#директорВпоход: школа под открытым небом

40 километров по живописной долине реки Кизинка в Краснодарском крае и семь дней, изменившие жизнь семидесяти ребят и семи директоров московских школ.
В середине октября завершился новый столичный образовательный проект #директорВпоход. Об участниках, задачах и итогах необыкновенного приключения корреспонденту журнала «Школа. Москва» рассказал путешественник, руководитель Центра дополнительного образования «Лаборатория путешествий» Матвей Шпаро.

 

От слова до дела

Впервые идея о совместном походе директоров и школьников руководителю «Лаборатории путешествий» пришла два-три года назад. «Однажды я пришел в одну из столичных школ, где директор занимался детским туризмом и сам ходил с ребятами в походы. Там я услышал, как дети восторгаются своим наставником, радуются, что им удалось провести с ним время в путешествии, и считают его лучшим среди всех других директоров, — вспоминает Шпаро. — Я задумался над этой ситуацией. Ведь просто отправить директоров в поход — это легко. Необходимо было сделать так, чтобы директор имел какую-то важную функцию и эта функция гармонично встраивалась в содержание путешествия, чтобы школьный руководитель во время похода был полезен группе и ему отводилась особая роль. Мы с коллегами много думали, писали методические материалы, разрабатывали занятия, упражнения, маршруты. И, наконец, в этом году реализовали наш проект #директорВпоход».

 

 

Профессиональный отбор

«Будь разборчив в выборе спутника в поход, не исключено, что тебе придется его съесть», — шутят туристы. Шутки шутками, но формирование команд для такого серьезного путешествия, как запланированное Матвеем Шпаро, было одной из главных и первоочередных задач.
После объявления о запуске проекта сразу 35 директоров московских школ выразили желание отправиться в Краснодарский край со своими учениками. Однако их ожидали отборочные испытания. В одну из суббот в начале осени руководителей школ собрали в парке «Сокольники», каждому выдали походный рюкзак весом более 20 килограммов и предложили пройти индивидуальный маршрут… под проливным дождем. Как признаются сами директора, такое задание оказалось для них полной неожиданностью. Но для руководителей столичных образовательных организаций нет ничего невозможного!

 

 

 

«Я детским туризмом занимаюсь около 15 лет, это мое хобби. Когда проект был запущен, я понял, что мне надо участвовать, и очень рад, что нам удалось победить. Туризм — это уникальное воспитательное и образовательное мероприятие для детей. Ребенок возвращается из похода совершенно иным. Поход стал интересным опытом для ребят, он многое им дал. Также я был очень рад пообщаться со своими коллегами. Было время, которое мы потратили на простое общение и на обсуждение перспективных образовательных проектов. Я советую другим школам обязательно принять участие в таком путешествии».

Дмитрий Исаев, директор школы № 446

 

Второй частью испытания была запись видеоролика «Факты и аргументы, почему именно ваша школа должна пойти в поход». Оба конкурсных задания оценивались экспертным жюри. В итоге участники определились. Ими стали: школа № 329, школа № 1324, школа № 444, школа № 892, школа № 446, школа № 1637, школа № 1210. Каждый из директоров по-своему подошел к формированию команды: некоторые руководители выбирали ребят исходя из заслуг в жизни школы, другие — по достижениям в спорте и туризме, третьи — по профилю класса (например, директор школы № 1324 Татьяна Крымова для участия в проекте отобрала только кадет). К началу октября все группы во главе со своими наставниками были готовы отправиться в путь.

 

 

 

«Это не первый мой поход, но он очень отличался от тех, в которых я был, потому что мы прошли большой путь — 40 км — и могли ближе узнать своего директора. Раньше я думал, что у директора какая-то своя специфика и что он не общается с учениками так свободно, а сейчас этот поход открыл его с другой стороны — как хорошего помощника и старшего товарища».

Орфей, ученик школы № 446

 

 

«…как на себя самого положись на него!»

«Я чувствовал, что директора очень переживали перед походом, — рассказывает Матвей Шпаро. — Когда руководитель большой школы находится на своем рабочем месте, понятно, что он является самым компетентным человеком в своем окружении. Он стоит надо всем. А тут наши управленцы оказывались в ситуации, в которой можно легко потерять лицо перед своими подопечными. Но благодаря специально спроектированным маршрутам путешествия удалось этого избежать. Для директоров выбрали правильную роль старших наставников. Она не была связана с компетенциями в области туризма, а соприкасалась только с управленческими навыками. Давать советы и рекомендации своим группам директора могли лишь по вечерам. В конце каждого дня у общего костра собиралась школьная команда и вместе с руководителем анализировала все удачи и неудачи, принятые решения, упущенные и реализованные возможности».

 

«Ребята за период похода смогли попробовать себя в разных ролях, каждый из них точно понял, что быть лидером — это значит не просто руководить, а нести ответственность за группу людей, с которыми ты идешь вместе. Чему же я научилась у детей? Наверное, стойкости и силе духа, потому что сложно нам было всем. Мы друг друга поддерживали, направляли. Это единство осталось у нас и сейчас. После похода дети смотрят на меня совершенно другими глазами. Если раньше директор был для них просто руководителем школы, то сейчас они считают меня частью школьной команды. И, наверное, самый главный момент, что мы смогли решить свои педагогические задачи, будучи в прекрасном месте, наслаждаясь замечательной природой и сплотившись в хорошую группу единомышленников, которая сейчас работает на развитие всей образовательной организации».

Наталья Зуева, директор школы № 1637

 

 

«Я отправлялся в поход, прежде всего, чтобы весело провести свои каникулы, но этот проект превзошел все мои ожидания. И для меня самое главное, что я открыл своего директора с новой стороны. Далеко не каждый ученик может похвастаться, что он вечером сидел с директором у костра и пел песни, ел из одного чана. Теперь для меня директор — это не только руководитель, но участник команды, член нашей большой школьной семьи. Порой было действительно сложно, я вспоминаю третий день — я был руководителем — мы решили рискнуть и к запланированному месту ночевки добраться другим путем, не по дороге, а сквозь ущелье и через устье реки. И получилось так, что мы дошли таким рискованным маршрутом на несколько часов раньше, чем другая наша группа. Это незабываемо, когда твои ожидания и твой риск оправдываются».

Сергей, ученик школы № 329

 

Школьники прошли настоящую «перезагрузку»: преодолели все трудности походной жизни, научились ориентироваться по карте, читать топографические знаки, готовить еду на костре, ставить палатки. Но самое главное — они научились быть лидерами, отвечать за своих товарищей, быть единой командой. По мнению Матвея Шпаро, современные дети очень ориентированы на взрослых, у них часто могут отсутствовать навыки принятия решений. А во время такого экстремального путешествия под контролем опытных наставников ребята прошли тренировку лидерских качеств и умения действовать эффективно.

 

Конец похода — это новое начало

Как и всё хорошее, первое путешествие в рамках проекта #директорВпоход закончилось очень быстро. Каждый вернулся победителем. Помимо маршрута были преодолены страхи, сомнения и неуверенность. «Наш проект послужил интегратором между разными школами, разными детьми и директорами. Но, кроме того, он проложил путь к решению еще одной важной проблемы — возвращению доверия к детскому туризму. Многие школы боятся отправлять детей в походы, директора не хотят брать на себя ответственность за то, что их педагог пойдет с учащимися в туристическое путешествие, родители опасаются отпускать детей в длительные поездки с палатками и рюкзаками. А мы смогли доказать, что детский туризм под присмотром директоров и опытных специалистов интересен, безопасен и полезен. Я уверен, что проект #директорВпоход будет продолжаться», — подчеркнул Матвей Шпаро.

 

Возвращаться из похода и радостно, и грустно

 

Конкурсные работы участников проекта на тему «Вид из палатки»

 

текст: Л. Серебрянник   фото: Н. Арефьева, пресс-служба ГБУ «Лаборатория путешествий»

 

 

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Поделиться

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: