Крылья мечты

Первый вертикально взлетающий аппарат появился в Китае около 400 г. н.э. Это была… игрушка в виде палки с закрепленными на конце перьями в качестве винта. Ее следовало раскручивать в зажатых ладонях, а затем отпускать — и вертушка взлетала. Однако в дальнейшем оказалось, что создать вертолет гораздо сложнее, чем самолет: эта чудо-машина должна была взлетать и садиться, не используя разгон и плавное снижение, зависать на месте, лететь хвостом вперед… Инженерам пришлось побороться за право реализации идеи, преодолеть множество разочарований и неудач. Зато теперь вертолет — незаменимое транспортное средство: с его помощью проводятся спасательные работы, выполняются задачи, недоступные другим видам техники. Журнал «Школа. Москва» подготовил для вас самые интересные факты об изобретении вертолета и об одном из первых авиаконструкторов — Игоре Сикорском.

 

Саму идею вертикального взлета Леонардо да Винчи высказал еще в далеком XV веке, но осуществить ее удалось только в XX.

 

«Вертолет» да Винчи

 

Первые вертолеты, еще находясь на земле, начинали вибрировать и заваливаться набок. Изобретатели, которые всё-таки смогли поднять свои аппараты в воздух, столкнулись с новой проблемой: как заставить машину перемещаться вперед, влево или вправо?

 

Первый вертикальный полет

 

 

Изначально схема одновинтового вертолета была разработана в 1911 году студентом Борисом Юрьевым. Увы, молодой человек не смог оформить патент — ему не хватило средств. Зато за идею ухватился Игорь Сикорский, сразу поняв, что такой летальный аппарат не имеет аналогов.

 

Борис Юрьев

 

Аппарат Юрьева

 

Сикорский создал свой первый вертолет в 1911 году. Он поднимался в воздух, что уже было прорывом, но, к сожалению, был еще недостаточно мощным, чтобы поднимать людей.

 

Вертолет Игоря Сикорского

 

Первые созданные вертолеты разочаровали изобретателя: аппарат мог зависать в воздухе не более минуты. И Сикорский переключился на самолеты, которые начинал конструировать в 1910 году. Тогда же он создал свой первый самолет, который, правда, потерпел аварию. Причиной этого стали… комары: они забились в карбюратор единственного двигателя. Поломка навела Сикорского на мысль о многомоторных самолетах. Это была настоящая революция в авиации.

 

Созданный авиаконструктором самолет-богатырь «Илья Муромец» в 1914 году совершил настоящий рекорд: на борту у него было 16 пассажиров.

 

«Илья Муромец»

 

Тем временем решение вопроса управляемости вертолетов затянулось на долгие годы. Только в 1938 году был создан аппарат, полностью подчиняющийся пилоту.

 

Игорь Сикорский скучал по вертолетостроению и вернулся к нему в 1939 году. Практически сразу же, на всякий случай, он запатентовал проект для серийного производства аппарата. В апреле 1941 года инженер представил свое новое изобретение: вертолет, оснащенный шасси в виде поплавков, который осуществил первый взлет с водной поверхности и благополучно сел на землю. Все это происходило на глазах у публики, которая взорвалась восторженными аплодисментами. Продолжительность полета модифицированной версии VS-300 составила 1 час 35 минут, а скорость достигала 100 км/ч.

 

Полет Сикорского

 

Воодушевленный успехом, авиаконструктор основал фирму «Sikorsky Aero Engineering Corporation». Однако не всё шло хорошо: случилось так, что фирма оказалась на грани разорения. Избежать его удалось благодаря великому русскому композитору Сергею Рахманинову. Именно он прислал чек на пять тысяч долларов, что было очень приличной суммой и покрывало все долги инженера.

 

 

Игорь Сикорский увековечил память о себе выдающимися изобретениями, причем не только в России — в американском городе Стратфорде есть его мемориальный кабинет. Там висит удостоверение, которым изобретатель гордился больше всего в жизни. Написано на нем следующее: «Лицензия на право вождения самолета». Но инженер с надписью не согласился, и слово «самолет» было перечеркнуто. Вместо этого он написал сверху «вертолет» и поставил номер: первый. В этом небольшом забавном факте и был заключен весь характер Сикорского, великого и неутомимого ученого.

 

текст: В. Разводовская   фото: pravmir.ru, russianhelicopters.aero/ru

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (3 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...
Поделиться

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: