Развивать у ребенка чувство «прекрасного» — задача благородная. Главное — не переусердствовать. А это дело многие родители любят. Тащить в музей силой. Носиться по трассе залов со скоростью Хэмилтона, изредка делая пит-стопы у признанных шедевров. Посмотреть внимательно несколько картин и обсудить их с ребенком? Нет, конечно. Увидеть всё и «умереть», рухнув от усталости в ближайшем к музею кафе. 200 произведений — значит, посмотрим 200. 500? Вызов принят! Ведь когда еще привезут все эти шедевры (подставить имя выдающегося художника).
— Не нравится картина? Ты просто ничего не понимаешь. Это же Пикассо!
— Хочешь домой? Нет, потерпи еще немного. Всего пять залов осталось. А потом я куплю тебе мороженое.
Есть и другой тип культурных родителей.
— Как тебе композиционное решение этой абстракции? Видишь, цельность достигается ритмической организацией мазков и цветовых пятен?
Пятилетний собеседник в полном восторге от композиционного решения. Вот только концепцию беспредметной живописи считает безнадежно устаревшей.
Забавно? Пожалуй, но только со стороны. И, конечно, не каждый родитель, который сейчас улыбнулся этому описанию, завтра не разыграет его в залах Третьяковки или Пушкинского. Воодушевленный взрослый — мастер отбить у ребенка всякое желание ходить в музеи.
Именно поэтому известный французский искусствовед и преподаватель Школы Лувра Франсуаза Барб-Галль написала книгу «Как говорить с детьми об искусстве». А мы обобщили ее мысли и выбрали семь самых важных советов, которые помогут вам сделать семейные походы в музей более интересными и полезными.
1. Увлекайте переживаниями, а не шаблонами
Когда вы в первый раз собираетесь с ребенком в музей, не вдохновляйте его наскоро «склеенной» рекламой вроде «Это непременно надо увидеть!» или, не дай Бог, «Каждый уважающий себя человек должен там побывать!» Не подействует. Вы же сами на такое не ведётесь! Сколько навязчивых роликов, выскакивающих перед долгожданным выпуском любимой передачи, вы раздраженно «изгоняете» с экрана каждый день? Так же и ребенок захочет «промотать» музейный поход — очередную «нудную обязанность», которую зачем-то подкинули взрослые.
Лучше расскажите о вашем первом походе. Поделитесь впечатлениями от пространства и картин. Что понравилось тогда? Какие художники привлекли внимание, а какие, наоборот, не вдохновили? А может, кто-то из «скучных» и «непонятных» полюбился позже? И отвечайте не только на собственные, но и на его вопросы. Искренний разговор скорее увлечет ребенка. И, возможно, он сам захочет познакомиться с искусством.
2. Не задерживайтесь в музее надолго
Сегодня музеи сбрасывают с себя «суровые» монашеские облачения, переодеваются в светское — и демократично, «в домашнем», встречают гостей. Ритуальные молчаливые созерцания дополняются интерактивными программами. Да и вообще — недавние «жрецы» искусства учатся быть дружелюбными веселыми собеседниками. И всё же музей, а особенно традиционный, — сложное пространство для ребенка. Здесь нельзя бегать, прыгать, шуметь, хватать. Связывают по рукам и ногам. К тому же ребенок быстро напитывается впечатлениями и устает. Поэтому «долгие» походы с изучением всех возможных произведений оставьте на потом. Лучше внимательно посмотрите несколько картин и обсудите их. Проведите в музее полчаса — и вперед, в кафе. Ребенок еще успеет обзавестись культурным бэкграундом. А чересчур усердная попытка «накормить» его шедеврами от «Адама» Лукаса Кранаха-Старшего до абстракции Кандинского, заехавшей погостить из Потсдамского музея, может навсегда отбить интерес к искусству.
3. Создайте атмосферу
Да-да, в кафе. После музея обязательно угоститесь чем-нибудь вкусным. Мелочь — но важная. Это дополнит впечатление от похода и поможет создать атмосферу праздника.
Франсуаза Барб-Галль советует отправляться на встречу с «прекрасным» в погожие дни. Прятаться в галерее от дождя ребенок научится сам, не переживайте. Возможно, имеет смысл выбрать музей, расположенный недалеко от дома. Иначе есть риск расстаться с последними силами в пробке или на пересадке в метро.
А выйдя из выставочных залов, можно купить ребенку сувенир, например пазл или настольную игру с картинами. И в Пушкинском, и в Третьяковке продаются разнообразные «художественные лото» и арт-мемо.
4. Разрешите выбрать самому
Представьте руку на пружине, которая умеет вытягиваться на любое расстояние, а ее счастливый обладатель в это время спокойно занимается своими делами. Именно о такой чудо-руке будет мечтать ребенок на протяжении всей прогулки по музею.
«Он ведь не знает ни художников, ни стилей, не знает, что где висит — и уж, конечно, не сможет отличить подлинную жемчужину от вполне заурядной вещицы», — думает родитель. А потом тащит его смотреть самое главное. Едва не сшибает плечом скульптуру в зале барбизонцев. Пролетает с ветерком мимо Сезанна. И вот, наконец, «Красные виноградники в Арле». Погляди, какие насыщенные краски! Прямо светится всё! И зной такой! И прямо сочность винограда чувствуется! Новый марш-бросок через залы. На этот раз — ради Матисса. Да, ребенок действительно еще не знает стилей и художников. Но он наверняка хочет открыть их сам и обнаружить что-то своё. «Ваша задача — подготовить и подтолкнуть ребенка к первой встрече с прекрасным; не вам решать, где и когда она произойдет», — пишет Франсуаза Барб-Галль. Пускай ребенок исследует музей самостоятельно.
Разговору с искусством нельзя научить. Но важно не помешать ему произойти. Не факт, что ваши собеседники будут интересны ребенку. Ему нужно отыскать своих и самому найти с ними общий язык.
5. Обсуждайте
Вот ребенок заинтересовался картиной, подошел поближе, начал разглядывать. Вы можете аккуратно включиться в их общение и помочь ему понять, что он видит и какие чувства испытывает. Поинтересуйтесь мнением ребенка. Что он сейчас чувствует? О чем думает? А может, картина напомнила ему какое-то жизненное впечатление?
Разговаривая с вами, он тоже наверняка захочет что-нибудь спросить. Вопрос, кстати, может быть неожиданным. Раз — и перечеркнет все ваши заранее заготовленные ответы. Впрочем, не стоит этого бояться. В конце концов, не отправит же он вас на пересдачу за невыученный билет. Просто поразмышляйте вместе с ним, выскажите предположение. Ведь разговор гораздо больше способствует живому размышлению и переживанию, чем лекция с ответами на «пока еще отвлеченные» вопросы.
6. Попробуйте посмотреть глазами ребенка
«“Опуститесь” до его уровня» — говорит Франсуаза Барб-Галль. Жуткая неполиткорректность! Но не волнуйтесь. На самом деле она совсем о другом. Часто ребенок обращает внимание на детали, которые кажутся нам неважными. Странно, что он выбрал именно их. А объяснение очень прозаично. Дело в том, что развеска картин в музее ориентирована на взрослого. Дети видят их под углом, снизу вверх. Поэтому мелочи, благополучно выпадающие из нашего поля зрения, нередко привлекают внимание ребенка. Возможно, стоит вам чуть присесть и взглянуть на работу его глазами, и вы поймете, почему «муха» затмила слона.
7. Не забывайте про возраст
Если увлечение искусством не было зарублено на корню, дело не ограничится одним походом. А значит, нужно понимать особенности каждого возрастного периода.
В 5-7 лет важно научиться определять, что именно изображено на картине, и обсуждать отдельные детали и фрагменты.
8-10 лет — период, когда вопросы ребенка усложняются, а изображение воспринимается более цельно. А в 11-13 лет ребенок интересуется не только самим произведением, но и жизнью его автора, эпохой, в которую оно создавалось. Эти темы тоже можно обсуждать.
И последнее, может быть, самое главное. Советы хороши, пока они остаются советами. Стоит им превратиться в догму, закон о совместном походе в музей с семью подпунктами, которым нужно неукоснительно следовать, — и исчезнет весь их смысл.
Развитие каждого ребенка индивидуально. Как и его характер, его интересы и мировосприятие. Думаю, некоторые из этих советов могут помочь вашему ребенку познакомиться с искусством. Но только совместный поход в музей и разговор у произведений покажет, какие именно. Что делать с остальными? Не знаю. Может, они пригодятся когда-нибудь потом. Может и нет. Тогда оставьте их другим детям.
текст: С. Брут фото: Т. Челышева