Дельфинский оракул

«В течение ближайших 10−20 лет человечество наладит связь с представителями других биологических видов… с какими-то другими существами, скорее всего, морскими, но наверняка обладающими высоким уровнем развития или даже интеллектом».

Так в своем бестселлере 50-х годов «Человек и дельфин» писал известный американский нейрофизиолог, философ и исследователь Джон Лили. Кто бы мог подумать, что спустя некоторое время произойдет настоящий прорыв — и дельфины не просто будут общаться с людьми, но и станут верными помощниками в лечении самых сложных заболеваний.



Основателем и родоначальником дельфинотерапии является американский психолог Дэвид Натансон, работавший в 70-х годах прошлого столетия во Флоридском международном университете. Наблюдая за детьми с синдромом Дауна, которые общались в воде с дельфинами, он первым обратил внимание на тот факт, что специально не подготовленные для общения с человеком животные вели себя так, будто дети нуждались в их помощи. Дети после сеансов плавания становились более контактными, лучше двигались и могли сосредоточиться. Результаты были такими впечатляющими, что Натансон продолжил исследования, привлекая к плаванию с дельфинами детей с новыми заболеваниями. Так появилась дельфинотерапия — Dolphin Assisted Therapy, или DAT, как её принято называть во всем мире.

В московском Центре плавания с дельфинами, расположенном в «Москвариуме» на ВДНХ, подобная терапия помогла уже не одному десятку детей. О том, как эти удивительные животные влияют на здоровье человека, нам рассказал ведущий дельфинотерапевт «Москвариума» Алексей Новиков.

Алексей, добрый день!
— Здравствуйте!
Что такое дельфинотерапия и почему она пользуется такой большой популярностью в качестве альтернативного метода реабилитации детей с различными заболеваниями?
— Дельфинотерапия — это один из видов анималотерапии, в основе которого лежит взаимодействие человека с дельфином. Анималотерапия в целом сейчас проходит этап своего активного развития и всё большей научной обоснованности. Видов такой терапии также становится всё больше и больше.

В предыдущих выпусках журнала «Школа. Москва» мы уже рассказывали вам про канис­терапию (терапия с участием собак) и иппотерапию (лечение с помощью лошадей). А в следующем номере журнала поговорим о фелинотерапии (да, все любят котиков, и наша редакция — не исключение).

При каких детских заболеваниях помогает дельфинотерапия, а когда лучше не рисковать?
— Заболеваний, где можно смело рекомендовать дельфинотерапию, очень много. Очень хорошие результаты наблюдаются у детей с задержкой речевого и психо-речевого развития. При аутизме дельфинотерапия также показывает неплохие результаты: мы видим качественные положительные изменения, связанные с концентрацией внимания, развитием воображения, налаживанием контакта. У детей с синдромом Дауна улучшаются коммуникативные навыки, психоэмоциональный фон, увеличивается словарный запас. Здесь нам, как терапевтам, важно, прежде всего, установить ближайшие зоны развития для конкретного ребенка. Для одних детей — это такие навыки, как речь, слова, понимание сложных речевых элементов, а для других зона ближайшего развития может лежать в сенсорной сфере. К основным же противопоказаниям относятся, например, вирусные инфекции, кожные заболевания и эпилепсия. Дельфинотерапия может быть полезна и взрослым. Например, она улучшает состояние человека при соматических заболеваниях, нарушениях сна, хронической усталости, посттравматическом стрессовом расстройстве.

Программа дельфинотерапии: как проходят сеансы, как дельфин работает с ребенком? И, самое главное, — как ребенку преодолеть боязнь животного?
— Очень важный вопрос. Преодоление страха требует комплексного подхода. Для начала мы рекомендуем походить с ребенком в бассейн, чтобы привыкнуть к водной среде. Можно также купить игрушку-дельфина, изучить её, поиграть. Неплохо было бы посмотреть фильмы и мультики про этих животных, почитать книжки. В таком случае ребенок уже будет представлять, что его ждет на занятии. При первой встрече с дельфином главное — не давить на ребенка. Мы можем для начала просто погладить дельфина у бортика вместе с родителями и постепенно устанавливать более тесный контакт с животным. Все наши занятия проходят в формате игры. Ведь, как известно, ребенок познает мир через игру. Дельфин — это сильный элемент игры. На первом этапе мы даем ребенку, например, мяч, чтобы он поиграл с дельфином, также идет взаимодействие с животным на бортике — можно погладить его и почесать, поиграть в знакомые ребенку игры. После — сеансы плавания. На этом этапе человек и дельфин соприкасаются друг с другом, налаживая более тесный эмоциональный контакт. Во время плавания дельфин подставляет ребенку спинку, давая возможность опереться на себя, поддерживает и даже катает; после этого ребенок начинает полностью доверять дельфину и открывается.

Есть ли разница (и если да, то в чём?) между понятиями «поплавать с дельфинами» (общение с дельфинами) и «дельфинотерапия»?
— Конечно, есть. Цель плавания с дельфинами — получение удовольствия, расслабление, релаксация. Дельфинотерапия — это специально разработанный курс из пяти-десяти сеансов, цель которого — реабилитация и коррекция конкретного ребенка. Во вторую очередь, это отличия в организации самого процесса. В дельфинотерапии важная роль отведена дельфинотерапевту, который, помимо решения коррекционных задач и соблюдения безопасности ребенка и дельфина, помогает маленькому человеку установить доверительные отношения с этим морским млекопитающим. Очень важно спокойно, профессионально и в игровой форме показать ребенку, что дельфины — его друзья.

Через какое время можно говорить об улучшении?
— Всё очень индивидуально. Здесь играют роль и диагноз, и возраст ребенка, и его предыдущий опыт, и многое другое. Поэтому у кого-то улучшение может произойти с первых сеансов, а у кого-то эффект носит отложенный характер и улучшения проявляются, когда ребенок заканчивает курс и возвращается к своим привычным делам.

Сколько детей выздоравливают полностью, а кому не помогает такой вид лечения?
— В ряде случаев, с которыми мы работаем, о полном выздоровлении говорить не приходится. Важно понимать, что дельфинотерапия — не панацея, но метод, позволяющий получить положительную динамику по многим диагнозам. И тут речь идет об улучшении состояния. Согласно наработанной нами статистике, прогресс в той или иной степени наблюдается в 75% случаев.
Как готовят дельфина к такой работе? Какие элементы входят в программу дельфинотерапии?
— Над формированием программы и элементами, которые могут демонстрировать дельфины, работают квалифицированные специалисты и тренеры. На наших занятиях мы можем поиграть с кольцами и мячиком, нарисовать рисунок, спеть песни, потанцевать, послушать звуки дельфинов и многое другое. Каждый элемент можно обыграть в зависимости от поставленной на занятии задачи. Так, например, во время простой игры с кольцом можно развивать речь, устанавливать зрительный контакт, улучшать внимание или отрабатывать моторные навыки. На сегодняшний день наши дельфины в общей сложности выполняют порядка сорока различных игровых и процедурных элементов, и эта цифра постоянно растет.

Какова роль терапевта в занятии?
— Основа терапии — это всё же дельфинотерапевт. Именно участие в сеансе этого специалиста превращает взаимодействие человека с дельфином в управляемый и целенаправленный процесс, позволяющий ставить совершенно конкретные терапевтические задачи и эффективно их решать. Поэтому очень важно, как дельфинотерапевт работает. Профессионализм, искренность и умение найти индивидуальный контакт с ребенком крайне важны для положительной динамики. А наладить такой контакт может только человек, внутри которого живет ребенок.

Далеко не все люди верят в этот специфический метод терапии, склоняясь к более консервативным вариантам. Но статистика — вещь упрямая. Ежегодно благодаря дельфинам у нескольких тысяч детей и взрослых во всем мире наблюдаются положительные прогнозы в лечении сложных заболеваний. Известны и абсолютно уникальные случаи: в России, например, практически незрячая девочка с церебральным параличом, благодаря дельфинотерапии, не просто стала нормально двигаться, но и видеть. С рождения она различала только белые пятна, а после нескольких месяцев занятий с дельфинами ребенок стал видеть целые картины. Похоже, общение с этими удивительными животными действительно может исцелять.

Редакция выражает благодарность Центру океанографии и морской биологии «Москвариум» moskvarium.ru и лично ведущему дельфинотерапевту Алексею Новикову за помощь в подготовке материала.

текст: Ю. Горошенко фото: Н. Арефьева, пресс-служба Центра океанографии и морской биологии «Москвариум»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: