Ирина Викторовна Белых: «Ты начал мыслить на русском языке!»

Беседа с Ириной Белых пошла не по намеченной траектории — вместо запланированных вопросов-ответов у нас неожиданно получился серьезный разговор о самом главном.

О том, что нельзя научить любви и что есть очень важные вещи, которые просто не нужно объяснять. О том, как одинаково необходимо встретить в жизни внимательных слушателей и хороших собеседников. О том, что успех, скорее всего, — мера пользы, которую ты можешь принести людям. И что сначала нужно вложить знания и только потом можно ждать восприятия и понимания.

А еще — о том, что по-настоящему бесценны неподдельная забота, букет цветов и искреннее «спасибо», произнесенное вовремя.

Мы говорили о воспитании, образовании, патриотизме и еще раз — о любви. К своей семье и дому, к своей улице и городу, истории, стране и планете.

 

ДОСЬЕ

Ирина Викторовна Белых — российский политический деятель, депутат Государственной Думы VI и VII созывов. Член фракции «Единая Россия», член комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству.

Педагогическая деятельность

С 1985 года — учитель начальных классов, с 1988 года — учитель математики (школа № 235).

С 1996 года — заместитель директора по учебно-воспитательной работе (школа № 235).

В настоящее время — председатель управляющего совета (школы № 618 и 1474).

Ученые степени

Кандидат экономических наук

Ученые звания

Действительный член (академик) Российской муниципальной академии

Награды

Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени

Ведомственная награда Минобразования РФ «Почетный работник общего образования Российской Федерации»

Почетная грамота Московской городской Думы за заслуги перед городским сообществом

Проекты

Городской образовательный проект «Мой район в годы войны»

Фестиваль «Читать. Знать. Помнить»

Межведомственный образовательный проект «Московский экскурсовод»

 

Добрый день, Ирина Викторовна! Огромное спасибо, что нашли сегодня время для встречи с нами и записи этого интервью! Журнал «Школа. Москва» на протяжении вот уже нескольких лет рассказывает о самых интересных событиях, которые происходят в сфере столичного образования и науки. Большое внимание сегодня уделяется воспитанию школьников…

Знаете, не только сегодня, всегда уделялось! Просто почему-то забыли на время, что это важно, а теперь опять вспомнили, что это одна из самых главных и позитивных вещей, которыми и должно заниматься образование!

Наверное, именно с воспитания и начинается любовь к Родине, патриотизм, ответственная гражданская позиция, о которой мы так много и часто говорим, вы согласны?

Мне кажется, что почему-то все стесняются, а этого-то как раз и не нужно стесняться! Ну не поменялся же смысл слова «любовь»! И все хотят услышать: «Я тебя люблю!» Кто бы нам это ни сказал: мама, папа, любимый человек, дочь, сын, бабушка, дедушка…

То же самое и по поводу слова «патриотизм» — оно имеет определенное значение, и я не хочу, чтобы этого слова стеснялись. Как можно быть человеком, живущим в России, и не быть патриотом России? Как можно быть человеком, живущим на территории Москвы, столицы, центра всего для нас, и не быть патриотом Москвы? Это же глупо, и глупо стесняться этого! И мне кажется, что если хотя бы взрослые люди это поймут и перестанут стесняться, то и для детей это станет совершенно естественным. Вот я люблю свой дом — что в этом страшного? Значит, я патриот своего дома — это вытекает одно из другого, и не надо этого стесняться. Я вот так думаю.

Ирина Викторовна, хотелось бы начать наш разговор с проекта «Мой район в годы войны», инициатором и куратором которого вы являетесь. Он стартовал в 2018 году, а в 2020-м получил статус олимпиады. В этом учебном году в конкурсе приняли участие более 36 тысяч школьников — это огромное количество!

Вот это было самое удивительное, мы даже не были к такому готовы! Мы предлагали новый формат. Ведь сам по себе проект «Мой район в годы войны» — это заполнение карты районов столицы: каждый ученик, занимаясь исследовательской работой со своей семьей, учителем, друзьями и одноклассниками, заполняет белые пространства на карте Москвы, рассказывая, что было в годы Великой Отечественной войны на территории каждого двора, улицы, района. Это работа, которой занимаются штучно, адресно!

Работа исследовательская, поэтому проект образовательный. Но ведь нужно, чтобы эту карту и читали тоже, она ведь не только для того, чтобы ее заполнили! Для чего нужна физическая карта России — нам ведь необходимо ее изучать. Где находятся полезные ископаемые, реки, горы, моря и так далее. Так вот и наша карта тоже для того, чтобы ее изучали.

 

ПРОСТО КАЖДЫЙ ЧЕСТНО ДЕЛАЙТЕ СВОЕ ДЕЛО!

И вот мы увидели, что от одной школы регистрируется 7, 8, 10 команд, что мы вышли на 36 тысяч участников по Москве! И при этом в половине двенадцатого ночи поступает звонок от члена оргкомитета. Меня просят не бросать трубку и говорят, что на другой линии — мама пятиклассника, который очень хочет участвовать в игре, но он уже шестой член команды — нарушаем правила!

Ну нельзя же отказать!

Ну конечно! И мы говорим: «Может быть, он будет запасным?» Важно, что родители каждого ребенка — участника олимпиады получили сертификат об участии. А победители, соответственно, получили сертификат победителей первого этапа. Хочу отметить, что в этих документах обязательно указаны номера школ, команды и наставники ребят. Ученик собирает портфолио, где он заявлен как участник олимпиады! Какой олимпиады? Да вот такой — единственной олимпиады, которую Москва сама придумала!

 

Вы отлично сказали про заполнение белых пятен на карте проекта. Ведь, работая в этом формате, ребята так или иначе устраняют пробелы в своем сознании и памяти, а это так важно! В этом смысле любой музей, наверное, универсальный способ заполнения этих самых «пустот». Конечно, в первую очередь хочется вспомнить Музей Победы на Поклонной горе — с ним многое связано не только у наших соотечественников. Там уже в шестой раз проходит финал олимпиады «Не прервется связь поколений». Символично, что и проект «Мой район в годы войны» стартовал на этой площадке. А где планируется проведение финальных мероприятий проекта? Расскажите о них подробнее, пожалуйста!

До финала нам еще далеко! (смеется) Мы надеемся, что проведем все, что запланировали! Мне думается, что эмоциональная составляющая никуда не уходит, она даже становится наиболее ощутимой. Вспомним, сколько мемориалов, посвященных войнам — и Великой Отечественной, и Первой мировой, — было открыто на Поклонной. Насколько это знаково и значимо — Президент открывал! И для меня это тоже очень важно!

 

ПУСТЬ ЛЮДИ ЧИТАЮТ, ТОГДА ОНИ БУДУТ ЗНАТЬ!

Москвичи, ребята, которые не были на Поклонной горе… Как говорить с ними о любви, о патриотизме? Помните, какой там зал Памяти и Скорби? А Вечный огонь? Есть вещи, которые не нужно объяснять! И руководство музея всегда идет нам навстречу. Какие там великолепные парады кадет! Нас встречают там как тех, кто наполняет музей содержанием. Что такое содержание музея? Это же не только архивные документы, это эмоции человеческие. По поводу финального этапа мы много советовались. У нас еще есть ряд инициатив внутри проекта «Мой район в годы войны», которые, скорее всего, мы будем выводить в определенные залы Музея Победы.

Совсем недавно вы анонсировали еще одну составляющую — это фестиваль «Читать. Знать. Помнить». Пожалуйста, расскажите о нем немного подробнее! Вы думаете, формат «чтение вслух» актуален, востребован сегодня?

Елена, спасибо вам отдельное за слово «думаете»! (смеется) Все, что происходит в этом проекте, — это реально мы подумали. Это, знаете, как бусы на нитку нанизываются… Я же все-таки представитель женской половины человечества!

Безусловно!

Так вот, одна бусина — хорошо! Но я хочу, чтобы этот проект стал действительно дорогим, знаковым и значимым «украшением», которое будет передаваться из поколения в поколение. И мы решили, что анонсируем фестиваль «Читать. Знать. Помнить». И опять цепочка выстроена: нельзя помнить то, чего ты не знаешь. И нельзя узнать, если ты не услышал или не прочел. Мы заявили о проекте специально в декабре: впереди — десять дней январских каникул, и мы очень рассчитывали, что родители вместе с детьми подберут текст. У нас ведь есть отдельная номинация «Семейное чтение», где прописаны все критерии. Например, что видео должно быть не больше определенного количества минут, потому что жюри, собранное из оргкомитета, будет его внимательно отсматривать. Мы очень хотели, чтобы родители сами нашли текст, почитали его вместе с детьми, расставили бы акценты, чтобы это было чтение по ролям или чтение одного ребенка.

Ассоциация молодых директоров сразу спросила: «Можно? Мы вне конкурса!» Конечно, можно! Ну кто же, если не вы? Всё можно! (смеется) А почему о войне? Ну я же не боюсь и не стесняюсь слова «патриотизм». И, наверное, единственное, что я осуждаю, — когда люди стесняются произносить это слово. А где можно научиться? Ведь мы же сначала учимся в книгах этому. Идеально, если автор прошел войну. Или тот, чьи родители успели ему рассказать, понимаете?

Это действительно бесценно!

Представьте, если это семейное чтение — вдруг эта книга давным-давно в семье, и папа говорит сыну: «Слушай, я вот этот рассказ читал! Попробуй!» Да, ребенок, может быть, хочет почитать что-то другое — это не хорошо и не плохо. А если это будет чтение по ролям, где много всего? Да сейчас пойдут даже инсценировки. Ведь первый этап уже прошел и мы уже готовим сертификаты опять-таки участников! Вы знаете, мне кажется, что за всё надо говорить спасибо! В нашем случае это «Спасибо за то, что вы нас услышали». Это «спасибо» можно сказать пяти родителям, бабушкам-дедушкам, можно десяти. А в проекте это масштабируется на 39 тысяч «спасибо»!

Я очень долгое время работала в школе — слава Богу, Господь подарил мне эту возможность! Все как-то стесняются об этом говорить, а мне кажется, что в этом нет ничего особенного. В московских школах правильный посыл — вместо покупки букетов потратить эти деньги на благотворительность. Но мы же можем нарисовать букет, можем сделать его. И вот если я, как учитель, не научу ребенка подарить этот букет, эти цветы никогда не получит от него и его мама. И наоборот: если мама не научит ребенка нарисовать букет цветов учителю, нарисовать и написать: «Любимому учителю», «Вам», «От души» как угодно, то этот ребенок никогда не подарит и не нарисует цветов своей маме, он просто не будет уметь это делать!

И мы с вами опять возвращаемся к разговору о воспитании!

Ну конечно! Это же на уроке происходит. Урок технологии. Вот скоро 23 Февраля. Почему это плохо или неприлично, чего ты стесняешься, скажи! Мы будем готовить открытку дедушке, папе, братику! Были в армии или нет — какая разница? Он может быть человеком мира. Защитник Отечества. Звучит?

 

И здорово звучит!

Мы, конечно, должны путешествовать, смотреть и узнавать мир. Но при этом оставаться патриотом своей страны! Ты же родился в конкретном месте? Да, ты можешь работать и приносить пользу где угодно. Ты окончил, например, «Бауманку» — взял свой ноутбук и работаешь практически везде. Но ты же мыслить начал на русском языке! Просто каждый честно делайте свое дело! А для этого надо знать и уметь, то есть научиться что-то делать. Научиться быть полезным! Что такое успех? Я не знаю! Наверное, это мера пользы…

Которую ты можешь принести…

Конечно! Ну вот я сегодня был полезен самому себе: я прочел книгу. Уже хорошо, успех! А если ты при этом учитель и встал перед 30 ребятами и был полезен — ну конечно, ты успешен! Есть непреложные вещи, и не надо этого стесняться. Не так важно, как именно называется конкурс. Вот, например, наша следующая тема — фестиваль «Читать. Знать. Помнить». Главное остается сама технология, а значит, количество вовлеченных в соревнование ребят будет увеличиваться! И пусть люди читают, тогда они будут знать!

«Пусть люди читают» — могу только повторить за вами, и спасибо вам огромное за эту замечательную мысль!

Кстати, было бы очень здорово (и мы это обсуждали), чтобы заключительный этап прошел в каком-нибудь музее Москвы, связанном непосредственно с литературой. У нас же в одном из проектов задействовано большое количество музеев, и опять-таки это наш, московский проект! И есть очень интересные наработки! Думаю, было бы здорово, если бы всё, связанное с чтением, с постановкой речи, с ораторским искусством, прошло в залах одного из литературных музеев.

Ирина Викторовна, хотелось бы поговорить еще об одной значимой программе. В 2017 году по вашей инициативе был дан старт межведомственному образовательному проекту «Московский экскурсовод».

Мой любимый! (смеется)

Расскажите, пожалуйста, что, на ваш взгляд, самое главное в этом проекте?

Он давался с огромным трудом. Вы знаете, что у нас в образовательных организациях среди тех профессий, которыми могут овладевать ребята, нет ни одной специальности, связанной с краеведением…

Как вы думаете, почему?

Ну просто мы об этом не думали раньше! У нас была другая система. Старшеклассники и те, кто учился в профессионально-технических, педагогических, медицинских училищах, работали групповодами в системе «Спутник». Была другая развитая сеть, которая приобщала к туризму. Потом что-то ушло, что-то сломалось, на что-то престали обращать внимание. И мы говорим: «Ребята, Москва, она сама учит. Это образовательное пространство». Столько городом сделано! Вот я сейчас выйду — стоит перед школой бюст Комарова. Я знаю, что в этом здании есть музей, парта, за которой сидел этот человек! Как об этом не рассказать! Это же история!

 

ЧТО ТАКОЕ СОДЕРЖАНИЕ МУЗЕЯ? ЭТО ЖЕ НЕ ТОЛЬКО АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ЭТО ЭМОЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ

У москвичей, детей, есть возможность войти в музей и помочь, поработать. И потом, 15–16 лет — это тот самый возраст, когда ребенок хочет самоутвердиться. Вот, представляете, у него в руках — гаджет, папка, все что угодно и он ведет за собой группу туристов. 20 экскурсантов буквально смотрят ему в рот, а он знает, как говорить и как держать спину. Этому учат! Помогают Государственный институт русского языка имени Пушкина и психологическая служба МЧС России, которая сразу вошла в проект, чтобы научить, например, как оказывать первую помощь. С нами музеи Москвы — ребята учатся архивному делу. Кроме того, они учатся управлять, потому что с нами Государственный университет управления. А начинали-то мы с 20 школ и пяти музеев! И надо было доказывать, что это важно. А сейчас музеи пишут письма: «Пожалуйста, включите в проект!» Теперь у нас все образовательные организации включены в этот проект. Если раньше мы просили у школы: «Давайте участников, не потеряем ни одного ребенка!» — то сейчас мы можем позволить себе от одной школы пять человек, от другой школы — десять, от третьей — три человека. Собираем группу, и они изучают теорию и проходят 100 часов практики в музее. А вы знаете, что для получения сертификата о том, что вы прошли обучение, в золотом Екатерининском зале музея-заповедника «Царицыно» нужно сдать демонстрационный экзамен на 95 и более баллов?

Вы буквально сняли с языка мой следующий вопрос. На ваш взгляд, что в первую очередь привлекает ребят в проекте? Вообще, как вам кажется, востребована ли профессия экскурсовода сегодня и если да, то чем это можно объяснить в наш век электронных карт и навигаторов? Как думаете, какие перспективы у этой профессии в обозримом будущем?

Мы с вами даем удочку и говорим: «Ребята, у вас в руках потрясающий инструмент для того, чтобы научиться ловить рыбу! Чтобы вы могли находить места и понимать, какая она бывает; что можно, а что нельзя! И чтобы в рамках того, что можно, вы смогли бы эту рыбу поймать». А потом — ну мы же в стране развиваем туристическую индустрию, нам нужны люди. Это так здорово, если ребята, ученики города Мышкина, будут проходить практику в своем музее и будут понимать, ради чего все это. Все востребовано, что полезно нашим детям. Успех — мера полезности.

КАК МОЖНО БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ, ЖИВУЩИМ НА ТЕРРИТОРИИ МОСКВЫ, СТОЛИЦЫ, ЦЕНТРА ВСЕГО ДЛЯ НАС, И НЕ БЫТЬ ПАТРИОТОМ МОСКВЫ?

Думаю, что у проекта есть еще одна очень важная составляющая — это знакомство ребят с нашим удивительным городом, вы согласны? Знаменитые музеи и библиотеки, стадионы и архитектурные ансамбли, театры и университеты — вы отметили, что Москва сама по себе уникальное образовательное пространство.

Конечно! Но мы уже приглашаем ребят и из других регионов — они приезжают на лето, учатся, реализуют наш проект у себя. Вы знаете, мне очень хочется их научить все это беречь, сохранять! Сколько усилий прилагаем, чтобы было красиво, зелено, чтобы строились новые дома, чтобы было комфортно! Все это нужно ценить, и опять мы возвращаемся к разговору о воспитании. Думаю, что проекты должны развиваться по нарастающей в плане востребованности у детей. Чувствуют ребята, что они могут быть полезны в какой-то конкретной области, — пусть будет выбор! У всех должен быть выбор — где применить себя с пользой для общества и страны.

Пожалуйста, расскажите, какие у вас планы по развитию проектов на ближайшее будущее?

Все рождается в процессе успешного достижения цели, поэтому мы не остановимся! Невозможно заполнить карту сразу всеми участниками парада. Мы найдем сначала первые 100 человек, потом — 120, а их всего 28 467! Мы не можем прекратить, мы должны сделать так, чтобы все участники парада оказались на Красной площади, мы должны заполнить белые пространства на карте Москвы, и мы должны научиться многим вещам — тому, чего пока не умеем. Мы продолжаем, и это просто перспектива, которая даст свои плоды чуть позже.

Ирина Викторовна, огромное спасибо вам за содержательный и очень интересный разговор! Говорят, что настоящая любовь к стране, в которой ты родился, начинается с любви к дому, улице, городу. В этом смысле инициированные вами проекты — и «Мой район в годы войны», и «Московский экскурсовод» — учат ребят самому главному: быть неравнодушными и любознательными, думать, сохранять память о прошлом, без которого, как известно, не бывает будущего, а значит — становиться настоящими патриотами своей страны! Спасибо!

Спасибо вам!

 

беседовала Е. Рипс

фото: Р. Красноперов

 

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Поделиться

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: