Подводный флот: дело тысячи мелочей

Подводная лодка, экраноплан, военный катер и элементы боевой техники замечены в Химкинском водохранилище! Не пугайтесь: это не сенсационная новость из интернета, а уникальные экспонаты музея ВМФ, входящего в музейно-парковый комплекс «Северное Тушино», куда отправился журнал «Школа. Москва», чтобы изучить историю отечественного подводного флота и ощутить на себе, каково быть моряком-подводником.

 

 

Дизель-электрическая подводная лодка Б-396, ставшая главным экспонатом музейно-паркового комплекса, несла боевую службу в составе эскадры подводных лодок Северного Флота 18 лет — с 1980 по 1998 год. Экипаж корабля из 78 человек выполнял задачи в Атлантическом океане, на Средиземном море, у западного побережья Африки, осуществлял боевое патрулирование по охране государственной границы в районе Баренцева и Норвежского морей. Но у любой техники есть срок службы. В 1998 году подлодка отправилась на «заслуженный отдых». Однако судно решили не списывать, а переоборудовать в музей. ПЛ Б-396 была выведена из состава ВМФ России и доставлена в Северодвинск, где умелые инженеры превратили ее в прекрасный музей — тот, который мы знаем сейчас. В свой последний переход на стоянку в акваторию Химкинского водохранилища подлодка отправилась в августе 2003 года. Пройдя Белое море, Беломорско-Балтийский канал, Онежское озеро, Волго-Балтийский канал, Рыбинское водохранилище и Канал имени Москвы, лодка прибыла в столицу и навсегда прописалась на территории Музейно-паркового комплекса «Северное Тушино».
«Это наш суперэкспонат, потому что его можно посмотреть как изнутри, так и снаружи, — рассказывает заместитель начальника отдела по музейной работе музейно-паркового комплекса “Северное Тушино” Сергей Антонов. — В Москве это единственный в своем роде объект. Чтобы попасть на другую ближайшую подводную лодку, вам нужно будет добраться до Санкт-Петербурга. В России всего 10 подобных музеев, а в мире — 95, если считать подлодки и корабли вместе».
При проектировании «московской» подводной лодки как музейного объекта мастера нашли идеальный баланс между комфортом и наглядностью. Были расширены проходы, оборудованы пандусы, сглажены уровни в отсеках. Двери в боевые рубки и жилые помещения сделали прозрачными для удобного обзора экспонатов. Военный корабль стал доступен даже для маломобильных групп граждан.

 

 

Посетители необычного музея могут побывать в каждом из семи отсеков ПЛ Б-396. Гостей здесь знакомят с приборами управления, контрольно-измерительной аппаратурой, различными системами и механизмами, приглашают изучить быт моряков-подводников, условия их жизни на корабле. Через поднятые перископы можно проводить осмотр окружающей местности. Те, кто хочет почувствовать себя членом экипажа, могут попробовать проскочить в настоящий люк. Сделать это не так просто, как кажется на первый взгляд, поскольку двигаться надо ногами вперед, держась за специальный поручень.

 

 

«Ежегодно наш музей посещают около 90 тысяч человек, из которых 60% — это дети. Оказаться на подводной лодке интересно посетителям от мала до велика, поэтому в прошлом году мы ввели экскурсию “Знакомьтесь! Подводная лодка” для ребят 5−6 лет. Она адаптирована для детского восприятия и проводится в сокращенной форме, чтобы “маленькие подводники” не уставали. Младшим школьникам мы рассказываем об истории создания подлодок, о жизни и подвигах экипажей субмарин. Начиная с 7 класса в экскурсии добавляются элементы физики, электроники — то, что проходят в школе на уроках, у нас можно увидеть очень наглядно», — поясняет Сергей Антонов.
По соседству с подлодкой расположены еще два военных объекта на воде. Первый — экраноплан «Орленок». Экранопланы — это уникальное воплощение в жизнь творческих фантазий ученых и конструкторов, некий симбиоз самолета и корабля. Они могут «летать» не только над водной поверхностью, но и «выходить» на берег, перемещаясь по льду, болоту, бетону и другим плоским поверхностям.

 

Экраноплан «Орленок»

 

Стенд виртуального пилотирования экраноплана «Орленок»

 

«Орленок» — трехдвигательный низкоплан с Т-образным хвостовым оперением и корпусом-лодкой. Экипаж такого экраноплана состоял из командира, второго пилота, механика, штурмана, радиста и стрелка. При выполнении десантных операций в состав боевой группы дополнительно включались два техника. По словам Антонова, «таких уникальных машин на стыке моря и воздуха никто не строил, это исключительно разработка советских конструкторов. Наш экспонат — последний из оставшихся “Орлят”, по разным данным, всего их было построено 4 или 6. Свой последний боевой вылет он совершал в 1993 году, а на вечную стоянку к нам прибыл в 2007».
Ощутить, как происходит полет на такой боевой машине, можно на стенде виртуального пилотирования экраноплана «Орленок», который является упрощенной версией настоящего военного симулятора. В кабине могут расположиться 12 пассажиров под командованием опытного «пилота-администратора». Они отрабатывают взлет и посадку, управление экранопланом в сложных погодных условиях и ночью, выбирают различные маршруты «для полета». 3D-визуализация и двигающиеся кресла с точностью передают ощущения движения.
Рядом с «Орленком» — катер на воздушной подушке «Скат». Боевая машина состоит из трех отсеков: управления, десантного и двигательного. Из соображений обтекаемости и минимальной высоты ходовая рубка полуутоплена в корпусе аппарата. В ее десантном отсеке располагались морские пехотинцы с легким вооружением. На плацдарм они высаживались через пять откидывающихся дверей — в бортах и перед рубкой. На сегодняшний день «Скат» доступен только для наружного осмотра.

 

Катер на воздушной подушке «Скат»

 

Помимо экспонатов на воде, музей ВМФ Музейно-паркового комплекса «Северное Тушино» включает в себя экспозиционное помещение, где можно увидеть, как выглядела форма Военно-морского флота со времен Петра I, изучить точные макеты подводных лодок, начиная с «прародительницы» подводного мореплавания — потаенного судна Ефима Никонова, узнать о героической истории подводных сил ВМФ.

 

Потаенное судно Ефима Никонова

 

Также на набережной представлены элементы боевой техники: имитатор торпеды, выпускаемое буксируемое антенное устройство «Параван», выдвижная антенна «Синтез», аварийный буй, фрагмент выдвижного устройства МТ-70 («голова» перископа), выдвижное устройство «Завеса», якорь Холла, фрагмент якорной цепи.

 

Элементы боевой техники

 

Уникальное сочетание объектов делает музей центром сохранения и популяризации истории подводных сил Военно-морского флота России. Сергей Антонов отмечает: «У нас ежемесячно проводятся “Уроки мужества”, на которые приходят ветераны-подводники и рассказывают о своей боевой службе. Проходит городская олимпиада “Музеи. Парки. Усадьбы”. И конечно, мы организуем различные мастер-классы для детей, где они учатся вязать морские узлы, строить макеты судов, общаться с помощью азбуки Морзе. Ежегодно мы широко отмечаем такие праздники, как День защитника Отечества — 23 февраля, День моряка-подводника — 19 марта, День ВМФ — последнее воскресенье июля. К Дню Победы мы всегда готовим отдельную тематическую выставку, посвященную роли флота в Великой Отечественной войне. Наши тематические мероприятия объединяют разные поколения подводников, взрослых и юных посетителей парка, которым интересно увидеть своими глазами историю Военно-морского флота, воплощенную в металле».

А знаете ли вы, что…

Первые подлодки появились еще в середине XIX века. В России их делали из… самоварной стали. Плотный сплав на основе железа отлично подошел для создания первых подводных кораблей.

Подводную лодку можно зарядить от… обычной розетки. Правда, это займет очень много времени, поскольку на судне располагается большое количество мощных аккумуляторов. Например, в подводной лодке Б-396 размещается 448 аккумуляторов общим весом 330 тонн.

Сверху подводные лодки резиновые! Черное покрытие из специальной резины толщиной 3 см позволяет практически не отражать волны сонаров противника, а также удерживает часть звука, которые издает подлодка при работе механизмов, обеспечивая тем самым почти бесшумное и незамеченное ее нахождение в толще воды.

Подводная лодка Б-396 имеет семь герметично закрывающихся отсеков. На плаву судно остается, даже если два отсека будут полностью затоплены.

В свободное от дежурства время моряки-подводники смотрят кино на проекторе. Фильмы показывают на растянутой простыне.

Кают-компания — это помещение на корабле, где офицеры могут собраться за большим столом для совместного приема пищи, отдыха или обсуждения важных вопросов. В экстренных случаях это место становится операционной. Неслучайно над столом висят специальные бестеневые лампы.

Во время Второй мировой велась также жесточайшая подводная война. Чтобы подводной лодке торпедировать надводный корабль, приходилось преследовать цель около двух часов и наводиться по перископу. А чтобы победу засчитали, попадание в цель должно было зафиксировать третье судно.

текст: Л. Серебрянник   фото: А. Данилкин, архив музея ВМФ

 

 

 
Школа.Москва
#Подводный флот: дело тысячи мелочей

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Поделиться

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: