Наука. Талант предвидеть

Невероятно, но научное открытие, которое перевернет наши представления о современном мире, оказывается, можно предсказать. Это сегодняшняя реальность, и по сравнению с ней многие сценарии фантастических фильмов покажутся скучными и однообразными.

В рамках проекта «Путь в науку» мы записали уникальное интервью со знаменитым ученым Артемом Огановым — кристаллографом, химиком, профессором РАН и Сколтеха, доктором физико-математических наук, членом Европейской академии, действительным членом Королевского химического общества и Американского физического общества.

Точно знать, чего вы хотите, неотступно следовать за своей мечтой и учиться… Учиться всю жизнь, и обязательно — у лучших учителей! Немного категорично? Безусловно. Но только так можно получить вполне осязаемое «нечто» практически из ничего, стать по-настоящему счастливым человеком и убедиться в том, что все самое интересное только начинается!

 

Артем Ромаевич, в одном из интервью вы сказали, что отчетливо помните: уже в четыре годика ответ на вопрос «Кем ты станешь, когда вырастешь?» был для вас очевиден. Вы хотели стать ученым. Если оглянуться назад — что все-таки оказалось определяющим в вашем выборе? Как вы пришли в науку и когда ощутили, что она будет делом всей жизни?

Вы знаете, все началось с того, что я нашел удивительную научно-популярную книжку по химии. Вот представьте — самая нижняя полка в нашем большом книжном шкафу! Мы с братом любили там копаться, смотрели разные книжки, некоторые из них были очень забавными. Читать я любил и умел с самого раннего детства, а книга, которая больше всего меня «зацепила», как раз оказалась посвященной химическим элементам — химия в популярном изложении для детей. Там были прикольные картинки — они на интуитивно доступном для детей уровне потрясающе рассказывали о том, как «ведут себя» химические элементы. Вот, например, один элемент «обижает» другого, а кто-то с кем-то, оказывается, «дружит». Один элемент взял и расплавился, а вот эти — всегда ходят парой, и так далее! (смеется) Это давало замечательное ощущение, как на самом деле проявляют себя химические элементы. Думаю, что в науке, так же как и в жизни, огромную роль играет интуиция. В науке даже больше, чем в жизни, поэтому популяризация научного знания просто бесценна! Текст был тоже отлично написан — это классика популярной химии. Кстати, автор этой книги — Сергей Венецкий; я всю жизнь благодарен этому человеку. Прочитав эту книжку, хотелось узнавать еще и еще. Вы правы — у меня никогда не было сомнений, кем я стану. Хотя, если уж быть честным до конца, были периоды, когда я называл две альтернативные профессии. С шести лет я ходил на вечерние лекции по химии — сначала в Политехнический музей, а потом в Менделеевский институт. Так вот, в Политехническом мне очень нравилась профессия смотрителей — сидели такие старушки, которые приглядывали за экспонатами. А экспонаты были очень интересные: они двигались, все можно было потрогать, что-то — запустить, покрутить! Так вот, на вопрос «Кем ты хочешь быть?» иногда я в шутку отвечал, что хочу быть «старушкой» в Политехническом музее. (смеется)

 

Это от души!

Конечно! Но если серьезно, то для меня никогда не было сомнений, чем я буду заниматься и что станет действительно моим делом. Это во многом облегчает жизнь — когда вы совершенно точно знаете, чего хотите. И, как показывает практика, если вы хотите этого по-настоящему, то судьба выстроится так, что ваши мечты сбудутся!

 

У вас большая семья, четверо детей. Как вы сами совершенно правильно говорите — вы многодетный отец. Всякий, кто хотя бы раз заглянет на вашу страничку в фейсбуке, поймет, что вы много времени проводите вместе с ребятами — путешествуете, устраиваете праздники; невооруженным глазом видно, как вам весело и здорово вместе! Не отвлекает ли большая семья от большой науки? И не мешает ли наука исполнению родительских обязанностей? Другими словами — каким образом вы умудряетесь все это совмещать, где находите силы и время?

Знаете, это сродни знаменитому античному, а затем и средневековому диспуту о том, что в человеке хорошо — тело или дух. Многие религии и философские течения сходились во мнении, что материальное или телесное — это плохо, а духовное — хорошо. Но в конце концов философы, и прежде всего христианские богословы, «вырулили» на такую точку зрения, что тело и дух попросту неотделимы друг от друга. И то и то хорошо! Нельзя человека взять и разделить пополам — и точно так же нельзя сказать: вот это наука, только ею и занимайся! Человек — существо многогранное, ему от рождения даны определенные способности, которые он должен реализовать и приумножить. Моя теория заключается в том, что счастье — это когда вы можете себя реализовать и приумножить эти самые способности. Конечно, не только математические, научные и профессиональные способности, но и личные! Например — создать семью, воспитать детей, развиваться как личность. Если это всё не удастся реализовать, то человек не сможет стать счастливым, а рожден он, как известно, для счастья! Счастливый человек будет лучше работать, с удовольствием возвращаться вечером домой и общаться с детьми. Не знаю, возможно ли абсолютное счастье, но точно уверен, что к нему обязательно нужно стремиться!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вы — химик, кристаллограф, минералог, физик, материаловед. Наверное, немного еще и математик! Наиболее известны своими работами по созданию методов компьютерного дизайна новых материалов, а также по химии высоких давлений и изучению вещества планетных недр. Очень хочется спросить — кто вы?

Человек, конечно! (смеется) Границы между научными дисциплинами во многом искусственны. То, чем я занимаюсь, — все профессии и темы, которые вы называли, — это на самом деле одна тема. Это тема строения вещества и как оно определяет его свойства и поведение в недрах Земли, в материаловедческих приложениях, в биохимии, физике — везде! Речь идет о том, как мы научились предсказывать строение вещества, о том, как были найдены новые химические явления, и о том, какую роль они могут играть для других вещей. Например, мы нашли целый новый класс экзотических соединений, которые возникают под давлением. И до сих пор не совсем понятно, почему они возникают! Но, с одной стороны, этот класс соединений привел к открытию самой высокотемпературной и уже даже комнатной сверхпроводимости. Подумайте только — то, о чем люди мечтали столетиями, реализовалось именно в этом классе соединений! А с другой стороны, такого рода соединения присутствуют в недрах Земли и других планет и могут объяснять многие интересные процессы. Как видите, это одна и та же тема! Новый класс соединений, который невозможно объяснить исходя из атомных валентностей (вообще, не вполне понятно, почему эти соединения возникают!), обладает огромной палитрой свойств и даже местонахождений — от лаборатории ученого до недр планеты.

 

То есть справедливо утверждение, что сначала мы науку искусственно разобрали на составляющие, а теперь пытаемся собрать заново и хотим, чтобы этот пазл сложился?

В некоторой степени так было всегда. Вспомните Аристотеля, который закладывал основы логики, физики и философии! Вспомните, например, Ньютона: он занимался оптикой, механикой, а еще — химией того времени, которая тогда называлась алхимией! Вспомним Николая Стенона, основателя кристаллографии, — он же был основателем анатомии, палеонтологии и стратиграфии (раздел геологии, изучающий последовательность формирования комплексов горных пород в разрезе земной коры и первичные их соотношения в пространстве — прим. ред.). Здесь находятся очень естественные точки пересечения. И, как вы сказали, самое интересное действительно происходит на стыке дисциплин. Кстати, часто люди понимают это неверно! Многим кажется, что, например, в чистой физике все поле уже выпахано, в химии такая же ситуация, а вот на пересечении что-то интересное может быть, потому что туда еще просто не дотянулись руки людей. Это неверно! Там интереснее по другой причине, гораздо более фундаментальной! Кому-то очень мудрому принадлежит очень дельная фраза — «Каждая вещь важна настолько, насколько она связана с другими вещами». И вот когда вы находитесь на пересечении научных дисциплин, вы как раз и оказываетесь там, где вы связаны со многими другими вещами. Поэтому просто по определению это место пересечения наиболее важно! А границы между науками и дисциплинами если для чего-то и нужны, так это для того, чтобы определить, где наиболее важные работы могут быть сделаны — как раз на границе!

 

Пожалуйста, расскажите о созданной вами программе USPEX. Метод компьютерного предсказания кристаллических структур — это действительно способ получить нечто практически из ничего?

На самом деле это близко к правде! С помощью этой программы мы можем предсказывать новые соединения, новые кристаллы и новые молекулы, которых люди раньше не знали. И эти кристаллы или молекулы могут быть созданы при определенных условиях. Не забывайте, что люди перепробовали далеко не все условия и не все эксперименты были поставлены! И вот мы можем предсказать, что какое-то интересное вещество будет существовать, если вы создадите определенные условия.

И зачастую эти вещества оказываются абсолютно удивительными по своим свойствам и по своему химическому строению! Значит, нам необходимо создать такие условия, и вот — сюрприз-сюрприз! — предсказанное вещество находят. В этом смысле мы действительно создаем нечто из ничего. Люди ничего не знали о таком веществе, а мы ткнули пальцем и сказали: «Вот такие вот условия создадите — и получите это вещество!» И действительно это так!

 

И это работает?

Это очень хорошо работает! Я уже упомянул, что существующие рекорды высокотемпературной сверхпроводимости вначале были предсказаны и уже только потом экспериментально реализованы. Эти вещества полностью поменяли поле сверхпроводимости — поле, которое изучают люди с начала XX века. И вот эта область оказалась буквально перевернутой благодаря этим теоретическим работам. Конечно, я говорю не только о моих исследованиях!

 

То есть сначала что-то доказывается или находится теоретически и только потом появляется в физическом воплощении? Это ведь похоже на вычисление новой планеты, которую пока просто не может «увидеть» телескоп! Первоначально мы имеем дело исключительно с математическими выкладками и только с приходом техники нового поколения можем эту планету увидеть.

Да, похожая ситуация! На самом деле, вы, видимо, говорите о планете X, которую Константин Батыгин (профессор Калифорнийского технологического института, преподаватель планетологии и астрофизик, один из авторов гипотезы о девятой планете Солнечной системы — прим. ред.) вычислил математически, и сейчас ее пытаются «поймать» в телескоп все астрономы мира. Это похоже на утопию, но ведь известная всем планета Нептун именно так и была открыта. Сначала ее просто вычислили и только потом смогли увидеть в телескоп. Предсказания в науке очень важны! Вспомним, что по-настоящему работающая теория должна иметь не только объясняющую, но и предсказывающую функцию!

 

 

Предсказывающая функция у науки?

Так ради этого все и создается — одних только объяснений мало! Если вы хотите, чтобы теория была полезной, она обязательно вместе с объяснениями должна предсказывать что-то новое, чего мы пока не знали.

 

На ваш взгляд, что ждет науку в обозримом будущем? Науку России, мировую науку, а значит — и всех нас?

Наука будет развиваться с ускоряющимся темпом. Чем больше мы знаем и умеем, тем больше открытий мы в состоянии совершить. Сейчас есть такие приборы, компьютеры и алгоритмы, такие экспериментальные техники, которых не было даже год назад. Многие разработки даже не входили в планы, а потом взяли и возникли! Это дает возможность совершать новые открытия. Каждый новый метод дает множество открытий. В нашем распоряжении сейчас больше научных методов и приемов, чем когда-либо в истории. А значит, и число открытий, которые будут совершаться в единицу времени, тоже увеличится. Есть такая точка зрения, что все важное люди уже открыли. На мой взгляд, это абсолютно неверно — самое интересное только начинается! И так, наверное, будет всегда. Каждое новое поколение ученых будет видеть, что им доступно то, о чем даже мечтать не могли предшествующие поколения. Каждое время для науки — удивительное время. Как в России, так и во всех остальных странах, ведь наука едина.

 

 

Что посоветуете тем ребятам, которые, так же как и вы, совсем рано ощутили в себе желание заниматься наукой и исследовательской деятельностью? Что нужно делать обязательно, а чего категорически делать нельзя? К чьему мнению прислушиваться, а чье можно проигнорировать? Ребята выбирают не только вуз, где они будут продолжать свое образование, — во многом это выбор жизненного пути.

Первое — мечтайте и следуйте за своей мечтой! Верьте себе и своим мечтам. Второе — старайтесь учиться у лучших. Выбирая учителей, вы выбираете свое будущее. Если вы собираетесь заниматься наукой, ваши учителя должны быть сильными учеными. Они и вас научат, как стать сильными учеными! И третий совет: не забывайте о том, что ученый — это не тот, кто все выучил, а тот, кто всю жизнь учится. Поэтому необходимо всю жизнь развиваться и как ученый, и как личность. Развитие — это и есть жизнь.

 

беседовала Е. Рипс

фото: Р. Красноперов

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Поделиться

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: