только 75-й павильон, но и вся территория ВДНХ станет площадкой для встречи всех, кому небезразлично современное образование.

 

текст: Е. Рипс   фото: Н. Арефьева, И. Ерамасова

Поделиться

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: