Инновации в социальной сфере — здравоохранение и общественный транспорт, профессиональная занятость и электронный документооборот, и конечно, современное образование. Именно от работы этой сферы зависят наши самочувствие и долголетие, трудоустройство и востребованность, а в целом — удовлетворенность жизнью. В Москве на ВДНХ прошел III Форум социальных инноваций регионов. Столица представила целый ряд проектов, которые дают жителям города — маленьким и взрослым — возможность чувствовать себя в мегаполисе комфортно и защищенно.
Живое обсуждение актуальных вызовов времени, прорывные технологии и лучшие практики в действии. Москва продемонстрировала гостям выставки — российским и международным экспертам — уникальные разработки в сфере здравоохранения и образования. Заместитель Мэра по вопросам социального развития Анастасия Ракова отметила, что Москва всегда славилась своей социальной сферой.
«Московское долголетие», «Моя работа», «Московский стандарт поликлиник +», «Московская электронная школа». Именно этот городской мегапроект в день открытия форума представил Мэр столицы Сергей Собянин высоким гостям: Председателю Совета Федерации Валентине Матвиенко, Председателю Госдумы Вячеславу Володину, заместителю Председателя Правительства Российской Федерации по вопросам социальной политики Татьяне Голиковой и Министру просвещения Российской Федерации Ольге Васильевой. Мэр отметил, что город открывается образованию и становится частью образовательного пространства. Это важные инновации, которые закладывают основы для будущего.
«Москва впервые принимает форум социальных инноваций, где мы пытаемся найти ответы на те вызовы, которые ставит перед социальной сферой быстро меняющийся мир. Форум наглядно показывает, что интерес к социальной сфере и к инновациям в социальной сфере назрел на сегодняшний день во всех регионах, во всех городах и в обществе в целом»
Анастасия Ракова, заместитель Мэра Москвы в правительстве Москвы
по вопросам социального развития
«Любой учитель может зайти в Библиотеку МЭШ и скачать любые сценарии, любые учебники и пользоваться ими. Закачать свои сценарии уроков, получить за это гранты, если это будет пользоваться успехом. За год сами учителя сделали 35 тысяч сценариев в открытом доступе. И сегодня вся страна, все педагоги могут закачивать туда свои сценарии и пособия и пользоваться ими»
Сергей Собянин, Мэр Москвы
На пленарном заседании форума выступила Министр просвещения РФ Ольга Васильева, которая отметила роль педагогических кадров в развитии образования, а также высоко оценила вклад столицы в развитие национального проекта «Образование».
В работе форума принял участие Министр науки и высшего образования Российской Федерации Михаил Котюков, который отметил, что социальная сфера сегодня — пространство особого динамичного развития. Большое внимание гостей и участников форума вызвал стенд «Город образования» Департамента образования и науки Москвы.
«Качественное и равнодоступное образование — это безусловный приоритет и наше будущее. Самое важное — старт национального проекта был обеспечен именно участием регионов: хочу назвать Тюменскую, Воронежскую, Томскую, Астраханскую области и, конечно, Москву, потому что именно они дали замечательный старт национальному проекту “Образование”»
Ольга Васильева, Министр просвещения РФ
«Постоянное внимание государства к развитию важнейших направлений образования, медицины, социальной защиты и так далее приводит к тому, что изменения в этих отраслях достаточно серьезны, динамика этих изменений, безусловно, нарастает, и это точно создает необходимость чаще встречаться — сверять часы. Здесь все регионы, здесь Федеральное Собрание, здесь Правительство. Здесь мы обсуждаем очень актуальную и единую для всех нас повестку. Здорово, что мы сегодня работаем здесь, в Москве, на ВДНХ, форум растет, это уже третий, масштаб постоянно увеличивается, интерес огромный! Я считаю, что очень перспективный и правильный проект»
Михаил Котюков, Министр науки и высшего образования РФ
«Мы здесь постарались показать большую, крупную, солидную московскую школу с теми возможностями, которые есть у каждого ученика этой школы, начиная от современного дошкольного оборудования, предпрофессионального обучения. Здесь представлены инженерные, медицинские, научно-технологические классы, мы готовы продемонстрировать первые наработки по IT-классам, диагностики в формате VR, и, конечно, мегапроект МЭШ. Мы понимаем, что это крупнейший проект московского образования, который сделан учителями и для учителей. Это библиотека электронных образовательных ресурсов, система «Проход и питание», электронный журнал и дневник — все те ресурсы, которые делают процесс высокотехнологичным, удобным, а самое главное — сочетают традиции и инновации московского образования»
Павел Кузьмин,
директор Московского центра качества образования Департамента образования и науки города Москвы
Под общим названием «Школа старшеклассника» на форуме были представлены проекты предпрофессионального образования столицы. Именно эта площадка дала посетителям уникальную возможность узнать, как организовано образовательное пространство и в каких направлениях развиваются сегодня школы города.
В работе форума приняли участие преподаватели из 19 регионов России. Представители более 40 городов страны посетили мастер-классы по разработке и использованию образовательного контента в Московской электронной школе. Педагоги из Балаково, Выборга, Красноярска, Перми, Пскова, Якутска, Сочи, Севастополя, Ижевска, Каспийска, Самары, Саратова, Сочи, Уфы, Пензы и других городов смогли познакомиться с возможностями МЭШ, научиться создавать сценарии уроков и применять их в повседневной деятельности. Только за время работы форума более 50 учителей из разных городов России присоединились к проекту «Московская электронная школа».
«Именно на нашей площадке гости форума, не знакомые с системой московского образования, могут увидеть, какова жизнь современного школьника. Произошли огромные перемены по сравнению с тем, что было 10–15 лет назад. Самое главное — вызывает интерес именно содержание образования. Конвергентные курсы электроники, нейротехнологий, возможности, которые предоставляет медицинский класс по оказанию первой помощи, возможности академического класса при проведении различного рода исследований — всё это для большинства посетителей планка вуза. И претендует на статус серьезных научных исследований, с которыми раньше люди сталкивались уже в студенческие годы или при написании кандидатских диссертаций»
Антон Марко,
начальник Управления «Техносфера московской школы» Темоцентра
«У учителей из регионов много вопросов по Московской элекронной школе. Платформа им очень нравится, они уже пытаются внедрять ее в свои школы. Особенно актуально то, что действительно при минимальном оборудовании можно полноценно использовать ресурсы МЭШ. Сегодня на мастер-классе мы продемонстрировали, что даже имея один экран и проектор, можно прекрасно проводить результативные уроки. Ну а самая главная цель форума — показать, что Москва готова идти навстречу регионам, делиться всем, что у нее есть: ресурсами, разработками, идеями!»
Надежда Ладилова, главный специалист Темоцентра, преподаватель курсов по разработке сценариев МЭШ
«На мой взгляд, самое важное в Московской электронной школе — это возможность её дальнейшего безграничного развития»
Денис Цуркан, учитель информатики, Тверская область
«Актуально, полезно, интересно!» — это первые впечатления учителей-предметников со всех уголков нашей страны от проведенного мастер-класса по разработке и использованию образовательного контента в МЭШ. Более того, коллеги из регионов уже сами попробовали создавать уроки и прошли модерацию. По словам учителей, использование материалов Московской электронной школы делает их работу намного интереснее и результативнее.
«Буквально недавно я была разработчиком контента МЭШ и попробовала создать свой первый урок — урок математики в третьем классе “Алгоритм письменного деления однозначного числа на однозначное число”. На днях прошла модерацию — моим уроком могут пользоваться учителя всей России!»
Светлана Львова, учитель начальных классов, Якутск
«Московская электронная школа — огромная платформа, которая предоставляет все современные возможности для того, чтобы развивать наше образование, повысить его качество, для учителей это огромная возможность проявить свои творческие способности. За МЭШ, безусловно, будущее!»
Виктор Шишигин, учитель английского языка, Якутск
«Лаборатория дошкольника» — еще одна зона стенда «Город образования», которая привлекла внимание посетителей форума. Здесь были представлены самые современные решения по обустройству пространства в дошкольных группах, уникальные технологии и методики работы с самыми маленькими жителями столицы. Гости и участники форума познакомились с цифровыми лабораториями, пространством сенсорного развития, уголком математики, конструирования и 3D-моделирования, а также творческими мастерскими. Известная российская актриса театра и кино Эвелина Блёданс высоко оценила передовые методики дошкольного образования, которые представил столичный Департамент образования и науки.
Открытые лекции, дискуссии, встречи и коуч-сессии. 85 субъектов Российской Федерации. 35 000 посетителей. Актуальный разговор о лучших проектах в сфере здравоохранения, карьеры, саморазвития и образования. За три июньских дня Форум социальных инноваций регионов стал одной из самых крупных дискуссионных площадок России.
«Дети сюда пришли как в детский уголок, порезвиться, поиграть. Но параллельно такие игры формируют и развивают у них полезные умения и навыки — это идеальная схема, поэтому для дошкольников здесь рай»
Эвелина Блёданс, актриса
текст: Е. Рипс фото: Н. Арефьева