Иван Колечкин

Выпускник географического факультета Московского педагогического государственного университета. Учитель географии частной школы «Пенаты». Финалист конкурса «Учитель года Москвы — 2010». Лауреат гранта Москвы (2010), премии национального проекта «Образование» (2011). Один из авторов и ведущий программы «Уроки географии» на каналах «Моя планета» и «Россия 2».

«Извозчик довезет», или где проходит государственная граница географии
Однажды холодной зимой, пораженный каким-то вирусом, листая в процессе борьбы с температурой интернет-странички на одном учительском форуме, я столкнулся с однозначно субъективным, но, безусловно, любопытным мнением о том, что в школьной программе (среди всех нужных и важных) есть три «самых-пресамых» нужных и важных предмета, формирующих личность человека. Какие же? Во-первых, это литература. Потому что это язык (или языки) общения и код национальной культурной идентичности. Без литературы человек — «никто». Во-вторых, история. Потому что это прошлое, без которого нет будущего. И настоящее, которое стремительно становится прошлым.

Без нее человек — «никогда». И, в-третьих, география. Без географии — третьего, а может, и первого предмета — мы — «нигде». Даже с литературой и историей. Потому что всё происходящее или происходившее на Земле (в реальности или в фантазии автора) имело пространственное положение и уже однозначно — «география». В принципе, мне, как географу, такой подход близок. Даже температура снизилась. Тем более что нередко и я, и мои коллеги (кто-то с грустью, а я — с удивлением) слышим, что география не востребована. Хотя кем? Чем? Вузами? Хорошо, но вуз — не весь мир и не вся жизнь. Работодателями? Но и они не все на одно лицо. Вузу или работодателям география, может, и «не нужна», но навыки и географическое мышление, за развитие которых отвечает география, востребованы почти во всех областях современной жизни: и в быту, и в хозяйстве. Развитие системного мышления, которое позволяет устанавливать настоящие причины проблем и находить способы их разрешения наиболее эффективно с наименьшими потерями, — вот главная задача современного географического образования. И это становится базой, плацдармом для изучения остальных наук. Помните, в замечательной, возможно, одной из лучших на тему любви повести выпускника нашего МГПИ Юрия Визбора «Завтрак с видом на Эльбрус» есть герой по прозвищу Бревно. Горнолыжник. В обычной жизни — доктор наук, химик, вводящий студентов в ступор на экзамене просьбой напеть что-нибудь из великого химика Бородина: «Ну что-нибудь самое популярное, половецкие пляски, к примеру». «Образование, — мрачно говорил он, — это часть культуры. Только часть». Ценное замечание. Получается, что нельзя ничем пренебречь, чтобы не «выплеснуть с водой младенца», нельзя прочертить четкие границы между предметами, чтобы размежевать «нужное» и «ненужное». Ведь ни в школе, ни в жизни не бывает нужных и ненужных предметов. Бывают «нуДные» и «ненуДные». Интересные и увлекающие — и наоборот. Реальный мир делится на что угодно, но не на учебные предметы. Судите сами: где проходит государственная граница между географией и историей? А между географией и математикой? Где заканчиваются территориальные воды физики? А экономическая зона химии? Для каждого из нас в школе находится некий предмет, который объединяет, подтягивает к себе все остальные. Кто-то познает мир через музыку, кто-то — через алгебру. По моему сугубо личному мнению, идеальная площадка для такого единения — именно география. Неспроста главное оружие географа — карта — сегодня стала абсолютным метаинструментом во всех сферах нашей жизни. От художественных текстов до компьютерных игр. От схем метро до модных сегодня квестов. И если когда-то актуально звучало: «Извозчик довезет», то сегодня этот стереотип не срабатывает. Сегодня всё-таки «навигатор довезет». А в основе этого гаджета лежит картографическое изображение, которое, хочешь не хочешь, а необходимо уметь прочитать. Так, значит, получается, что география всё-таки нужна.

Нельзя прочертить четкие границы между предметами, чтобы размежевать «Нужное и ненужное»

И, раз уж вспомнили об извозчике с навигатором, то, конечно, нельзя не вспомнить, что география — это еще и путешествие, это мир, изменяющийся за окном поезда и в иллюминаторе самолета. Разумеется, урок в классе комфортен, если класс оборудован и наполнен всем, что нужно: от умницы-учителя, коллекции минералов, теодолита и до компьютера. Но география — наука всё же эмпирическая: необходимо увидеть всё своими глазами, потрогать собственными руками. А значит, вперед к новым местам. Так закладывается привычка познания мира через путешествие и труд и убежденность, что только так и надо учиться, учить и жить. В движении. В совместной деятельности. Привычка, которая и привела меня сначала к «Школьным исследовательским экспедициям», в рамках которых мы добрались со школьниками аж до Новой Зеландии, а потом — к появлению команды «Айда с нами» на базе школы «Пенаты», с которой за последние три года было совершено 14 экспедиций по 17 не самым ближним к Москве субъектам РФ. А несколько лет назад эта тяга к обучению через движение привела к появлению телевизионного проекта «Уроки географии». Три года мы работали над этим (технически весьма непростым) проектом. Мы — это съемочная группа телеканала «Моя планета» и ребята — мои ученики 6−9 классов двух московских школ, совершившие (некоторые впервые в жизни) реальные путешествия подчас в отдаленные уголки нашей необъятной страны: от Калининграда до Камчатки, от полуострова Таймыр до Эльбруса и так далее. И они вполне заслуженно получили из рук режиссера Эмира Кустурицы премию Русского географического общества за лучший молодежный просветительский проект и много добрых слов от россиян из самых разных регионов страны, куда мы потом приезжали со школьными экспедициями. Ведь мы пытались показать свою страну так и рассказать о ней так, чтобы телезрители тянулись не к пультам телевизоров, а к атласам и сайтам РЖД и авиакомпаний. Чтобы при выборе места отдыха на букву «А» они не начинали сразу с топонима «Анталия», а задержались на «Алтае».

И чтобы предпочтение Байкала Багамам стало осознанным выбором. Потому что интереснее, многообразнее, загадочнее, милее. А значит, география всё же отвечает за самое важное в душе человека — за чувство патриотизма и любви к Родине. Точнее, за личное понимание причастности к судьбе той территории, на которой каждый твой шаг — её будущее. Отсюда и главный принцип географа: «Мысли глобально, а действуй локально». Не худший жизненный девиз, кстати. Это девиз тех, для кого Родина — это место рождения, жизни, объект приложения труда, инвестиций и место отдыха. Как и положено хорошему хозяину. Не потребителю, но хозяину. Не стану лукавить, именно на географические факультеты поступило немного моих учеников. Но мне кажется, что не менее ценно, когда спустя годы бывшие ученики, избравшие разные специальности и занимающие разные посты в совершенно, на первый взгляд, не «географических» отраслях, обращаются за помощью к бывшему учителю географии и к тем ресурсам, работать с которыми мы учились на уроках и вне их.

 

Развитие системного мышления, которое позволяет устанавливать настоящие причины проблем и находить способы их разрешения наиболее эффективно с наименьшими потерями, — вот главная задача современного географического образования

 

Или вдруг при встрече удивленно сообщают, что «вот этот самый нивелир» и «закон географической зональности» или «пути решения геополитических конфликтов» помогли объяснить задачу, увлечь коллег проектом, решить производственную или личную, семейную проблему. Собственно, в проекты и экспедиции зовут уже бывшие ученики и приводят туда своих детей.

Многие наши проекты сегодня получились благодаря бывшим ученикам, с которыми когда-то ходили в походы, пели песни, учились понимать мир и ценить роскошь человеческого общения. И уже они, бывшие пятиклассники, сегодня принимают участие в организации Дня города в Москве и приглашают провести настоящий урок географии прямо на Тверской — удивительный проект, позволивший прямо в центре столицы построить огромную «живую карту России», или поговорить о географии страны с одаренными детьми в «Сириусе», с членами Всероссийского движения школьников или просто с коллегами по работе — в театре, библиотеке, на производстве. И вполне успешный театральный режиссер вдруг говорит «спасибо» за урок об осваивавших сибирские богатства геологах, который я сам давно забыл.

А ему вынесенные из него образ геолога-полевика и образ Западной Сибири помогли в постановке пьесы. Большой хозяин и мастер своего дела вырастает из маленького ученика, который когда-то сидел за партой. Из школьника, который вышел из-за парты и открыл для себя этот мир. Из ребенка, чьим классом стала вся страна, а школа превратилась в дом, из которого, подкрепившись и переодевшись, он ежедневно отправлялся в новые путешествия. Не за учителем, а вместе с ним. И учитель сегодня просто обязан быть интересным. Сегодняшний учитель — человек, который может всё. Или почти всё. Чтобы найти тот язык, на котором он сможет донести до ребенка важность и нужность своего предмета через «неНудность». Через литературу, музыку, математику. А чтобы увлекать учеников вместе с собой, учителю нужно самому гореть, болеть, рваться по сотому разу «первооткрывать», заражать детей вирусом путешествия, вирусом желания двигаться вперед, выбирая разные направления. И, пожалуй, это единственный вирус, которым необходимо заболеть раз — и на всю жизнь. И за лекарством от него не спешить обращаться к ученым.

Долина гейзеров

 

Кто-то познает мир через музыку, кто-то — через алгебру. По моему сугубо личному мнению, идеальная площадка для такого единения — именно география

 

Белый остров

 

Долина гейзеров. Камчатка

 

Эльбрус

 

Приэльбрусье

 

Эльбрус

 

текст: И. Колечкин фото: Д. Колечкина, А. Меньшов, А. Вилисов, В. Гузь

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: