В мире камней и минералов: геологический музей имени В. И. Вернадского РАН

1759 год… уральские промышленники Демидовы приносят в дар Московскому университету «Минеральный кабинет». Именно он положит начало созданию первого естественно-научного музея Москвы — музея натуральной истории московского университета.

Сегодня это Государственный геологический музей им. В. И. Вернадского Российской академии наук, коллекция которого насчитывает свыше 300 тысяч минералов, горных пород и окаменелостей.
Ученые, коллекционеры и меценаты XVIII−XX веков более 250 лет создавали фонды музея, где содержатся минералогические, палеонтологические экспонаты, образцы окаменевших беспозвоночных и позвоночных животных, ископаемые образцы флоры прошлых эпох, осколки метеоритов. В собрании фонда «Минералы» хранятся свыше 1100 образцов минералов всех известных классов. Бесспорно, украшением коллекции являются 300 образцов уральского малахита, считающиеся лучшими в мире.

В фондах музея — минералогические коллекции многих видных российских политических и научных деятелей — графов А. К. Разумовского, Н. П. Румянцева, А. Ф. Келлера, князей Гагариных, палеонтолога В. О. Ковалевского, минералога Л. П. Прохоровой, выдающегося химика Г. Р. Германа. Особый интерес представляет коллекция лав Везувия, которую собрал граф С. Г. Строганов. Коллекция метеоритов начала собираться в фондах музея с конца XIX века. Сейчас она насчитывает более сотни образцов, собранных на всех континентах Земли, включая Антарктиду. Коллекция Сергея Михайловича Миронова — это уникальные экспонаты, которые известный политик передал Геологическому музею в 2012 году после завершения карьеры на посту Председателя Совета Федерации. С раннего детства Сергей Миронов полюбил минералы, собирал их на протяжении многих лет, участвовал в экспедициях и всегда считал, что «неправильно, когда уникальной вещью владеет и может восхищаться кто-то один».

Являясь учреждением Российской академии наук, музей продолжает научные, образовательные и просветительские традиции: здесь проводятся исследования в области геологии, недропользования и экологии, истории геологических наук, ведется активная выставочная деятельность.
Государственный геологический музей имени В. И. Вернадского РАН с его разнообразными коллекциями и возможностью устанавливать новые связи между предметами, идеями и эпохами обладает уникальным образовательным потенциалом, который каждая школа города может широко использовать. Богатейшая экспозиция музея становится для школьников и педагогов пространством, где снимаются предметные ограничения: это позволяет учителям разных предметов проводить здесь уроки, тематические классные часы и занятия по профессиональной ориентации.
Одна из необычных экспозиций музея — «Шахта Академическая», в которой можно увидеть, как выглядит настоящая угольная шахта, и понять, что такое шахтерский труд. Создатели экспозиции восстановили угольный забой, спустившись в который, как будто совершаешь путешествие в прошлое: многие даже забывают, что находятся в центре столицы у стен Кремля.
Ребят, которым исполнилось семь лет, музей приглашает в Центр развития детей и молодежи на так называемую «Демидовскую» кафедру, где работает клуб юных геологов.

Рассматривая Государственный геологический музей имени В. И. Вернадского как новую образовательную площадку в системе столичного образования, методисты Городского методического центра в рамках проектов «Урок в Москве» и «Юбилейный урок» разработали цикл различных занятий, которые педагоги могут в нем провести. Да и музей одной из основных задач сегодняшнего дня считает организацию открытого «живого» контакта со школьной аудиторией.
Так какие же уроки проходят в геологическом музее? Логично предположить, что в первую очередь это занятия по предметам естественнонаучного цикла. Но практика показывает, что на базе этого научного, просветительского, образовательного и культурного центра можно проводить уроки и истории, и литературы, и изобразительного искусства…
Предметный мир музея не только занимает ведущее место в образовательном процессе в качестве наглядных пособий, но и знакомит обучающихся с окружающим миром, расширяя их кругозор. И конечно, для ребят разработаны специальные маршрутные карты, рабочие листы с увлекательными заданиями, которые они самостоятельно выполняют, перемещаясь по экспозициям музея.

Так, например, в зале постоянной экспозиции «Планета Земля» можно провести интересный урок географии с использованием материалов проекта «Урок в Москве» — увлекательных, а главное, практических заданий для ребят по теме «Строение Земли».
Сегодня музей — это один из институтов культуры, который хранит, изучает, популяризирует культурное наследие страны. Литература — неотъемлемая часть культуры, искусство слова. Именно она отражает эстетические, нравственные и духовные ценности и представления, является нашей философией, способом постижения мира. Вы спросите: что, и уроки литературы можно провести в геологическом музее? Отвечаем: да! Зал «Мир минералов» предоставляет огромные возможности для проведения таких уроков: ведь русская литература буквально «блещет» драгоценными камнями. В 5–6 классах ребята изучают сказы П. П. Бажова «Малахитовая шкатулка», «Хозяйка Медной горы», «Каменный цветок» и многие другие произведения, в которых рассказывается о камнях и минералах. В 7 классе школьники знакомятся с «Песней про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (в ней, например, царь советует Кирибеевичу немедленно послать драгоценности Алене Дмитриевне, чтобы купить ее расположение, уверенный, что никакая женщина не сможет устоять перед великолепными дарами). В балладах Жуковского, сказках Пушкина, романах Тургенева и рассказах Куприна упоминаются изумруд, жемчуг, опал, яшма, гранат, коралл, золото, серебро и многие другие минералы и камни, которые ребята могут найти в залах музея. Познавательный урок биологии может пройти в зале «Геологический очерк окрестностей Москвы». В экспозиции широко представлены образцы полезных ископаемых Московской области: агрегаты серого, белого, бледно-сиреневого кварца, голубоватого халцедона, желтоватого агата, самый распространенный минерал кремнезема — кремень, гипс, пирит и так далее.
Урок химии проводим в зале «Геологическая кунсткамера». Этот зал хорош тем, что камни здесь расположены по определенному принципу. Например, по видам кристаллов (витрина «Геометрия природы») или причудливому смешению неорганических образований с органическими (витрина «Живое и косное»). А рядом собраны каменные образования, похожие на цветы. Или на башни. Или на шары.

Лейтмотивом экспозиции является единство явлений живой и неживой природы, подчинение и тех, и других единым природным законам.
Уроки в музее открывают неограниченные возможности для развития предметных и метапредметных навыков школьников, помогают раскрыть потенциал каждого ребенка.
Учебный день в музее имени В. И. Вернадского — это всегда увлекательные интерактивные занятия, отличная возможность получить знания в самых разных предметных областях, свободно использовать все доступные источники информации и научиться работать самостоятельно.

текст: С. Гончарук фото: kidsinmuseums.ru

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: