Архип Куинджи: опережая время

Архип Иванович Куинджи — один из самых загадочных русских художников XIX века. До сих пор не утихают споры о дате его рождения, десятилетиях затворничества и изобретенной живописцем «лунной краске», которая с идеальной точностью передает ощущение света на полотнах. Попробовать разгадать все тайны творчества пейзажиста можно в Третьяковской галерее на новой выставке «Архип Куинджи».

Куинджи родился в бедной семье сапожника-грека в Мариуполе. Рано потеряв родителей, мальчик не сумел даже окончить школу, но с присущим ему упорством занимался самообразованием и постоянно рисовал. Талант Архипа оценили не сразу. Еще юношей он ездил в Феодосию к знаменитому маринисту Ивану Константиновичу Айвазовскому, прожил там некоторое время и занимался живописью под руководством ученика и копииста художника Адольфа Фесслера. Однако сам мастер морских пейзажей невысоко оценил творчество молодого человека: он доверил ему лишь тереть краски и однажды покрасить забор.
Затем были две неудачные попытки поступить в Академию художеств в Петербурге, получение званий свободного художника и классного художника, творческие искания под влиянием работ Айвазовского и идей передвижников. Однако Куинджи всегда отличался глубиной изображения пространства, яркостью колорита и особым типом романтического пейзажа, в котором реалистичное изображение природы проходило через призму творческой индивидуальности мастера.

 

 

1. На острове Валааме. 1873; 2. Украинская ночь. 1876; 3. Север. 1879

 

В 1870-х годах Куинджи один за другим создает свои самые известные шедевры: «На острове Валааме», «Ладожское озеро», «Украинская ночь», «Север», «Березовая роща», «После дождя». О пейзажисте заговорили не только в России, но и за рубежом. Например, Павел Михайлович Третьяков высоко ценил и покупал его работы. Французский критик Эмиль Дюранти называл Куинджи «самым интересным между молодыми русскими живописцами, у которого более, чем у других, чувствуется оригинальная национальность».

 

Ночь на Днепре. 1882. Повторение-вариант картины «Лунная ночь на Днепре»

 

В Товариществе передвижников, куда художника приняли в 1875 году, Архипу Ивановичу «было тесно». Он шагнул в своем творчестве далеко вперед: переработал существовавший на тот момент опыт создания пейзажей, использовал открытия импрессионистов и собственные новаторские приемы, основанные на новейших достижениях физики и химии тех лет.
Выйдя из Товарищества в 1880 году, Куинджи решился на смелый шаг — устроить выставку одной картины: «Лунная ночь на Днепре». Художник тщательно подошел к делу и провел, как мы сказали бы сейчас, настоящую PR-акцию. Еще до завершения картины пейзажист начал пускать желающих в свою мастерскую на несколько часов по воскресеньям, чтобы они оценили работу. Он заранее анонсировал выставку в печати и рассказал прессе, что полотно уже приобрел за баснословную сумму — пять тысяч рублей — великий князь Константин Константинович Романов.

 

Днепр утром. 1881

 

Сама выставка была открыта в Обществе поощрения художеств осенью 1880 года. По всей Большой Морской улице в Петербурге тянулась очередь экипажей. В ожидании прохода публика длинным хвостом стояла на лестнице и по обеим сторонам тротуара. В просторном помещении с задрапированными окнами экспонировался один небольшой пейзаж. Лунный диск на картине выделялся направленным светом от лампочки Яблочкова. Люди входили в полутемный зал и останавливались, завороженные тихим свечением луны. От картины, казалось, исходит сияние, и некоторые гости даже пытались заглянуть за полотно, чтобы найти там спрятанный источник света. Уже тогда начали ходить легенды о «лунной краске» Куинджи. Одни говорили, что он рисует через цветные стекла, другие утверждали, что мастер подкладывает перламутр.

 

Пейзаж. Степь. 1890–1895

 

После нашумевшей выставки Куинджи продемонстрировал взыскательной публике еще две свои картины: «Березовая роща» и «Днепр утром». А потом замолк на тридцать лет. Лишь однажды, в 1901 году, он показал несколько работ у себя в мастерской ученикам и близким друзьям. До сих пор никто не может точно сказать о причинах затворничества мастера, продолжавшего создавать свои уникальные картины за закрытыми дверями. Незадолго до ухода из жизни Куинджи в 1909 году по инициативе его друзей и учеников было основано общество, которое носило имя художника. Архипу Ивановичу хотелось объединить и поддержать молодых и талантливых живописцев. Пейзажист пожертвовал обществу 150 тысяч рублей и имение в Крыму, завещал свой капитал и картины.
«Мощный Куинджи был не только великим художником, но также был великим Учителем жизни», — так говорил о мастере его ученик Николай Константинович Рерих.
Именно члены общества Куинджи в 1913 году организовали в Санкт-Петербурге самую масштабную посмертную выставку работ пейзажиста, которая год спустя была представлена в Москве. Впервые публика увидела не только знаменитые полотна живописца, но и большое количество картин и эскизов, написанных художником в годы затворничества.

 

 

В 1992 году в Третьяковской галерее в рамках выставки Архипа Куинджи демонстрировались 105 его произведений. Сегодня музей собрал в одной экспозиции более 180 работ, чтобы вновь раскрыть перед московской публикой всю широту творчества мастера света и красок.
Оригинальным эпиграфом к нынешней выставке стал небольшой анимационный фильм об Архипе Ивановиче. «Для нас самих было приятным откровением, что Куинджи оказался художником вне своего времени, шагнувшим далеко вперед, можно сказать, в XX век. Его новаторские приемы в колорите и композиции, его желание увидеть синтетический образ природы, показать эффекты света — всё говорит о том, что это удивительный художник, экспериментирующий и стремящийся выразить природу абсолютно иначе», — рассказывает куратор выставки Ольга Атрощенко.
Приходя на выставку «Архип Куинджи» в Инженерный корпус, гости попадают в первый раздел экспозиции с символичным названием «Притяжение земли».

 

 

Здесь представлены картины из разных периодов творчества пейзажиста: «Ладожское озеро», «Березовая роща», «Дубы». По задумке организаторов, эти полотна объединяет одно — точка зрения живописца. Он как будто с высоты обращает свой взгляд к тому, что привлекает его на земле. И зритель вместе с художником любуется расстилающимися пейзажами.
«Тайна ночи» — второй раздел экспозиции. Перед посетителями разворачивается ночная сюита: сумерки, закат, ночь, рассвет. Здесь можно увидеть такие знаменитые картины, как «Лунная ночь на Днепре», «Украинская ночь», «Христос в Гефсиманском саду». Куинджи раскрывает в своих сюжетах вселенную природы и как будто предлагает разгадать загадку лунного и солнечного света, который сияет и переливается на его полотнах.
После путешествия по завораживающей ночи посетители оказываются в светлом зале с задекорированным окном от пола до потолка, которое по форме напоминает окно в последней мастерской Куинджи на Васильевском острове в Санкт-Петербурге, где сейчас располагается музей-квартира художника. Этот раздел экспозиции носит название «В просторах вечности».

 

 

Изображение пространства — одна из самых значимых тем в творчестве Архипа Ивановича. Он не стремился показать красоту объективного окружающего мира или местности. Художника интересовала сама сущность природы. По словам Ольги Атрощенко, «произведения на выставке подобраны так, чтобы было видно, как развивалась мысль живописца, как он отсекал все лишние детали в изображении природы. Наглядным примером этому будут служить три большие картины: “Утро на Днепре” из коллекции Третьяковской галереи, “Днепр” из картинной галереи Пскова и “Волга” из Национального музея искусств Азербайджана. На последнем полотне Куинджи ощущается пронзительная пустота и тишина, здесь пространство представлено как категория мироздания».

 

 

Такое необыкновенное пространство он находил везде: в морском, горном пейзажах и даже в степи. Современник Куинджи, художник Илья Ефимович Репин, восхищался картиной «Степь»: «…так поэтична эта золотистая равнина, так надолго втягивает зрителя, что не хочется ему оторваться от этой фатальной жизни земли, самой по себе… Никакой картины тут не было, а была живая правда, которая с глубокой поэзией ложилась в душу зрителя и не забывалась».
«В просторах вечности» гости выставки могут познакомиться с этим шедевром и увидеть работы, написанные мастером для себя. А новаторские произведения Куинджи организаторы представили в последней части экспозиции — «Опережая время».
Для юных посетителей разработан детский аудиогид по выставке. В ходе увлекательного квеста ребята знакомятся с самыми значимыми картинами Куинджи, отвечают на вопросы и отгадывают загадки. А взрослые любуются живописными произведениями, слушая в своем аудиогиде стихотворения русских поэтов.

 

 

В залах экспозиции установлены специальные тач-экраны, на которых, например, можно посмотреть палитры живописца и узнать, как он добивался такого необыкновенного визуального эффекта свечения.
«Сделайте так, чтобы иначе и сделать не могли, тогда поверят», — говорил Архип Куинджи. Приходите на выставку в Третьяковскую галерею до 17 февраля 2019 года, и вы сами увидите, как гениально художник воплотил свои слова в жизнь.

текст: Л. Серебрянник   фото: А. Данилкин, пресс-служба Государственной Третьяковской галереи

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: