Дворец для свинарки и пастуха

В Москве немало построек, несущих на себе отпечатки разных архитектурных эпох. В первую очередь это касается памятников советского времени — часто что-то сносили, что-то достраивали. В этом смысле ВДНХ не исключение. Однако именно здесь с особой пронзительностью чувствуются капризы социалистической моды.

Всесоюзная сельскохозяйственная выставка — ВСХВ (с 1959 года — ВДНХ) должна была стать гимном успешной коллективизации крестьянских хозяйств в СССР. Правда, гимн прозвучал с изрядным запозданием — коллективизация закончилась в 1937 году, а выставка открылась только летом 1939 года. Виноваты были все — и проектировщики, и строители: недосчитали, не успели, недоработали, не учли. «Виновные», естественно, понесли наказание. И вот над центральной (Колхозной) площадью выставки разнесся сипловатый голос Молотова: «Открытие Всесоюзной сельскохозяйственной выставки является всенародным торжеством. Выставка дает живые примеры роста колхозов и совхозов, их зажиточной и культурной жизни. Она показывает могучий расцвет всех республик, краев и областей нашей великой страны».

ВСХВ, или ВДНХ, — это сказка о сказке. По словам отечественного искусствоведа Ольги Зиновьевой, здесь можно увидеть «богато украшенные дворцовые постройки, фонтаны, беседки, павильоны, словом, все приметы и атрибуты любого царственного дворцово-паркового комплекса. Фантазия, новые технологии, достаточное количество средств и рабочей силы позволили создать сказочный город-мечту, где экспонаты, рассказывающие о достижениях, были такой же эфемерной мечтой». ВСХВ была архитектурным аналогом таких культовых кинолент, как «Кубанские казаки» и «Волга-Волга». А знаменитая история Глаши и Мусаиба из картины «Свинарка и пастух» вообще развивается непосредственно между павильонами московской выставки. Так ковалась мифология страны Советов.

От выставки 1930-х годов сейчас осталось не так уж и много. Первое, что бросается в глаза, — изящно-утонченные павильоны «Азербайджан», «Транспорт» и «Шелководство». Однако первоначально экспозиция в целом задумывалась как временная (всего на полгода), и большинство павильонов возводилось как времянки —из дерева. Кто же мог предположить, что за три месяца 1939 года ВСХВ посетят более пяти миллионов человек — по 55 тысяч в день.

В результате было принято решение превратить экспозицию в постоянную. Все понимали, что многое придется перестраивать, но помешала война. Поэтому за новые строительные работы принялись уже в конце сороковых, когда промышленность и сельское хозяйство были полностью восстановлены. Сталин не дожил до торжественного момента: основную часть павильонов реконструировали лишь в 1954 году. Именно к этому году относится большинство фундаментально-ампирных построек выставки, которыми мы привыкли любоваться. Интересно, что буквально через два года (в 1956 году) Хрущев уже начал пенять советским архитекторам на излишнюю любовь к «напыщенному декору» и разного рода «архитектурным излишествам». Так что в этом смысле ВСХВ повезло — успела на последний рейс.

Центральной композиционно-архитектурной осью выставки служит линия от Главного входа до павильона «Космос/Машиностроение». Начинается она помпезно-тяжелой ампирной аркой, прославляющей труд работников тыла (в первую очередь крестьян и механизаторов) в борьбе за победу в Великой Отечественной войне. От арки открывается перспектива на «Центральный» павильон, шпиль которого вздымается на 97-метровую высоту, что делает его похожим на башню Адмиралтейства в Петербурге. В советское время здесь устраивались выставки, посвященные отечественной промышленности и юбилеям Октябрьской революции. Не случайно рядом с павильоном возвышается памятник Владимиру Ильичу. Вождь мирового пролетариата показан немного уставшим — он только что закончил произносить речь, на что намекает свернутый в трубочку лист бумаги в его руке. За «Центральным» павильоном расплескался грандиозный фонтан «Дружба народов», напоминающий каскады Петергофа и Версаля. 16 девушек, похожих на античных богинь плодородия, водят хоровод вокруг струй, изливающихся из массивного пшеничного снопа. Девушек не 15, а 16, потому что в 1954 году, когда строился фонтан, в состав СССР входило не 15, а 16 республик (была еще Карело-Финская ССР). С другой стороны площади плещет фонтан «Каменный цветок», идея которого была навеяна инженерам сказами Бажова о несметных богатствах российских недр.

павильон «Механизация»

ВДНХ, старт московского ралли

ВДНХ, Павильон «Градостроительство»

Тема была популярной — в 1946 году вышел фильм Птушко «Каменный цветок», а 1949 году Сергей Прокофьев написал музыку к балету «Хозяйка Медной горы». За фонтаном возвышается помпезный павильон «Земледелие» (ранее — «Украинская ССР» — житница Советского Союза). Задним фасадом он выходит на площадь Промышленности и смотрит на павильон «Космос/Машиностроение», в значительной мере сохранивший облик 1930-х годов. Так замыкается тематический ряд: от колхозов к машинной индустрии под «вечным солнцем» Великого Октября и в такт потокам «оздоравливающей воды» фонтанов (выражения той поры), восстанавливающим жизненную энергию.

ВСХВ. Главная аллея

Эпоха 1960-х годов сказалась на ВДНХ скорее негативно: экспозиции теперь формировались не по республикам, а по отраслям народного хозяйства. Именно поэтому павильон «Украинская ССР» превратился в «Земледелие», а «Белорусская ССР» в «Электротехнику» и так далее. Некоторые республиканские павильоны вообще снесли, а на их месте построили безликие стеклобетонные коробки. Фасады других павильонов задекорировали дешевыми алюминиевыми щитами. И только сегодня, когда ВДНХ возрождается после лихих годов перестройки (тогда её именовали ВВЦ), начинается восстановление прежней красоты построек советского классицизма. ВДНХ вновь превращается в любимое место отдыха москвичей и гостей города. В этом чувствуется и ностальгия у взрослых, и интерес к динамичным видам отдыха у молодежи (каток, велодром, канатный парк, спортивная зона рядом с павильоном «Физкультура и спорт», зоны для игры в футбол, волейбол и хоккей, площадки для занятия фитнесом, экстрим-парк и тому подобное).

ВСХВ. Фонтан «Золотой колос». 50-е годы

Особенно привлекательным выглядит павильон № 57 с экспозицией «Россия — Моя история», где можно в интерактивном режиме познакомиться с главными событиями исторического пути нашей Родины. Интересны также крупнейший в Европе аквариум («Москвариум», павильон № 23) и политехническая выставка «Россия делает сама» (павильон № 26). Здесь также проводится множество сезонных выставок, о которых можно узнать на сайте ВДНХ (http://vdnh.ru). Теперь в выходные выставку посещает в десять раз больше людей, чем в предыдущие двадцать лет (500 тысяч против 40). И число это только растет. И хорошо, что растет.

текст: П. Котов фото: Н. Арефьева, сайт oldmos.ru

Поделиться

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: