Город в музее

Городской методический центр Департамента образования города Москвы совместно с Государственной Третьяковской галереей запускает новую рубрику под названием «С искусством на ты». В ней мы будем рассказывать вам о самых новых и интересных экспозициях Третьяковки, открывать секреты, «общения» с изобразительным искусством, чтобы оно было максимально приятным, полезным и интересным. «Москва не сразу строилась». Эту фразу знает чуть ли не каждый житель России. Даже если он не слышал ни одной песни Юрия Визбора и никогда не видел фильм «Москва слезам не верит». Российская столица действительно прошла долгий путь преображения от основания и до наших дней. Прошла через войны, сожжения, возрождения, смену доктрин и идеологий власти. В каком-то смысле справедливо будет сказать, что Москва строится до сих пор. И до конца января 2017 года у москвичей и гостей столицы есть возможность увидеть наглядное подтверждение визборовских слов. Государственная Третьяковская галерея открыла ряд выставок о Москве. Центральной является «Москва сквозь века». Сама по себе концепция выставки может показаться несложной: собрали произведения на одну достаточно узкую тему и расположили их в хронологическом порядке. Даже при таком простом описании выставка стоила бы посещения, но её куратор Маргарита Чижмак подошла к воплощению идеи куда более креативно.

Сохранив хронологию расположения картин, она сгруппировала их в тематические блоки с исчерпывающими названиями: «Московский кремль — сердце города» или «ХХ век. Городские голоса». К тому же часть произведений снабдили звуковым сопровождением, так что если вам вдруг покажется, что при взгляде на «Московский дворик» Василия Поленова вы слышите щебет птиц, то не переживайте — вам не кажется. Это результат трудов специалистов Третьяковки и Института звукового дизайна, призванный усилить эффект погружения в атмосферу картины. Погружение. Это очень хорошее слово для описания ощущений от выставки. Посетителю предоставляется уникальная возможность — находясь в одном здании, перемещаться по всей Москве, и не только в пространстве, но и на большие промежутки времени. Звучит как научная фантастика. Да и ощущается, честно сказать, тоже. Ведь с течением времени менялся не только сам город, но и художественные стили. Соседство слегка размытых видов «Новой Москвы» 30-х годов Юрия Пименова с заднего сиденья автомобиля и ломаных линий «Собора Василия Блаженного» Аристарха Лентулова, как будто написанного в кэрролловском «Зазеркалье», тривиальным не назовешь. «Москва сквозь века» погружает посетителя в совершенно иное пространство: город до боли родной и одновременно такой незнакомый.

Василий Поленов, «Московский дворик»

Неоспоримым плюсом тематических подборок является то, что уровень «подготовки» зрителя может быть любым. Обычно при посещении выставки работ какого-либо художника искусствоведы рекомендуют заранее почитать про стиль, в котором он работал, обозначить для себя некие общие черты его картин, которые можно будет найти непосредственно на месте, и так далее. «Москва сквозь века» работает на совершенно другом уровне и дарит уникальный опыт каждому гостю в зависимости от его «багажа».

 

«Выставка, демонстрирующая около девяноста произведений, сугубо составлена из произведений нашей коллекции. Хотелось подчеркнуть, что в Москве есть Третьяковская галерея, а в Третьяковской галерее есть своя Москва».

Маргарита Чижмак, куратор выставки, научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи

 

Знатокам искусства будут интересны сочетания работ разных художников, объединённых в тематические блоки. Те, кто хорошо знает Москву, смогут увидеть знакомые места в совершенно ином облике. Например, «Пушкинская площадь» Михаила Гуревича изображает памятник Александру Сергеевичу на непривычном для современников месте — противоположной стороне улицы, — где он и находился в 1937 году на момент написания картины. Или уже упомянутый «Московский дворик»: деревянные домики, трава, колодец. Подобные виды сегодня встретишь разве что в Подмосковье, и совершенно невозможно поверить, что художник изображал место, которое сейчас все знают, как Арбат. В общем, тут каждый найдет, чему удивиться и сможет узнать для себя что-то новое.

 

Юрий Пименов, «Новая Москва»

Аристарх Лентулов, «Собор Василия Блаженного»

«Значительность художественного процесса в стране определяют художники второго круга. Это те, кто, несмотря на художественное образование и талант, по тем или иным причинам не пробились на вершину. Их тысячи, и это потрясающий пласт культурного наследия. И мне кажется, что очарование выставки „Москва сквозь века“, в частности обеспечено тем, что в ней использовано множество работ художников, которых не все знают».

Валентина Моисеевна Бялик, старший научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи, член Ассоциации искусствоведов стран СНГ

 

Михаил Гуревич, «Пушкинская площадь»

Разберём на примере произведения Бориса Кустодиева «Московский трактир», как одну картину можно использовать для уроков по разным школьным дисциплинам. Учитель изобразительного искусства расскажет про стиль реализм, в котором написана картина. Отметит избыточность натюрморта, внимание к бытовым деталям, симметричную композицию, а также акцент на красном цвете. Историк поведает про эпоху, про то, что была такая профессия — извозчик, и что для них существовали специализированные трактиры. Обратит внимание на интересные детали — вроде подушек под кафтанами для защиты от холода и пинков ездоков. А культуролог ещё добавит ко всему вышеперечисленному про наличие на картине изображения иконы «Николая Чудотворца», который считался покровителем всех путников, расскажет о русском обычае пить чай из блюдец. Да и учителю литературы будет, где развернуться, — про извозчиков писало множество классиков — от Есенина до Некрасова.

Возможности для образования в рамках выставки практически безграничны. Проводить уроки в выставочных залах Третьяковки могут все московские учителя, и «Москва сквозь века» — ещё один замечательный повод вновь посетить любимую галерею. Учителям удобно будет сравнивать художественные направления и стили разных авторов благодаря единой тематике экспозиции, а школьники смогут увидеть, как изменялась столица с течением времени, быт, архитектуру и традиции ушедших веков. Кстати, галерея организует и экскурсии по городу по мотивам произведений экспозиции — отличный повод выбраться всем классом или семьей и совместить приятное с полезным!

Борис Кустодиев, «Московский трактир»

Второй выставкой в цикле о Москве является «Сохраненные святыни Москвы ушедшей». В небольшом зале собраны православные реликвии, спасенные из разрушенных храмов Москвы. Уникальным экспонатом является Напрестольное Евангелие, сохранившееся после разрушения Алексеевского монастыря. На его месте позже был построен Храм Христа Спасителя. Интересной деталью выставки является электронная интерактивная карта Москвы, на которой отмечены те места, где храмы находились до сноса, — еще один способ узнать, как выглядела Москва раньше. Третья выставка цикла — «Город и люди. Москва в графике ХХ века» — располагается в здании Новой Третьяковки в парке «Музеон». Основные ее акценты — послереволюционный период, Вторая мировая война и Оттепель. Графикой в живописи называют картины, написанные не на холсте, а на бумаге. Формат, техника и используемые материалы здесь не важны: главное — использовать бумагу. Зачастую это означает, что подобные картины пишутся очень быстро, иногда за пять минут, таким образом ярче отражая сиюминутную эмоцию художника. В графике куда проще передать личное отношение в рисунке. И на выставке это очень чувствуется.

Напрестольное Евангелие

Во время войны художник не мог себе позволить выйти на улицу с планшетом и рисовать с натуры — боялись бомбежек, да и в шпионаже могли обвинить. Татьяна Маврина делала наброски вслепую в кармане и уже дома заканчивала контуры и добавляла красок. Вероятно поэтому, несмотря на военное время, ее работы такие красочные: на них видна чуть ли не праздничная Москва. Так художница оставляла на бумаге свои воспоминания о Москве довоенной.

Татьяна Маврина. «Кадаши. Москва»

Экспозиция позволяет более детально изучить как внешние изменения города в ключевых эпохах ХХ века, так и эмоциональное состояние людей в городе.

Александр Дейнека, «Площадь Свердлова»

На картине Александра Дейнеки «Площадь Свердлова», написанной в сороковые годы, сероватый военный пейзаж с солдатами перед Большим театром и обязательными заградительными аэростатами в небе разбавлен неожиданно яркой розовой полосой — то ли рассвета, то ли заката — и цветовыми отблесками на самом здании театра. Этими небольшими штрихами художник передает внутреннее состояние веры в то, что все так или иначе закончится хорошо. А вот картинам периода оттепели свойственно, например, изображение открытого пространства. Исчезают границы, горизонт, даже картинная галерея изображена без стен и с перспективой «от потолка». Выставка очень хорошо дополняет и перекликается с «Москвой сквозь века», дарит возможность видеть и изучать столицу по-новому.

 

«Графика — это совершенно иной мир. Картину маслом понимают все. Ее можно подарить начальнику, можно купить на юбилей или просто полюбоваться или повесить репродукцию. Для графики уже нужно некое внутреннее чутье и знание. Графика гораздо камернее и уникальнее. Придя на эту выставку, зритель откроет дверку в своей душе, за которой прячутся какие-то совсем другие чувства: созерцательность, сопереживание эмоциям художника от того, как он выстроил композицию. Это совсем иной уровень эстетического удовольствия».

Валентина Моисеевна Бялик, старший научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи, член Ассоциации искусствоведов стран СНГ

 

Образовательный и просветительский потенциал выставок Третьяковской галереи безграничен. Он может и должен быть использован в полной мере московскими школами, детьми и родителями. Любить и знать свой город — одна из главных вещей, которые мы обязаны привить следующему поколению.

текст: Ю. Ким фото: Н. Арефьева

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: