Московский планетарий. Зачем нужны звёзды?

Вы были в Планетарии? Нет, знак вопроса лишний. Вы наверняка там были и скорее всего вам понравилось. Мне, во всяком случае, не приходилось встречать людей, равнодушных или ругавших «астрономический театр». 5 ноября у Московского планетария юбилей — его открыли в 1929-м, 90 лет назад. Мы решили разобраться, какую роль играет Планетарий в современном городе и зачем школьнику (и не только ему) туда идти.

 

 

Давайте вернемся к началу ХХ века. Ученые, философы, эзотерики, изобретатели, писатели и художники — в то время космосом интересовались все. И каждый, конечно, понимал его по-своему. Но ни для кого он не был чем-то отвлеченным. Осознание и изучение космоса казалось жизненно необходимым и должно было улучшить человеческое существование. Напомню, что в то время идеи космического сознания развивались в искусстве авангарда, в частности в картинах и теоретических текстах Василия Кандинского и Казимира Малевича. В русской философии значимое место занимали концепции космистов — Федорова, Вернадского и Циолковского. В то же время зародились важнейшие физические теории ХХ века — квантовая механика и теория относительности.
Уже в 1920-е в молодом СССР интересовались идеей космического полета. Публиковались старые и новые работы Константина Циолковского. Сам «странноватый ученый», которого раньше принимали всерьез лишь немногие, получил пожизненную пенсию от государства и смог сосредоточиться на исследованиях. Параллельно в Газодинамической лаборатории, проектировавшей ракетные снаряды, разрабатывались и первые двигатели для ракет.

 

Собственно, на этой «космической» волне и появился Московский планетарий. Инициатором его создания был директор Института Маркса и Энгельса Давид Рязанов. Исключительно образованный был человек. Знакомые вспоминали, что в юности он читал всё время — даже на ходу и за обедом, а иногда и во время разговора с кем-нибудь. Еще Рязанов отличался редкой принципиальностью. Будучи большевиком, выступал против террора, авторитаризма и смертной казни. Открыто конфликтовал со Сталиным, а когда начались репрессии, действовал фактически, как правозащитная организация и помог тысячам заключенных. Всё это не могло закончиться хорошо. В 1931 г. ученый был арестован по сфабрикованному обвинению и выслан из Москвы. Через 7 лет его расстреляли.
В Институте Маркса и Энгельса Рязанов с начала 1920-х собирал замечательную библиотеку по истории социалистических идей. В том числе купил два крупнейших в мире частных собрания по теме (более 30 000 книг). Под его руководством небольшой институт издал около 150 теоретических трудов. При этом ученый хотел, чтобы в исследовании социализма существовала здоровая конкуренция разных взглядов, а не догмы, предписанные партией. Неудивительно, что идею постройки планетария предложил именно этот фанатичный деятель науки и широко мыслящий человек.

 

 

Создание планетария — дело финансово затратное. Строить его, тем более в то «кризисное» время, не стали бы без серьезной необходимости. Зачем же понадобился Московский планетарий?

 

Важно помнить, что 1920-е — это, в том числе, идея создания «нового человека». Ведь мировоззрение большинства рабочих до сих пор было религиозным, а идеи осознанного труда и перестройки мира оставались для многих бессмысленными лозунгами. «Класс-гегемон» не понимал важность возложенной на него исторической миссии. Ему привычнее было решать вполне житейские вопросы, а мещанские ценности при первом приближении к ним оказались не лишены очарования.
Именно таких рабочих и надлежало превратить в сознательных строителей коммунистической утопии, рожденных, «чтобы сказку сделать былью». Для этого по всей стране стали возводить рабочие клубы, устраивать секции и творческие кружки. Частью плана была и популяризация науки. Ведь упрощенное научное мировоззрение могло вытеснить из сознания «старую» религию. Другой вопрос, что безраздельная вера в науку мало чем от нее отличалась, но это уже тонкости. К тому же для индустриализации страны нужны были образованные кадры.

 

Московский планетарий стал частью плана по созданию «нового человека». Этот «астрономический театр» сочетал в себе зрелищность, развлечение и образование, что привлекало даже зрителей, зевавших на обычных лекциях. Одним он давал веру в научное познание и объяснял устройство Вселенной с точки зрения материализма. А заодно отваживал от религии. Об этом, кстати, говорят и строчки стихотворения, которым разразился по случаю открытия планетария Владимир Маяковский: «Побыв в небесных сферах, мы знаем — нету бога и нету смысла в верах». В других — разжигал страсть космических исследований. Многие юные члены Астрономического кружка при планетарии впоследствии стали известными учеными.
После открытия «строительство» не остановилось. На протяжении нескольких лет специалисты под руководством конструктора и директора Планетария Константина Шистовского работали над созданием «живого неба».

 

И в 1934-м звезды, наконец, замерцали, полетела комета, появились даже солнечные затмения и звездопады — всё это помогало зрителю полнее ощутить образ Вселенной. В то время ни в одном планетарии мира еще не было аппарата, подобного «детищу» Шистовского.

 

С каждым годом расширялась лекционная программа, а в конце 1930-х здесь начали ставить и спектакли. Их героями были выдающиеся ученые — Николай Коперник, Галилео Галилей, Джордано Бруно. Правда, во время войны театр «остановился» и возродился только в 1957-м, но уже в виде любительского.

 

 

В планетарии велась и серьезная научная деятельность. В 1930-е здесь работал Стратосферный комитет, членом которого, кстати, был молодой Сергей Королев. А в подвале «Астрономического театра» конструкторы Л. К. Корнеев, А. И. Полярный, Л. С. Душкин, И. А. Меркулов создавали первые ракеты с жидкостными двигателями. Спустя 25 лет — в 1960-м — в планетарии стали готовиться будущие космонавты. Здесь они изучали астрономическую навигацию.
Об истории Московского планетария можно рассказывать долго. О том, как создавали музей и обсерваторию. О всплеске зрительского интереса после первых полетов в космос — в то время планетарий посещали около миллиона человек в год. О том, как тогда же, на лекциях, можно было узнать новейшие результаты космических исследований. Как в 1994-м планетарий стали реконструировать и открыли только в 2011 году. Но что с «сегодняшним днем»? Просвещать «класс-гегемон» больше не обязательно. Да и слепая вера в науку уже не считается ценностью. Пробуждать в детях страсть к устройству Вселенной, готовя таким образом «будущих ученых», — безусловно важная задача. Однако не всех детей влечет к физике и астрономии. К тому же среди посетителей много взрослых. Может быть, есть еще какой-то смысл, актуальный для любого современного человека?

 

 

Астроном Владимир Сурдин начинает одну из своих статей о планетарии так: «Недавно группе московских школьников я задал вопрос: “Сколько звёзд на небе видит человек невооруженным глазом?” Самые начитанные ответили, что примерно 6 тысяч. Для большинства же их оказалось от 20 до 100. И ведь, по существу, они правы: обычно в Москве больше звёзд и не видно. Городской житель практически не знаком с явлениями ночного неба — метеорами, полярными сияниями, серебристыми облаками, гало, кометами. Вся эта прелесть “убита” ярким ночным освещением и смогом». А еще — скоростью, перегруженностью, поверхностной практичностью, говорящей, что смотреть на звёзды бессмысленно. Впрочем, это уже «более взрослая» логика.

 

 

Дел много, всё нужно успеть «вовремя», с баннеров смотрят другие «звёзды» — подгоняют. А вокруг еще город — мелькают машины, прохожие, вывески и реклама. Всё отвлекает, ворует внимание.

У современного человека редко бывает время притормозить и осмотреться. Но если не осмотришься — само собой, не поймешь, где, собственно, ты оказался.

Вышел из метро на Баррикадной, спешишь в Планетарий, а потом понимаешь — ни Садового, ни Высотки, ошибся станцией. То же самое и с повседневностью. Суетишься, не глядя по сторонам, и не знаешь, где ты на самом деле и почему идешь в эту сторону, а не в противоположную.

 

 

Сегодня планетарий дает возможность осмотреться — выйти из нашего «здесь и сейчас» и увидеть, насколько мал тот суетный мирок, в котором мы привычно существуем. В планетарии космос перестает быть чем-то далеким, посторонним. Это только наше повседневное сознание убирает Вселенную «на задворки». Но стоит ей проявиться, и мы уже не можем спокойно жить по «будничным» правилам, перестаем быть объектами, которыми управляют взгляды и ценности эпохи. Иными словами, начинаем думать масштабнее и самостоятельнее и меньше зависим от навязанных представлений. Важно, правда, запомнить ощущение планетария и, выходя из Большого звездного зала, прихватить его с собой.

 

 

Что делать в Московском планетарии:

Первый зал музея Урании посвящен истории исследований космического пространства и самого планетария. Здесь вы увидите аппараты «Карл Цейсс Йена» № 13 и № 313, которые раньше «создавали» небо Большого звездного зала. Сможете изучить старинные атласы и карты, показывающие представления о Земле в разные эпохи. Найдете приборы для наблюдений за звёздами и модели спроектированных в планетарии первых жидкостных ракет. А любители искусства наверняка будут долго разглядывать «космические витражи», украшавшие холл планетария до реконструкции.

Второй зал демонстрирует большую модель Солнечной системы. А глобусы Марса, Венеры, Луны и Земли можно вращать, представляя движения небесных тел в космосе. Интересна и собранная здесь большая коллекция метеоритов.

 

В Интерактивном музее «Лунариум» посетитель в игровом взаимодействии с экспонатами сможет увидеть работу физических законов и природных явлений. Это не только красивые «эксперименты», но и способ глубже ощутить устройство Вселенной1.

 

В планетарии можно послушать лекции или пройти учебный курс. Причем и взрослый, и школьник, и даже самый юный слушатель найдут себе подходящую программу. Кстати, здесь до сих пор действует Астрономический кружок.

 

В Малом звездном зале показывают фильмы в формате 4D.

 

В Планетарии ваш ребенок может отпраздновать День рождения. Для этого предусмотрена специальная программа с элементами «космического квеста».

 

Самое захватывающее происходит, конечно, в Большом звездном зале. Черные дыры, неведомая Темная материя, Луна или путешествие вояджеров, запущенных в 1977 году, а сейчас выходящих за пределы Солнечной системы. «Космических фильмов» много. Остается только выбрать маршрут.

 

1 В «Лунариум» нужен отдельный билет.

Редакция выражает благодарность за помощь в подготовке материала пресс-секретарю Московского Планетария Татьяне Дрожевкиной

текст: С. Брут    фото: Н. Арефьева

 

 
Школа.Москва
#Московский планетарий. Зачем нужны звёзды

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (5 оценок, среднее: 4,20 из 5)
Загрузка...
Поделиться

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: