Евгений Князев

Что мы знаем о мастерстве актера и учителя? Как удается завораживать зрительные залы и удерживать внимание студентов и школьников и можно ли этому научиться?
Сегодня наш разговор о том, как значимы каждое слово, каждый жест и каждое движение. О том, что иногда то, как мы говорим, может быть важнее содержания. О любви к сцене с первого взгляда и еще о том, как важны настойчивость, трудолюбие и его величество Счастливый случай! Именно слово за считанные секунды делает нас убедительными, лечит души, добавляет краски в нашу жизнь и придает уверенности в собственных силах. Мы в гостях у ректора Театрального института имени Бориса Щукина, российского актера театра, кино и телевидения, народного артиста РФ Евгения Князева.

 

Евгений Владимирович, огромное спасибо, что нашли время и возможность для встречи с нами и записи этого интервью!
Говорят, что есть три очень схожих между собой профессии, обойтись без которых человечество не сможет никогда. Это врач, учитель и лицедей — действительно, мастерство этих людей объединяет многое! А театр, как одна из самых лучших школ жизни, всегда был и остается особым пространством для образования и воспитания человека. Вы согласны?
Во многом согласен, конечно! Без этих профессий не обойтись! Я еще бы добавил, что в этих профессиях каждый человек чувствует себя знатоком! Особенно как воспитывать детей, как кого лечить — это знает каждый. А еще — как играть в футбол, все знают, и что не так сделали наши футболисты, иначе бы непременно забили все голы! (смеется). Согласен! И профессия актерская сродни учительской и врачебной. Чтобы профессионально сделать свое дело, врач должен быть психологом: ведь нужно так убедить пациента, чтобы тот поверил, что он может излечиться. А уж про учителя и говорить нечего! Если, входя в класс, учитель будет артистичен до такой степени, что увлечет детей и они будут сидеть и слушать его раскрыв рты, если после урока литературы им захочется дома прочитать что-нибудь, после урока физики — поставить какой-нибудь опыт, а после урока биологии захочется поработать «на земле», посадить семечко и посмотреть, как оно будет расти, значит, учитель справился со своей «сверхзадачей» по Станиславскому. Но для этого просто рассказать недостаточно, а как рассказать? Вот этот момент — «как?» — имеет непосредственное отношение к актерской профессии.

Когда и почему Вы решили для себя, что Ваша жизнь навсегда будет связана с искусством, с театром? И вообще — с чего все началось? Ведь Вы — дипломированный инженер. И все-таки, притяжение театра оказалось сильнее?
Как-то раз нас еще в школе повели в театр. Я отчетливо помню это ощущение — еще шум кругом, мы сидим в креслах, сейчас будем смотреть какой-то спектакль! И вот погас свет, открылся занавес, выходят люди в каких-то других одеждах, начинают по-другому разговаривать! Я сидел, смотрел на сцену и думал: «Как же интересно! И как мне хочется попасть вот туда!» Я не знал, где учат на артистов, стеснялся спросить, но сам записался в студию чтецов, записался в хор. Я стал много читать, потом купил программу для поступающих в вузы, выяснил, что нужно будет подготовить. После десятого класса я поступал сюда, в театральное училище имени Щукина, где сейчас работаю ректором (смеется). Но после второго тура мне сказали: «Вы еще не готовы к поступлению, но мы вас не выгоняем и не говорим, что вы неспособный человек! Вы не выдержите конкурс в этот раз — обязательно приходите в следующем году!» А я всегда очень хорошо учился в школе и мне было бы стыдно признаться учителям, что я не поступил в институт. Тогда мне стало уже совершенно всё равно, куда поступать — уж если я не поступил в театральный! Я пошел в политехнический институт на факультет тяжелого машиностроения, специальность «Подъемно-транспортные машины и оборудование». Учился первые два года вполне прилично, понимал, что такое начертательная геометрия, сопромат и все остальные сложные предметы, успешно сдавал их. А потом, чем дальше я учился, тем больше понимал, что, наверное, я в этой специальности быть не хочу. И я опять начинал мечтать, что «когда-нибудь, может быть!» И вот мечта сбылась! Знаете, ведь успех всякой профессии (я не только о себе говорю) заключается в том, чтобы понять, что ты в жизни должен делать, и заниматься именно этим.

 

Знаете, ведь успех всякой профессии… заключается в том, чтобы понять, что ты в жизни должен делать, и заниматься именно этим

 

То есть найти свое место в жизни?
Да! Абсолютно правильно!

Как важно дать человеку надежду: «Приходите поступать на следующий год!» И еще как важно дать человеку шанс! Вас привели в театр, Вы увидели ту самую знаменитую булгаковскую коробочку сцены и захотели быть именно там! Как важно, что это в жизни случилось! И вот с 2003 года Вы — ректор Театрального института имени Щукина. Фактически — самый настоящий учитель. Какие качества, навыки, таланты, на Ваш взгляд, обязательно должны быть как у хорошего актера, так и у педагога?
Педагог в нашем институте и учитель в школе — разные истории. Сюда поступают дети, выдержав огромный конкурс, те, кто понимают, куда они пришли учиться, и то, что учеба и успех находятся в их руках. А те, кто считают, что, просто поступив, они совершили главное дело своей жизни и теперь можно успокоиться — те очень быстро вылетают. Есть другая категория ребят — они поступили и понимают, что теперь им нужно УЧИТЬСЯ. Поверьте, в этой профессии самое главное — не талант.

 

Я сидел, смотрел на сцену и думал: «Как же интересно! И как мне хочется попасть туда!»

 

Если не талант — тогда что?
Терпение и трудолюбие! Впрочем, как и в любой другой профессии. Если что-то не получается, но ты терпелив, повторяешь еще раз и еще раз… Опять не получается! Тебе говорят неприятные вещи — а ты должен сдержаться и еще раз попробовать!
А задача учителя — оценить, хорошо ли ты умеешь воздействовать на аудиторию или нет. Знаете, наша профессия — это игра нервами, игра твоего внутреннего состояния… Говорят, что почти каждую свою роль актер должен проплакать, чтобы эта боль могла бы вылиться через тебя, перевалить через рампу и дойти до зрительного зала!

Не каждый выдержит?
Не каждый выдержит — и это очень трудно! Поэтому поступают к нам на курс 25–30 человек, а вот остаются в профессии и уж тем более составляют славу российского театра, может быть, пятеро или шестеро, не более. И это в лучшем случае! Остальные просто владеют ремеслом.

 

 

Хорошие ремесленники тоже нужны!
Очень нужны! Есть главные роли, есть второстепенные, есть роли другого порядка, в которых тоже должны играть актеры. А дальше, когда идут разговоры «Почему мне не повезло, а повезло Антону Шагину, Вите Добронравову, Саше Петрову» — здесь уже судьба!

Или случай?
Судьба! Случай, конечно, тоже! Нужно пойти той улицей, чтобы встретить того человека, который скажет: «Ты мне нужен! Пойдем, я буду делать с тобой такую-то роль». И каждый из названных мной актеров скажет, что у них был такой случай в жизни!

 

 

Вот как раз продолжая разговор о том, как «встретить свой случай»! Скажите, что бы Вы посоветовали тем мальчишкам-девчонкам, которые «больны» театром и, несмотря ни на что, готовятся связать свою жизнь со сценой? К Вам огромный конкурс, но, похоже, на желание стать актером не могут повлиять ни время, ни требования нашего гиперматериального мира?
Я бы советовал всем приходить и пытаться поступать несмотря ни на что! Вот, например, у нас уже начались приемные испытания. Приходите к нам каждый понедельник. Получайте консультацию — имеешь ли ты право пройти следующее прослушивание, следующую консультацию, или нет. И только после третьего прослушивания мы пропускаем детей на конкурс. Иногда знаете как бывает — кто-то идет поддержать подружку или друга. «Я так боюсь, а пойдем-ка вместе со мной!» Другу нужно выучить стихотворение, басню или прозу, он приходит, не волнуется, читает. И вдруг оказывается, что именно этого человека пропускают дальше, а не проходит тот, кто рвался в профессию и для кого это поступление было действительно важно. И такие случаи бывают! А бывает, принимаешь, как тебе кажется, самых талантливых ребят, а проходит один семестр, и ты, оказывается, ошибся! Их приходится отчислять из института, а те, кого взяли «из конца списка», к концу года вырываются вперед. «И последние да будут первыми!» Знаете, важно правильно «открыть свою дверь».

Евгений Владимирович, я всегда думала, что аудитория театрального зала или учебного класса очень схожа и без актерского мастерства явно не обойтись тем, кто решил посвятить себя преподаванию! Психология, сценическая речь, риторика, пластика, движение — всё важно! Расскажите, пожалуйста, о курсах «Мастерство учителя» для московских педагогов, которые проходят на базе Театрального института имени Щукина. Как возникла такая идея?
Наверное, вы знаете о проекте Департамента образования и науки «Университетские субботы». Технические вузы, гуманитарные, языковые проводят дни открытых дверей, рассказывают о профессиях, о будущей сфере деятельности. Мы тоже стали думать — что мы можем предложить? И решили попробовать у себя такие же «Университетские субботы», чтобы рассказать московским школьникам, что такое театр, пригласили поучаствовать в некоторых наших занятиях и упражнениях. Мне всегда интересно наблюдать за процессом онлайн-записи на эти занятия на сайте департамента — она «закрывается» чуть ли не за полчаса! Всегда полный набор, полный список тех, кто заинтересован и придет.
И где-то через два года такой практики мы решили работать не только для детей. Знаете, людям, которые подают заявку на грант, например, нужно достойно представить свой проект. Чем интереснее и убедительнее человек будет рассказывать, тем больше у него шансов на успех! Как раз для этого и  приходят к нам взрослые люди — поучиться риторике, сценической речи, пластике, движению. Как раз то, о чем вы упомянули. Понимаете, нельзя столбиком стоять, когда ты о чем-то говоришь! Есть тело, и это тело тоже проявляет себя, и в этом теле тоже есть разговор, есть жест, движение. Ведь жест — это продолжение движения твоей души. И вот тогда мы решили предложить департаменту образования и науки провести такие мастер-классы или курсы повышения мастерства учителя. Действительно, актерская и учительская профессии очень близки. Учитель входит в аудиторию, и он оказывается под прицелом не просто зрителей, которые пришли в театр и тихо сели посмотреть спектакль.

 

Совершенно не важно, учитель ты физики, физкультуры, литературы или иностранного языка — ты обязан хорошо и правильно говорить по-русски

 

 

И потом уйдут!
Конечно! Учитель пришел в класс и должен донести ребятам свои знания так, чтобы они запомнились и чтобы интерес у ребят остался! Я собрал педагогов в училище и спросил — кому хотелось бы принять в этом участие? Люди откликнулись, и мы написали программу. После чего пришло около ста человек, четыре группы. Я видел взрослых людей, они пришли к нам, чтобы учиться! Было даже немножко «не по себе» — ведь пришли дипломированные учителя, специалисты! Мы же понимаем, что такое учитель!.. Как они должны стоять у доски? Как они должны пытаться завладеть вниманием зрительного зала? То есть класса, конечно! (смеется).

Самых сложных и взыскательных зрителей!
Да, конечно! Вы знаете, у меня теща преподавала литературу в техникуме. А мои дочки очень любили, чтобы им читали что-нибудь, когда их укладывали спать. Так вот, моя теща всегда читала им перед сном что-нибудь из классической литературы. Она делала это с таким воодушевлением, что когда я услышал, я подумал, что, наверное, никогда не смог бы под это заснуть! (смеется). У нее тоже было желание когда-то поступать в актрисы, но родители были против, она поступила в педагогический. А жажду выступления реализовывала на уроках литературы — как она читала про Наташу Ростову и Андрея Болконского!
Так вот, учителя, которые приходили сюда, относились к этому с таким большим воодушевлением! И когда закончился первый цикл лекций, я попросил их по возможности дать оценку курсам. Я прочитал отзывы преподавателей, прошедших наши курсы, и понял, что это действительно нужно! Мы предложили курс еще раз, мы его продолжаем, развиваем. Например, в этом году планируем отдельную программу для директоров школ.

 

Чем интереснее и убедительнее человек будет рассказывать, тем больше у него шансов на успех! Как раз для этого и приходят к нам взрослые люди — поучиться риторике, сценической речи, пластике, движению!

 

Вы знаете, вот как раз я хотела об этом спросить — ведь не только учителям и школьникам, но и директорам, как управленцам, крайне важно быть убедительными в профессии?
Совершенно верно! Мы начинаем эту программу, она утверждена департаментом, с сентября месяца мы ее начнем. Сейчас идет разработка списка тех предметов, которые должны быть в содержании. Эта программа совсем другая, она будет отличаться от того, что мы делаем для педагогов! А еще совсем недавно я был на уникальном мероприятии — уроке истории в одной из московских школ. Тема урока была посвящена Великой Отечественной войне, говорили о замечательном педагоге и гуманисте Януше Корчаке, о его подвиге, о лагере Освенцим, о тех преступлениях, которые были и о которых ни в коем случае нельзя забывать! Я подумал, что если дети будут знать историю, будут знать правду, может быть, этот ужас и не повторится! Так вот, на таких уроках истории учителя сами принимают участие в спектаклях. Они выходят вместе со школьниками, кто-то поет, кто-то читает стихи. Для меня это — настоящее потрясение!

Евгений Владимирович, на мой взгляд, отечественный классический репертуарный театр, как и отечественное образование, навсегда будет связан с русским языком и литературой. Очень важно, как современный учитель владеет словом, речью! Ведь не секрет, что именно педагоги во многом формируют культуру речи и вкус к хорошим книгам, согласны?
Вы знаете, я  очень рад, что Рособрнадзор принял решение о том, что школьники девятых классов должны сдавать экзамен по устной речи! Сергей Сергеевич Кравцов меня пригласил на запуск этой программы. Язык — это прежде всего наша культура. Сейчас, к огромному сожалению, русская речь во многом утратила и чистоту, и правильность. Диалект, говорок, нелепости и неграмотность произношения — я не говорю про всех, но сейчас этого пугающе много! Могу судить хотя бы по тем студентам, которые приезжают поступать к нам — половина из них с плохой, неграмотной речью. Мы здесь за три года непрерывной работы не всегда можем с этим справиться! Носители языка просто обязаны владеть правильной русской речью, а первый, кто должен служить примером для школьника, к кому он постоянно прислушивается, — это его учитель. Совершенно не важно, учитель ты физики, физкультуры, литературы или иностранного языка — ты обязан хорошо и правильно говорить по-русски.

 

Сходите в консерваторию, послушайте хорошую музыку — и может быть, ваша жизнь будет немножко интереснее и разнообразнее!

 

Что бы Вы посоветовали школьникам, их родителям (и учителям!) посмотреть в Учебном театре Щукинского театрального училища?
Знаете, наш учебный театр — абсолютно уникальная история! Мы за год умудряемся выпустить десять–двенадцать спектаклей разных направлений. Это русская и западная классика и современная драматургия. Если коротко — я просто рекомендую детям ходить в театр! Это такое особенное место, где должны разговаривать с тобой и про тебя, про твою душу. Потому что в самом высоком проявлении смысла, театр — это врачеватель души. Так уж сложилось — пятый век до нашей эры, только появился театр, «золотой век», развитие Древней Греции, там творил Софокл, проводились конкурсы драматургов. А театры строились рядом с дворцами бога Асклепия, бога медицины и врачевателя!
Конечно, театры бывают разные, и есть те, которые мне откровенно не нравятся. И перед тем как вести детей на спектакль, нужно поинтересоваться, что это за пьеса, в какой интерпретации она идет. Так вот, на наши спектакли я без стеснения могу пригласить буквально всех. Есть прекрасные спектакли по Островскому, по Некрасову, по Гашеку. Приходите, будем рады вас видеть! Театр — вещь интересная, и может, тоже для кого-то откроется занавес — и человек поймет, что он хочет туда, за рампу, и не мыслит себя без сцены! (смеется).

И произойдет тот самый счастливый случай! Евгений Владимирович, к огромному сожалению, наш разговор подходит к концу. В одном из Ваших интервью услышала, что человек, приходя в театр, должен соприкасаться с образцами — речи, произношения, поведения. «Оградите себя шедеврами — вам будет легче в этой жизни». Похоже, это универсальный совет всем нам, Вы согласны?
Согласен! Это, правда, не моя фраза, у нас был прекрасный педагог Юрий Михайлович Авшаров, который говорил: «Ребята, не смотрите на то, что есть много плохого! Не цепляйтесь за это, посмотрите, что есть хорошего, останавливайтесь глазами на этом! Шедеврами окружите себя, посмотрите, как их много, сходите в Третьяковскую галерею или в Пушкинский музей! Сходите в консерваторию, послушайте хорошую музыку, и может быть, ваша жизнь будет немножко интереснее и разнообразнее!»

Спасибо Вам огромное!
Спасибо!

 

беседовала Е. Рипс   фото: Н. Арефьева

 

 

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Поделиться

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: