Игры, в которые играют дети

Вам кажется, что ребенок всё свободное время ничем полезным не занимается и только часами напролет играет? Попробуйте взглянуть на игру иначе. Во что играют современные дети и чем полезна игра?

Попробуем посмотреть на игры, в которые играют современные дети, как на образовательную деятельность. В игре развиваются пространственное мышление, математические способности и логика, память и внимание. Игра, в частности, учит чтению и письму, что в целом повышает общую грамотность. Такой эффект может иметь любая деятельность, которой ребенок увлечен и которая мотивирует его к приобретению новых полезных навыков. Современные дети увлечены играми, которые учат программированию. Играя в них, необходимо писать код и решать различные задачи при помощи построения алгоритма. Это, например, такие обучающие компьютерные игры, как Colobot и «ПиктоМир», разработанный ФНЦ НИИСИ РАН (Федеральный научный центр Научно-исследовательский институт системных исследований Российской академии наук — прим. ред.) по заказу Российской академии наук.

Colobot
Colobot — трехмерная стратегия в реальном времени, разработанная компанией Epsitec SA. Игра призвана обучить навыкам программирования детей от 10 лет и старше. Игроку предстоит колонизировать неизведанные планеты, построить на них свои базы и… запрограммировать армию собственных роботов, задавая им алгоритмы самостоятельной работы. Особенность этой оригинальной игры в том, что в ней можно (и нужно!) создавать программы и писать коды, а это значит, что вскоре из игрока может вырасти создатель собственных игр.

ПиктоМир
«ПиктоМир» — свободно распространяемая программная система для изучения азов программирования самыми маленькими пользователями. «ПиктоМир» ориентирован в первую очередь на дошкольников и младших школьников. Система позволяет ребенку, который еще не умеет или не очень любит писать, «собрать» из пиктограмм на экране своего гаджета несложную программу, управляющую виртуальным роботом-исполнителем. Форма обучения в «ПиктоМире» — это выполнение заданий. Например, исполнителю нужно пройти несложный лабиринт. Задача ученика — ­составить такую программу, которая поможет исполнителю это сделать.

Не менее интересны детям и настольные игры, в которых требуется составлять программы и задавать маршрут при помощи карточек-команд. Успех в таких играх зависит от того, насколько качественно программа «собрана» и как точно игроку удалось предсказать действия своих оппонентов. С помощью настольных игр у ребенка развивается способность договариваться и работать в группе, он учится следовать правилам, действовать согласно плану и замыслу, и, что немаловажно, — корректировать свои действия, исходя из анализа действий партнеров по игре.

Популярны среди ребят всех возрастов игры, которые требуют концентрации внимания и быстрого анализа предъявляемой информации. Например, настольная игра «Доббль», отлично развивающая зрительное восприятие, внимательность и реакцию. Игра содержит круглые карты со множеством картинок: это могут быть животные, растения, символы, надписи… Все они уникальны, но на каждой паре карт имеется одна (и только одна) общая для этих карт картинка — именно на поиске этого совпадения и построен процесс игры. По-прежнему неизменна любовь детей всех возрастов к играм-голово­ломкам, что не может не радовать — ведь именно они отлично помогают развивать логику, концентрацию внимания, память, образное мышление, учат анализировать и систематизировать. И, конечно, никогда не потеряет своей актуальности вечная игра, одновременно развивающая логические, аналитические, дедуктивные, прогностические способности, абстрактное мышление, концентрацию внимания, память и быстроту мышления, — шахматы. Игра подразумевает глубокий анализ действий противника, сбор и обобщение информации, планирование своих действий и предвосхищение действий противника, а также тщательное продумывание стратегии.

текст: А. Светлова фото: Н. Арефьева

Поделиться

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: