Viva la Cuba! Народное образование Острова Свободы

Как сидеть над книгами и уроками, когда ты живешь в тропиках у океана, и отовсюду доносится ритмичная музыка?
А вот у юных кубинцев получается. После революции 1959 года на Кубе сконцентрировались на теме образования. Сейчас руководство Острова Свободы выделяет на эту сферу около 10% своего весьма ограниченного бюджета, тогда как, к примеру, США — только 2%, а Российская Федерация — 3,3%.

Согласно распространенному стереотипу, Куба «началась» в 1959 году после социалистической революции, что, разумеется, не так. Уже в XVI веке на этом острове, оказавшемся под властью испанской короны, появились миссионерские монастырские школы. Там преподавали Священное писание, испанский язык, арифметику. Светские начальные и средние школы открылись в XVII веке, но они были мало доступны для народа. В 1728 году по инициативе римского папы Иннокентия XV был основан первый университет в Гаване. Папа хорошо понимал необходимость подготовки священнослужителей и чиновников для местной королевской администрации, столь удаленной от европейского континента. Таким образом, университет на Кубе появился на 27 лет раньше, чем в Российской Империи.
В конце XIX века в кубинском обществе происходили волнения: остров хотел независимости от Испании, и в том числе доступности образования. «Апостол независимости» Хосе Хулиан Марти-и-Перес (1853–1895, поэт, писатель, философ и революционер) и Энрике Хосе Варона (1849–1933, общественный деятель, писатель, ученый) выступали за то, чтобы все граждане страны могли стать грамотными. Марти был убежден, что школа должна быть отделена от церкви, что методы обучения стоит осовременить, а главное — открыть двери школ для всех. И в 1898 году Куба стала, наконец, независимой от Испании, правда, попав вместе с тем под влияние США. Маленькие кубинцы тогда учились по американским программам, а их учебники были переводами опять же американских аналогов. В целом ситуация с уровнем образованности населения оставалась печальной. До 1959 года свыше 1 млн взрослого населения Кубы старше 15 лет не умело читать и писать, более 50% детей младшего школьного возраста не могли пойти в школу, в сельских же районах доля таких ребят достигала 70%. Средним образованием охватили лишь седьмую часть кубинцев соответствующего возраста, а высшим — двадцатую.

 

 

Кубинские революционеры-социалисты провозгласили приоритет просвещения с первых дней своего прихода к власти. Это соответствовало марксистской идеологии и личным убеждениям новых лидеров страны, включая Фиделя Кастро. И хотя на сегодняшний день Куба — одна из самых бедных стран в регионе, тем не менее Республика опережает всю Латинскую Америку по качеству начального образования. Это демонстрируют все результаты стандартных тестов. Уровень неграмотности среди молодёжи на Кубе стремится к нулю, что не имеет аналогов среди всех стран Латинской Америки. Слаборазвитая экономика, долгосрочная и жесткая торговая блокада со стороны США при отсутствии ранее существенной поддержки СССР, а также суровые условия жизни делают достижения кубинцев в образовательной сфере еще более впечатляющими.
Учебный год на Кубе длится с сентября по июль. Детский сад посещают ребята в возрасте от четырех до шести лет. В стране 1115 детских садов, которые посещают 145 тысяч детей. Услугами дошкольного образования пользуются 135 тысяч работающих матерей. Малышей знакомят с историей страны, её культурой, учат с ними гимн республики, а также занимаются общим развитием.
Первичное школьное образование — для детей от шести до одиннадцати лет. Затем идет вторичное (12–15 лет), которое завершается получением Диплома об окончании средней школы. После этого юным кубинцам нужно выбрать один из двух вариантов обучения на ближайшие три года (15–18 лет): техническое профессиональное образование или предуниверситетское. Техническое дает ученику две квалификации — техник среднего уровня и квалифицированный рабочий. Успешная учеба по этому направлению открывает перед учащимся перспективы поступить в технологический институт. Те же, кто выбрал предуниверситетское образование, получив диплом, как правило, идут в один из кубинских университетов или институтов. На Кубе действуют свыше 9000 начальных школ, почти 2000 средних и 48 высших учебных заведений. Школа считается базовым культурным учреждением страны. На каждую тысячу жителей приходится в целом 17,8 преподавателя — при этом сохраняется соотношение 1 педагог на 12 учащихся.
Все высшие учебные заведения Острова Свободы бесплатны, включая старейший Гаванский университет. Чтобы поступить в вуз, необходимо предъявить диплом о получении образования более низкого уровня, а также успешно сдать вступительные экзамены по математике, истории, испанскому языку и литературе. Для мужчин обязательна предварительная военная или альтернативная служба.
Куба славится своим медицинским образованием и специалистами-медиками. Финалом остросоциального фильма «Здравозахоронение» (2007 г.) американского режиссера Майкла Мура стала сцена, когда американцы, не имеющие возможности получить медицинскую помощь в США, плывут на катере на Кубу. Фидель Кастро в возрасте за 80 вылечил рак у себя на родине и прожил до 90 лет. В 1999 году была реализована программа по привлечению на медицинские факультеты Республики Куба молодежи из небогатых слоев населения США, Великобритании, стран Латинской Америки, Карибского бассейна и Африки. А в начале 2000-х, например, 905 студентов из США приехали учиться на Кубу, несмотря на напряженные отношения между странами.
Образование на Кубе доступно и бесплатно — от учебников до разноцветной веселой формы. Педагоги делают акцент на патриотизм, нравственность, трудовое воспитание. В вузах платят пусть небольшие, но стипендии, рабочие места после получения диплома гарантированы. При этом если в России в каждой школе есть доступ в интернет, а в столице — флагмане российского образования — полным ходом реализуется мегапроект «Московская электронная школа», ставший основой для РЭШ («Российская электронная школа» — прим. ред.), то в Гаване не всегда можно купить даже карточку доступа в сеть! А у местных жителей пользуются большим спросом так называемые «пакеты», то есть актуальный интернет-контент, записанный на флеш-накопители и диски.
Считается, что особенностью Острова Свободы остается низкая продуктивность и отсутствие мотивации работать у его граждан. Британский еженедельник The Economist в 2012 году писал, что «…патерналистское государство Фиделя устранило как стимулы к труду, так и наказания за безделье. Поэтому кубинцы не особенно перетруждаются на своих официальных рабочих местах. Люди проводят рабочее время в беседах и длинных телефонных разговорах». Однако Ольга Инерарите, 30 лет прожившая на Кубе и ставшая председателем местного русского сообщества, рассказывая в своем интервью о реалиях сегодняшней жизни на Острове, отмечает, что при средней зарплате примерно в 12 $ и карточной системе в сочетании с жарой в 30–40 градусов кубинцы просто рассчитывают свои силы. Ведь их должно хватить на две-три работы, стояние в очередях и, конечно же, на танцы и песни — без них на Кубе нельзя!

 

текст: И. Толстикова  фото: en.granma.cu, inkshares.com, unicef.org

 

 

 

Поделиться

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: