Люди с особенностями здоровья или развития — сложная тема для разговора с ребенком. И все же такой разговор необходим. Дети, впервые столкнувшись с непохожим на них сверстником, редко умеют выстроить общение с ним. Им бывает трудно побороть страх перед отличающимся человеком, расслабиться и вести себя естественно в его присутствии. Понять — еще труднее. А ведь такое общение может быть очень ценным — хотя бы потому, что каждый его участник обладает неизвестным другому взглядом и опытом.
Поднять тему особенных людей и инклюзии (инклюзия — процесс реального включения особенных людей в активную общественную жизнь — прим. ред.) помогут мультфильмы. Во всем мире апрель считается месяцем распространения информации об аутизме. По этому случаю журнал «Школа. Москва» попросил молодого мультипликатора и лектора Лицея НИУ ВШЭ и Школы юного филолога МГУ им. М. В. Ломоносова Дарью Шляхту рассказать о самых интересных анимационных лентах, посвященных особенным людям.
«Такие мультфильмы помогают человеку понять, что бывает по-разному, что происходящее с ним или с его соседом — некритично. С этим можно жить и работать.
Мысли о том, что нужно любить и уважать друг друга, ценить себя, — это всё очень простые штуки, но почему-то они не работают. За счет условной игры анимация включает зрителя на эмоциональном и интеллектуальном уровне. Заложенный в ней элемент условности помогает человеку перенять опыт, которого у него никогда не было».
«Кастрюлька Анатоля»
Режиссер: Эрик Моншо
Франция, 2014
Продолжительность: 6 мин.
У маленького Анатоля есть кастрюлька — вернее, он буквально привязан к ней и никаким образом не может от нее избавиться. Кастрюлька часто доставляет ему неудобства: издает неприятные звуки, когда волочится за ним по асфальту, застревает между ступенек горки и мешает кататься с другими детьми. Анатоль впадает в уныние. К счастью, он встречает взрослую даму, у которой тоже есть кастрюлька. Но дама уже научилась с ней обращаться и теперь постепенно помогает Анатолю. В результате талантливый и творческий ребенок становится художником, и кастрюлька больше не мешает ему жить.
Мне кажется, что это очень правильный мультфильм. Он рассказывает о том, как важно научиться ценить себя. С одной стороны, «Кастрюлька Анатоля» затрагивает тему инклюзии, а с другой — лента гораздо шире и наверняка будет понятна и интересна самым разным зрителям.
«А — это аутизм»
Режиссер: Тим Уэбб
Великобритания, 1992
Продолжительность: 11 мин.
Картина Тима Уэбба построена на четырех интервью взрослых людей с расстройством аутистического спектра (РАС), которые вполне освоились в социуме. Они рассказывают о своем детстве, и каждая история раскрывает какой-то аспект их восприятия реальности. Этот мультфильм позволяет посмотреть на аутизм глазами человека с РАС. Взрослые герои уже отрефлексировали свои особенности, имеют определенный взгляд на них, которым и делятся с экрана.
«Мой братик с Луны»
Режиссер: Фредерик Филибер
Франция, 2007
Продолжительность: 6 мин.
Иногда аниматоры работают с темой инклюзии потому, что столкнулись с ней в собственной жизни. Сыну Фредерика Филибера поставили диагноз «расстройство аутистического спектра». «Мой братик с Луны» — рассказ старшей сестры о том, как она пробует дружить с братом. Порой это оказывается очень непростой задачей. В какой-то момент сестра приходит к выводу, что общаться с братом так же, как с обычными детьми, не выходит. Это огорчает ее, но потом она начинает искать новый язык для их дружбы.
Мультфильм нарисован в очень условной, «простой» манере. Режиссер хорошо понимает проблему и умеет тонко и точно донести ее до зрителя. Любому человеку, столкнувшемуся с подобной ситуацией, важно осознавать, что он такой не один. И эта картина может ему помочь.
«Q&A» from StoryCorps
Режиссеры: братья Рауш
США, 2009
Продолжительность: 4 мин.
Этот мультфильм был создан организацией StoryCorps, записывающей устные рассказы американцев о своей жизни. Герой картины, 12-летний мальчик с синдромом Аспергера, берет интервью у матери, задавая в том числе и очень неудобные вопросы. Обоим разговор дается непросто. Мальчик смущается, боится какого-то резкого ответа. Маме тоже достаточно тяжело слышать: «Почему все любят Эми и не любят меня? Я хуже Эми?» В таком необычном формате, как интервью, ребенок и его мама приходят к доверию и взаимопониманию. Мама оказывается идеальным родителем: отвечает на все неловкие вопросы сына и делает это абсолютно откровенно, при этом выражая свою любовь. В результате получается очень трогательная и душевная лента.
«Пустое место»
Режиссеры: Макс Портер, Ру Кувахата
Франция, 2017
Продолжительность: 5 мин.
В этом мультфильме рассказывается история взаимоотношений отца и сына. Отец — отчужденный и скупой на нежность человек. Их совместное времяпрепровождение ограничивается собиранием чемодана, с которым отец уезжает в командировки. Этот процесс тоже имеет свой порядок и правила: в чемодане не должно оставаться пустого места. В итоге чемодан для сына становится как бы самостоятельным миром и навязчивой идеей, с которой он не может справиться. И даже глядя в гроб отца спустя много лет, герой с грустью думает: «Сколько пустого места!» В то же время в этой на первый взгляд кощунственной фразе выражается его любовь. Может быть, картина и трогает больше всего той тонкостью, с которой показывает взаимоотношения героев и предлагает зрителю прочувствовать их.
От редакции
«Мэри и Макс»
Режиссер: Адам Эллиот
Австралия, 2009
Продолжительность: 92 мин.
Единственный полнометражный мультфильм культового аниматора Адама Эллиота посвящен истории достаточно необычной дружбы. Одинокая австралийская девочка Мэри, страдающая от равнодушия матери, отправляет письмо по случайному адресу из справочника. Получателем оказывается 44-летний житель Нью-Йорка Макс с синдромом Аспергера. С этого момента между ними завязывается переписка, которая продлится около 20 лет. Герои обсуждают волнующие их проблемы, помогают друг другу справляться с одиночеством и страхами и обязательно посылают сладости. Этот мультфильм — история о дружбе и умении видеть и ценить другого таким, какой он есть.
Адам Эллиот принципиально отказывается от компьютерной графики — «Мэри и Макс» создан в его излюбленной пластилиновой технике. В картине почти отсутствуют яркие цвета: Австралия показана в коричневой гамме, а Нью-Йорк — в черно-серой. В результате получается очень необычное визуальное решение. Кстати, лента отчасти основана на реальных событиях. На создание образа Макса режиссера вдохновил его собственный друг по переписке, с которым Эллиот общается уже больше 20 лет.
текст: Д. Шляхта, С. Брут
фото и иллюстрации: личный архив Д. Шляхты, стоп-кадры из анимационных фильмов