5 выставок, которые стоит посетить на каникулах

Когда новогодние салаты съедены, походы в кино наскучили, праздники тянутся, а учеба/работа еще не думала начинаться, в какой-то момент звучит страшное слово «выставка». Оно, как ружье в той-любой пьесе. Висело себе висело где-то в подсознании… и вдруг — раз, да и хлопнуло. В этом топе мы собрали очевидные хиты из больших музеев и оригинальные экспозиции из менее раскрученных, только открывшиеся и постепенно сворачивающиеся. В общем, выставки на любой вкус. Дальше — выбор за вами.

 

«Томас Гейнсборо»

Где: ГМИИ им. А. С. Пушкина
Когда: 3 декабря 2019 – 1 марта 2020
Кому: большим и маленьким эстетам и всем любителям немного померзнуть в очереди.
Кто: Томас Гейнсборо — мастер портрета и пейзажа, один из ярчайших живописцев XVIII века.

 

 

Есть художники, которые интересны новаторством или оригинальными идеями. Другие, вроде Отто Дикса и Хаима Сутина, захватывают зрителя экспрессией. Гейнсборо не относится ни к первым, ни ко вторым. На его выставку идут, в первую очередь, за живописью. Ценители открытых смелых мазков очень удивятся, обнаружив такую свободу у художника «чинного» XVIII столетия. А тонкость колорита… Тут и говорить нечего. Сами все понимаете.
В своих портретах Томас Гейнсборо отошел от популярного в Англии того времени парадного стиля. Внутренняя жизнь модели оказалась гораздо интереснее титулов и торжественно-паспортного выражения лица. Здесь, кстати, художнику помогла его любовь к пейзажной живописи. Природа в портретах Гейнсборо раскрывает характер и переживания героев. Фигуры и фон сплетаются в единый психологический образ личности.

 

 

В Пушкинском можно увидеть около 100 работ, отражающих весь творческий путь художника. Привезли даже пейзажи, написанные на стекле. А их обычно не вывозят за пределы Великобритании.

 

«Авангард. Список № 1»

Где: Новая Третьяковка
Когда: 23 октября 2019 – 23 февраля 2020
Кому: энтузиастам, мечтающим о собственном открытии, и всем, кто верит, что несправедливо забытое вспомнится
Кто: Василий Кандинский, Казимир Малевич, Любовь Попова, Аристарх Лентулов и другие первопроходцы отечественного авангарда.

 

Выставка посвящена Музею живописной культуры — первому в мире государственному музею современного искусства. Он появился в Москве в 1919 году и просуществовал совсем недолго, около 10 лет. Произведения для него выбирали сами художники, недавние изгои-авангардисты, признанные после революции. Критерий отбора — новизна творческого метода и художественного решения. А значит, в экспозицию могло попасть новаторское произведение совсем молодого художника «без регалий». Сейчас трудно поверить, но государство все это «новшество» финансировало. Так росла молодая советская культура, которая, как казалось тогда, может опираться на модернизм.

 

 

Впрочем, творческие эксперименты быстро закончились. В 1929-м музей был упразднен «высочайшим указом». Собранные произведения распределили по спискам. Попавшие в первый, давший название выставке, остались в Третьяковке, филиалом которой музей был с 1925 года. Вскоре их вместе с прочим «формализмом» на десятилетия спрятали в запасники. Работы из других списков переправили в региональные музеи или продали. А с «не имеющими музейной и коммерческой ценности» не церемонились.

 

 

«Новая Третьяковка» воссоздала экспозицию Музея живописной культуры образца 1926-1927 годов. Зритель сможет увидеть около 250 произведений русского авангарда, реконструированный аналитический кабинет, где художники занимались околонаучным изучением искусства, узнать судьбы картин, выброшенных временем и всплывших теперь, уже в новом «классическом» статусе. Над этой выставкой — а на самом деле, образом художественных исканий молодой культуры 1920-х, — сотрудники Третьяковки работали не один год. Забытый на многие десятилетия авангард постепенно возвращается. Если выберете эту выставку, он может вернуться и для вас.

 

«Лучо Фонтана. Ретроспектива» и «Метафора, метафизика, метаморфоза»

Где: Мультимедиа Арт Музей
Когда: 27 ноября 2019 – 16 февраля / 23 февраля 2020
Кому: тем, кто пытается заглянуть за картину.
Кто: классик итальянского авангарда Лучо Фонтана и дуэт русских художников Франсиско Инфанте-Арана и Нонны Горюновой.

 

 

Мультимедиа Арт Музей, который в последние годы радует неожиданными и очень сильными экспозициями, теперь решил удивить сразу двумя. В один день на Остоженке открылись большая ретроспектива итальянского авангардиста Лучо Фонтана и экспозиция «Метафора, метафизика, метаморфоза» Франсиско Инфанте-Арана и Нонны Горюновой. Выставки эти, конечно, связаны.

 

 

Эмблема творчества Фонтана — картины с прорезями или дырками. Привычный холст для художника был слишком тесен. Образ реальности терялся и меркнул в клетке плоскости. Да и как подлинно показать, в сущности, очень мало известный человеку мир? Фонтана создал удивительно точный образ границы между доступным и скрытым. Надрезав холст, он сказал — здесь, на плоскости, картина только начинается, и позвал зрителя заглянуть туда, где она живет.

 

 

Франсиско Инфанте-Арана в одном из интервью рассказывает: «Я неожиданно осознал: тот проявленный мир, в котором мы живем и частью которого мы являемся — лишь только небольшая толика того, что существует в скрытом состоянии. И обнаруженная мною скрытая, свернутая часть мира соотносится с той бесконечностью, которую я себе представлял». И вновь возникает пограничное состояние между доступным и скрытым. Но Инфанте-Арана в дуэте с Нонной Горюновой находит собственный способ взаимодействия с ним. Их «Артефакты» — рукотворные геометрические объекты, помещенные в реальный пейзаж и запечатленные фотоаппаратом с определенной, авторской точки зрения. Таким образом художники создают знаки бесконечности и таинственного устройства мира и ловят момент осознанного соприкосновения с ним.

Обе выставки, если хватит времени и душевных сил, можно посмотреть в один поход. Каждая из них — своеобразный путь взаимодействия с «неизвестной реальностью». Именно путь. Ведь произведения разных периодов — отпечатки творческого поиска.

 

«Обученные машины»

Где: «Электромузей в Ростокино» (Выставочные залы Москвы)
Когда: 14 декабря 2019 – 2 февраля 2020
Кому: тем, кто зевает в обычных музеях, и всем, у кого есть вопросы к актуальному искусству
Кто: современные художники медиа-арта

 

 

Сходить в «Электромузей» стоит хотя бы для того, чтобы увидеть, как художники работают с технологиями. Это зрелище все-таки не самое привычное для широкой аудитории. Представьте. Темная комната. В ней экран, на котором под спокойные и вполне приятные звуки медленно вращается шар, состоящий из множества частиц. Но стоит чуть приблизиться к нему — звучание сменяется тревожным шумом (чем ближе, тем громче и напряженней), а шар начинает распадаться. Отойдешь назад — вновь успокоится. Так зритель влияет на облик и «поведение» объекта, и это, конечно, захватывающий процесс. Я описал проект Анастасии Крохалевой и Дениса Перевалова «Микрокосмос», который был представлен в прошлом году на Биеннале молодого искусства. В «Обученных машинах» этот дуэт тоже участвует. Вообще в экспозиции будут работы многих известных медиа-художников, и не только отечественных.

 

 

Тема выставки — искусственный интеллект. Одни авторы изучают его, другие — прямо используют. А в программе помимо арт-объектов обещаются и результаты научных исследований.

 

«Моисей Фейгин. И смеюсь, и плачу»

Где: Галерея «ARTSTORY»
Когда: 21 ноября 2019 – 16 февраля 2020
Кому: ценителям свободной экспрессивной живописи и тем, кому поднаскучили известные имена
Кто: Моисей Фейгин — последний участник «Бубнового валета», попавший в Книгу рекордов Гиннесса

 

Моисей Фейгин родился в 1904 году. А в 2008, незадолго до своей смерти, 103-летний мастер попал в Книгу рекордов Гиннесса, как «самый старый работающий художник на планете». И все же, его имя не на слуху. В 1920-е он учился во ВХУТЕМАСЕ у «бубновалетовца» Осмеркина и Любови Поповой. Даже вступил в «Бубновый валет» уже на самом излете объединения. В сталинское время, как и многие другие «формалисты», вынужден был заниматься живописью «подпольно», зарабатывая на существование «халтурой» — портретами вождя, государственных деятелей и видами заводов. В 1950-х он окончательно порвал с «заказной» соцреалистической манерой и продолжил искания авангардистов. А в истории искусства так никуда и не вписался. Для модернизма 1920-х он был слишком юным, еще не сложившимся художником, а вторая волна авангарда 1950-х вынесла новые имена теперь уже более молодых авторов. Неудивительно, что любимые герои Фейгина — Чарли Чаплин, Арлекин, Дон Кихот и Санчо Панса. Они тоже «лишние» чудаки, «не вписавшиеся» и не понятые миром.

 

 

На выставке в галерее «ARTSTORY» можно посмотреть живопись и графику художника. Причем многие работы предстанут перед зрителем впервые. Чтобы показать переплетения судьбы Фейгина, кураторы экспозиции построили в залах лабиринт. Блуждая по нему, зритель никогда не будет знать, какая картина ждет его за поворотом.

 

А после каникул начнется «Магическое искусство» Дали…

Где: ЦВЗ «Манеж»
Когда: 21 января 2020 – 25 марта 2020
Кому: всем фанатам выставочных блокбастеров
Кто: Сальвадор Дали — один из самых известных и противоречивых художников ХХ века

 

 

В околохудожественной среде есть такой распространенный вопрос: «Энди Уорхол — великий художник или великий продавец?» Тот же вопрос не реже задают, подставляя другое имя. И, конечно, это имя Сальвадора Дали.

Впрочем, вопрос-то довольно странный. Как проведешь границу между настоящим и фальшивым? Да и, в конце концов, оценивать и развешивать ярлыки в искусстве — дело неблагодарное, и уж точно не зрительское. Столько произведений можно «убить», швыряясь туда-сюда первым попавшимся впечатлением. Попытка понять, осмыслить, может не так, как принято, но глубоко — гораздо ценнее. Что ж, выставка Дали — подходящее место для смелых интерпретаций.

 

 

В «Манеж» привезли около 180 работ. Здесь есть и ранние, в духе импрессионизма, и поздние — экспрессивные, почти абстрактные полотна. Конечно, не обошлось и без главных — сюрреалистских и «ядерно мистицистских» произведений, принесших испанскому живописцу мировую славу. Из проходивших до сих пор в России выставок художника эта — крупнейшая. Остается только дождаться, а там, если и не понять, то хотя бы «представить» Дали.

 

текст: С. Брут

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Поделиться

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: