London is the capital of…, или разговор о смыслах

На политической карте мира более 220 стран и территорий. Это общеизвестный факт. И если не проверить, то по меньшей мере поверить в него нам с коллегами помогла рабочая поездка в один из прекраснейших городов мира — Лондон.

Вот уже 30 с лишним лет Лондон становится на несколько январских дней не только «the capital of Great Britain», но и мировой столицей технологий для образования. А мы на пять дней превратились в «коллекционеров» акцентов английского языка — рабочего языка мероприятия, общаясь с гостями и коллегами из Великобритании и Франции, США и Кореи, Китая и Финляндии, Польши и Мексики, Индии и Греции, Израиля и Венгрии… Но на московском стенде многие посетители все же пытались общаться по-русски.

 

 

— Я учил в школе русский, и у меня много друзей в Москве и Екатеринбурге! Здорово увидеть здесь московскую площадку! Да еще такого масштаба! — радостно делится энергичный улыбчивый мужчина средних лет. На его бейдже обозначено «Учитель. Бухарест. Румыния.». А выше — на фиолетовом фоне — «Bett 2018». Bett (или British Educational Training and Technology Show) — это ежегодная выставка в области образования, проходящая в январе в Лондоне. Первое шоу Bett состоялось еще в далеком 1985 году, а с 2013 года оно проводится ежегодно. Обойти всё пространство, занятое выставкой, можно за несколько часов. Это если не останавливаться хотя бы на пару секунд, чтобы понять, что представлено на стенде. Тогда одного дня работы выставки может, в принципе, хватить… Но если внимательно познакомиться хотя бы с самыми интересными объектами, выслушать — пусть короткие — представления образовательных и околообразовательных продуктов и технологий, то, пары дней может оказаться недостаточно. А если принять участие в мастерклассах хотя бы на самых крупных и интересных площадках, понаблюдать за приключениями — а можно и пообщаться (!) — многочисленных и очень непохожих друг на друга роботов, попробовать на стендах, рассказывающих о системах школьного питания, искусно приготовленные волонтерами вкусности, если хотя бы поверхностно, ознакомительно послушать выступления спикеров о «перевернутом классе», профессиях будущего, новом типе учителя для нового образования… В общем, четырех дней работы выставки может и не хватить.

 

«Я считаю, что использование интерактивных панелей в обучении открывает новые возможности прежде всего для учителей. В Венгрии есть похожие платформы, но ни одна из них не охватывает город полностью и та инвестиция, которую Правительство Москвы делает в развитие школ, впечатляет».

Андерс Крук, VP sales, “FlatFrog” (Венгрия)

 

А уж если вы всерьез решили поучаствовать в круглых столах на темы, отражающие самые сложные и подчас болезненные вопросы современного образования, самые волнующие и вызывающие оживленные споры, тенденции и тренды в мировом образовательном пространстве, то нужно тщательно ознакомиться с более чем 500-страничным буклетом о выставке и, смахнув слезу отчаяния от невозможности посетить всё, выбрать самое важное для расширения своего понимания путей развития школы или национальной системы образования. И с головой погрузиться на все четыре дня в живой (и очень шумный) мир технологий для обучения, развития и воспитания. Чтобы не потеряться в этом многообразии, мы сформулировали для себя, что нас интересует в первую очередь. Это:
• образовательные и управленческие платформы;
• оборудование и идеи для профильных и предпрофессиональных (медицинских, инженерных, академических) классов;
• оборудование для начальной школы и дошкольного образования;
• оборудование для обучения детей с особыми образовательными потребностями;
• и в целом свежие идеи, которые можно использовать для развития городской образовательной среды.

 

 

«Использование такого оборудования и электронной платформы позволит сделать обучение увлекательным и учитывать индивидуальные интересы и потребности детей. Я думаю, что количество контента и ресурсов, к которым учителя получили доступ, позволит серьезно изменить формат школьного обучения в Москве».

Alex Johnson, руководитель отдела программных разработок, “The technology GROUP IT”, Великобритания

 

Сложно как-то однозначно отнестись (и сказать «хорошо» это или «плохо») к тому факту, что среди представленных на выставке идей и продуктов доминировали не дидактические или педагогические идеи для образования, а технологические. В основном для образования же. Хотя встречались стенды, где предлагали некую техническую находку, которую «ну как-то же можно использовать для образовательных целей» (причем порой это звучало с вопросительной интонацией). То, что в мире IT называют «железом», занимало огромную часть экспозиции. Поэтому в какой-то момент появлялась ассоциация с мультфильмом из детства: Планета Железяка… людей нет… воды нет… заселена роботами… Шутка, конечно. Хотя роботов действительно было представлено немало. Ползающие и кланяющиеся, поющие и танцующие, из железа, пластика, бумаги, лего-деталей и даже… из мусора. И умеют они многое. Вот заменить учителя — пока нет. Впрочем, это «пока» настораживает… В этом смысле площадка департамента образования Москвы выделялась среди большинства. Московское образование представлено на Bett не впервые. И интерес к нему огромен. Тысячи людей разного возраста, профессий, национальной и религиозной принадлежности прошли через «стенд с Гагариным» (как назвал его один из посетителей).

 

 

Отрадно слышать в Лондоне русскую речь. Не в магазинах и музеях, а на образовательной выставке. Целые делегации и отдельные учителя из России и других стран, где не забыт русский язык. Немало наших бывших соотечественников приходили и живо интересовались проектом. Особенно те, кому небезразлично сохранение роли и обширности географии русского языка в мире. Коллеги из Греции и с Кипра отмечали, что уроки формата МЭШ — прекрасный ресурс для обучения русскому языку в разных уголках земного шара. Коллеги из Хельсинки увидели в российской платформе инструмент развития дистанционного образования. Индийские гости говорили о преимуществах нашей системы в развитии массового обучения. Но у большинства удивление вызывал столь пристальный интерес к образованию в России со стороны государства. И роль города как одного из «стейкхолдеров» (принимающий решения — прим. ред.) в образовании. И вообще попытка интеграции образования в городскую среду самыми разнообразными способами, среди которых — единая городская образовательная платформа.

 

 

«Поражает доступность материала для всех учащихся: то, что Московская электронная школа доступна для учащихся, родителей и учителей абсолютно бесплатно. Здорово, что пользоваться электронными панелями и системой очень просто!»

Ибрагим Аль Мухаммед, руководитель ИТ-управления, Министерство образования, Оман

 

 

Почти все посетители крайне удивлялись, когда в ответ на вопрос «Сколько это стоит?», мы отвечали — «Free». И предлагали всем, вне зависимости от возраста и рода занятий, вооружиться планшетами и поучаствовать в уроке географии или физики на английском и/или русском языках. Вообще любопытно, что московский стенд (кстати, довольно внушительный) был одной из немногих площадок, где, во-первых (повторюсь), не пытались ничего продать… А во-вторых, рассказывая о технологических решениях (в частности, о МЭШ), говорили в первую очередь об образовательных смыслах. О содержании образования: предметном, меж- и метапредметном. О том, что компетенции и знания не существуют друг без друга.

 

«Я очень впечатлен системой, меня особенно впечатлил тот факт, что проект спонсируется Правительством Москвы и доступ предоставлен всем жителям Москвы. Я работаю в компании, производящей контент для подобных систем, и когда я увидел один из сценариев урока, я понял, что уровень образовательного материала, представленного в уроке, очень высок».

Винай Шарма, глава отдела Digital & Services, “S Chand and Company Limited”, Индия

 

 

И стоит отметить, что МЭШ на фоне набора (немалого, кстати) близких платформ выглядела более чем достойно. Возможно, еще и потому, что, помимо технического решения, предлагает не просто содержание, а содержание предметное и метапредметное. Сценарии, которые позволяют развивать компетенции обучающихся без потери этого самого содержания. Многие посетители стенда смотрели на нас, как Герберт Уэллс на Владимира Ленина во время их знаменитой встречи в 1920 году, после которой британский фантаст назвал советского лидера «кремлевским мечтателем»… С восхищением, уважением и сомнением… Как известно, спустя годы он убедился, что был неправ. Время покажет.

 

текст: И. Колечкин  фото: И. Колечкин, Ю. Мукосеева

 

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: