Событие и сущность, или Вырванные страницы…

Как вы думаете (только, пожалуйста, не торопитесь, взвесьте всё и аргументируйте ваш ответ): вырывать, выдергивать, вырезать страницы из книг, портить книги — это хорошо или плохо?
Итак, ваше мнение. Любое. Но аргументированное.

Когда я задаю этот вопрос, я отдаю себе отчет в том, что в первые минуты аудитория окажется в ступоре. Конечно, еще мгновение спустя большинство коллег возмущенно осудит подобные действия. «Тот, кто сегодня сжигает книги, завтра будет сжигать детей!» — весомо скажет кто-то. И поправит очки.
Учитель начальной школы или физкультуры с чувством юмора скажет, что с точки зрения развития мелкой моторики — процесс разрывания бумаги очень даже оправдан, но с книгами…. Как-то не очень. А умудренный опытом психолог воскликнет: зато происходит выброс негативной энергии! А кто-то вспомнит фантастический фильм «Послезавтра», где герои жгут уникальные книги, чтобы выжить. А кто-то — вполне реальный блокадный Ленинград… В общем, мнения могут разделиться. Да, и конечно, фрагмент из фильма «Общество мертвых поэтов»… Короче, как пишут подростки в статусе в социальных сетях: «все сложно»… А не смущает ли сама постановка вопроса — хорошо или плохо? Ведь в зависимости от ситуации и взгляда сущность события может меняться. Вот, к примеру, география: это предмет гуманитарный или естественный? Спорно.
Предмет изучения естественных наук — объективные явления и объекты. Гуманитарных — субъективные источники. Я не поддерживаю все позиции, но аргумент в пользу одной из них мы попробуем вывести. Этот разговор лег в основу метапредметного урока в 10 классе, который так и назывался: «Событие и сущность, или Вырванные страницы». Он являлся частью «метапредметного дня» под названием «Событие и сущность», проводившегося в школах города, в рамках которого понятия «событие» и «сущность» разбирались через призму нескольких предметных областей, и ставшего основой мастер-класса на одном из съездов учителей города Москвы.
Естественно, понятия определялись на предваряющем урок этапе и были обозначены следующим образом: событие — то, что имеет место, происходит, наступает в произвольной точке пространства-времени; значительное происшествие, явление или иная деятельность… И, в свою очередь — сущность — смысл данной вещи, то, что она есть сама по себе, в отличие от всех других вещей…
Для начала — несколько коротких историй.

 

ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ

В начале 1952 года подписчики Большой советской энциклопедии получили письмо следующего содержания:

 

 

Странно. Государственное издательство призывает граждан портить свежеизданную книгу? Что же произошло? После смерти Сталина в руководстве страны началась борьба за власть, которая привела к аресту и расстрелу маршала Советского Союза Лаврентия Павловича Берии. Второго человека в Советском государстве после Сталина… Его обвинили во всех смертных грехах: от шпионажа до… Но в статье БСЭ на несколько страниц о нем говорилось совсем иное. И пятый том отпечатан, и подписчики его получили…

 

 

И вот само государство в связи с определенным событием пытается путем эдакого «призыва к вандализму» изменить сущность представления о персонаже из недавней истории… Кстати, немалое количество подписчиков БСЭ страницы вырезало, но… оставило. На всякий случай. А те, кто все же выслал их в адрес редакции, получили взамен статью о… Беринговом море. Как географ — весьма одобряю🙂

 

ИСТОРИЯ ВТОРАЯ

Когда мне было шесть лет, у нас в подмосковном поселке сгорел дом. Пожар. Трагедия. Благо, обошлось без жертв. И мы, мальчишки, бегали по обгорелому зданию — развлечений было не в пример нынешнему времени мало. Я нашел книжку без обложки и первых двух страниц. Отец переплел ее — помните переплетные наборы? — и надолго книжка заняла место и на полке, и в моей душе, в которой она произвела переворот, сопоставимый с октябрьским. Во многом она изменила сущность представлений о сказке и о мире. Это был «Волшебник Изумрудного города» Александра Волкова. Спустя какое-то время мне купили ее в нормальном, полноценном состоянии, да еще и с продолжениями…. За сумасшедшие деньги у спекулянтов.

 

 

И я понял, что без обложки понимал сюжет не до конца. Что же такого было изображено на обложке? Кто читал — тот помнит! На форзаце и нахзаце (задний форзац называется «нахзац» — хороший способ запомнить, что форзац — ударение на первый слог — а не форзац) книжки была размещена красивая — как и все иллюстрации художника Владимирского — карта Волшебной страны, и становилось наглядно и понятно, куда с таким упорством шагали Элли и ее друзья. То есть событие (появление книги в полном объеме) изменило представление читателя о сюжете. О сущности происходящих в книге событий.
Вообще, Волков не сам (и далеко не первый) додумался до этого приема: карта как часть художественного текста появлялась и до этого в истории литературы. Многие вспомнят карту Нарнии и карту Средиземья (соответственно, у Льюиса и Толкиена).

 

 

Но еще до них один достаточно известный автор сам поместил в книгу карту вымышленной страны. Это сделал в 1900 году Фрэнк Баум — автор «Волшебника из страны Оз»! То есть Волков в 1938 году заимствовал и этот прием вместе с фабулой произведения.
То есть карта — традиционный инструмент географа или историка — вдруг превратилась в инструмент писателя… До Баума она как составляющая произведения уже появлялась в истории литературы: и в стивенсовском «Острове сокровищ», и в свифтовских «Путешествиях Гулливера». Но, во-первых, она не являлась инструментом для понимания всего текста, а во-вторых, не была создана или заложена как часть «технического задания» для художника-оформителя самим автором книги.
Для кого еще карта может стать инструментом?
Например, инструментом мореплавателя…
Как эти «карты» мореплавателей-норманнов, совершавших в основном так называемые каботажные плавания.

 

 

Инструментом художника, помогающим реализовать некий замысел творца. Например, эта «Карта мира в голове шута», авторства французского математика и картографа Оронтеуса Финеуса, которая датируется примерно 1590 годом.

 

 

Инструментом сатирика… Это — карта времен англо-французского противостояния в конце XVIII века, называется она «Новая карта Англии и Уэльса. Французское вторжение, или Джон Булль, бомбардирующий лодками» (т. е. лодками, доставляющими провизию на суда).

 

 

Специализированная карта может быть инструментом политтехнолога и копирайтера, торгового агента и менеджера поп-группы. Даже инструментом статистики, как эта карта-анаморфоза, отражающая размеры стран не в соответствии с привычной нам их площадью, а к примеру… с численностью населения! Карты-анаморфозы вообще интересное направление в картографии, требующее отдельного разговора.

 

 

Ну, а уж инструментом дизайна карте сам Бог велел быть.

 

 

Ну и, конечно, карта может быть инструментом планирования педагогической деятельности и даже инструментом рефлексии.

 

 

То есть карта — это вовсе не предметный, а скорее надпредметный инструмент. Говоря современным языком — инструмент метапредметный. Способный выполнять самые разные функции.
От деда в наследство мне достались два атласа. Оба издания 1940 года. Один — советский. Другой — немецкий.

 

 

Первый был сдан в производство 17 ноября 1939 года, а подписан в печать только спустя полгода, 10 апреля 1940-го. А две страницы — 25 и 26 — аж в начале 1941 года! И этих страниц в атласе не было. С ними поступили (но еще до продажи) так же, как спустя 17 лет с пятым томом БСЭ. Что же случилось с этими страницами? Почему их пришлось вручную вырезать из стотысячного тиража?
Вспомним, что происходит в этот период истории в Европе. Идет Вторая мировая война. Уже год как подписан Мюнхенский договор. Полгода как подписаны пакт Молотова–Риббентропа и секретные протоколы, по сути, разделившие Европу между двумя странами… Польша уже оккупирована. 1 сентября на западе в нее вошли войска вермахта, а 17 сентября — на востоке — части Красной Армии… В Бресте уже отгремел совместный парад. И на карте в советском атласе бывшая восточная Польша «растворена» в западных республиках СССР. А что же с западной частью? Нет предположений?

 

 

 

Заглянем в немецкий атлас. С советской частью территории все понятно. А на немецкой — красным по розовому: Deutsches Interessen Gebiet (зона интересов Германии — прим. ред.).

 

 

А что же на советской карте?

 

 

Читаем. Зона интересов Германии. Рейха. На тот момент — союзника Советского Союза. И СССР вполне резонно признает на карте результат агрессии. До 22 июня остается ровно год…
А вот еще один атлас, британский, того же памятного 1940 года. Англия с 1 сентября 1939-го — пусть и не слишком активно — воюет за Польшу. Для нее нет никаких интересов рейха. Есть Польша. Англичане ее и изображают в понятных им границах.

 

 

Три разных взгляда на карту. Три разных карты. Одного и того же пространства. Созданные в одно и то же время. В зависимости от событий отражаемая на карте сущность пространства, территории может выглядеть по-разному…
А вот атлас офицера вермахта 1941 года. На нем все просто: генерал-губернаторство на месте Польши… И Рудольф Гесс уже комендант Освенцима.

 

 

Да, а что же на вырезанных страницах-то?
Дело в том, что по пресловутым секретным протоколам, к зоне интересов СССР отходила Бессарабия. Являвшаяся зоной интересов Румынии.

 

 

И в 1940 году туда вошла Красная Армия. И маршал Антонеску проглотил эту обидную пилюлю фактически по указанию Берлина. План «Барбаросса» уже реальность: не волнуйтесь, союзники-румыны, через год вернем. Но Сталин прихватил заодно и территорию, не подпадавшую под протоколы. Северная Буковина стала районом УССР вопреки договоренности. На карте этот факт решили не отражать. В 1940 году. И аккуратно вырезали свежеотпечатанные страницы. А в 1941-м уже было все равно… И страницы решили вернуть.

 

 

СПРАВКА

Решением Верховного Совета СССР 7 июля 1940 года Северная Буковина и Хотинщина были объединены в Черновицкую область УССР, к которой также был присоединён Герцаевский район, который не входил в список претензий Советского Союза, с на 90% румынским населением. В 1941–1944 годах Буковина вновь вошла в состав Румынии. В 1944 году снова передана в состав УССР.

 

Давайте займемся вечно модным и увлекательным делом. Попробуем поделить мир. Или хотя бы посмотреть на него под разным углом — глазами людей с разными интересами. И отразить это видение мира на карте (контурной, конечно) с точки зрения, например, Китая (с учетом всех существующих территориальных претензий). И мир — точнее, эта часть глобуса — тогда будет выглядеть примерно так…
Карта мира с точки зрения покемонов (понятно, что помимо желания вызвать улыбку, это задание преследует цель показать широту возможностей применения карты как инструмента в разных предметных областях) отразит страны, в которых эти «существа» доступны «для поимки».

 

 

А карта мира с точки зрения Испании времен Колумба (вступаем на поле исторической картографии и географии) будет примерно такой:

 

 

С точки зрения пингвинов мир будет выглядеть так (голубым цветом выделен ареал распространения пингвинов):

 

 

Итак, мы убеждаемся, что карта — всего лишь продукт субъективного взгляда на мир. И это прекрасно иллюстрируют новозеландская карта мира (где Россия, к примеру, в нижней части листа, ибо она перевернута), американская (где часть света Америка — в центре).

 

 

А вот еще три карты одного и того же региона: Япония и Курилы. Российская и японская карты определяют принадлежность трех южных островов архипелага по-разному, а американская поясняет, что это «Former territory of Japan, occupied by former Soviet Union and pretended by Japan» (прежняя территория Японии, оккупированная бывшим же Советским Союзом — прим. ред.).

 

 

Три разные точки зрения на один и тот же объект. И сущность этих противоречий является следствием событий вековой и полувековой давности.
Ну и последний пример. В 1998 году в Великобритании выпустили карту автомобильных дорог. Особенностью ее было двойное изображение страны: традиционное, привычное нам всем — и перевернутое. Второе сильно облегчало путешествие по стране с севера на юг. И что характерно, 98% покупателей этой карты составили женщины.
Мы говорили только что о событиях периода Второй мировой войны. Она закончилась, как мы помним, в 1945 году, и почти естественным ее продолжением стала холодная война, неоднократно ставившая мир на грань новой мировой… Разрядка наступит лишь в 70-е, когда президент США Джимми Картер пойдет на подписание с СССР исторического договора ОСВ-2. Картер оказался тогда под жесточайшим давлением критики со всех сторон.
Пресса, политики сравнивали его с одним историческим персонажем кануна Второй мировой, обвиняя в умиротворении и уступках агрессору. Картер страшно переживал это и, чтобы избежать сравнения в очередной раз, при проходе к самолету в Вене после подписания договора с СССР, под проливным дождем не разрешил своим сотрудникам открыть зонты.
Вы, наверное, догадались, какого сравнения он избегал. Его пугала тиражируемая прессой параллель с Невиллом Чемберленом, премьер-министром Великобритании, который, прилетев из Мюнхена в 1938-м, под таким же дождем, прикрытый зонтом, говорил, что «привез мир целому поколению». А через год началась Вторая мировая…
Сущность того, что делали и Чемберлен, и Картер, и того, к чему привели их действия, различны. Но внешняя схожесть событий заставляла общественность верить, что Картер совершает роковую ошибку. Время показало, что это не так. Значит, сущность событий видится по-разному с позиции времени.
Если главный инструмент, главное оружие, «альфа и омега» географии — карты — могут отражать субъективный взгляд, значит, география по этому признаку — предмет гуманитарный…

 

 

Признайтесь, было ли вам интересно? Уверен, большинство ответит положительно.
Изменились ли (расширились) ваши представления о Второй мировой? О разнообразии картографического материала? О возможностях картографии вообще?
В данном уроке мы на, казалось бы, географическом и историческом материале коснулись и литературы, и истории культуры, и политологии, биологии… Таких разных областей знаний. С помощью которых рассмотрели достаточно сложный материал.
Вот честно признайтесь, коллеги, что наверняка кто-то из вас считает или считал какие-то предметы школьной программы самыми важными и нужными. А какие-то порой… Ну, вспомогательными, что ли… И мы страшно удивляемся, когда кто-то с нами не согласен: учителя, дети, родители… А ведь все они — эти предметы — помогают нам на самом деле посмотреть с разных точек зрения на окружающий мир, который на предметы как раз не делится! И, возможно, «недолюбимая» в школе история и позволит понять географию. И наоборот. Такой подход в обучении и называют междисциплинарным.
Зачем он нужен? В данном случае затем, чтобы получить возможность попробовать посмотреть на мир чужими глазами, с чужой позиции, на время забыв о своей. И возможно, окажется, что все происходящее не так уж и неправильно… Или напротив — все верно. Именно этому, помимо прочего, учит описанный выше приём работы с картами мира, отражающими разные точки зрения на его устройство. И, возможно, в этом главное его значение.
Возможно, этот приём и нам, учителям, поможет понять, что пора перестать делить предметы на нужные и ненужные. Предлагаю заменить одну букву. Предметы бывают нудные и ненудные. Дело не в содержании, а в том, что мы с ним делаем и как мы это делаем?…
Деля предметы на нужные и ненужные в процессе написания самой важной нашей книги — ребенка, мы таким образом вырываем из нее какие-то страницы, без которых эта книга будет неполной. Вместо того чтобы писать эту книгу вместе…

ID урока в МЭШ: 369141

текст: И. Колечкин фото: Н. Арефьева

 

 

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Поделиться

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: