Гениальность в простоте

Мы живем в эпоху современных технологий. Роботы, помогающие человеку, «умные» часы, отслеживающие геолокацию, сканер отпечатка пальца, узнающий своего хозяина, и, конечно, компьютерные игры, погружающие в виртуальную реальность. Сейчас сложно удивить геймеров красивой графикой или крутым звуком, а ведь когда-то самой инновационной игрой был… «Тетрис». Да-да, тот самый простой тетрис, который был неизменным атрибутом школьников 90-х. Удивительно, но и сегодня эта игра не теряет актуальности — она стала культовой хотя бы потому, что «знакомство» с ней переходит из поколения в поколение. «Школа. Москва» подготовила для вас самые интересные факты о «Тетрисе» и его создателе Алексее Пажитнове.

 

Вообще, в 1984 году было не до игр: Вычислительный центр Академии наук СССР занимался проблемами искусственного интеллекта и распознавания речи. Для того чтобы «обкатать» какие-то идеи для более глобальных компьютерных открытий, молодой сотрудник Алексей Пажитнов периодически создавал головоломки. Их было много даже для того времени, но прижилась только одна — «Тетрис».

 

 

«Я изобрел “Тетрис” для собственного удовольствия», — так говорит о своем детище программист. Изначально ему хотелось перенести в компьютерную реальность знаменитую в 60-е годы головоломку «Пентамино», добавив несколько усложнений: например, под действием силы тяжести аналогичные пятиквадратники меняли бы свое положение. Но допотопный компьютер «Электроника-60», на котором разрабатывалась головоломка, был слишком слабым для игры. Идею пришлось упростить — так квадратов стало четыре, а составленные из них фигуры падали только вниз.

 

Это удивительно, но «Тетрис» — первая игра, представленная другим странам и вывезенная из-за «железного занавеса». За это достижение Алексей Пажитнов получил квартиру и 286-й компьютер.

 

 

 

Права на «Тетрис» пытался присвоить импортер программного обеспечения из Венгрии Роберт Штайн. Пажитнов как-то встретился с ним в Москве и подарил ему игрушку, а предприимчивый венгр решил, что ее можно свободно издавать. Возможно, что о игре «Тетрис» и ее настоящем создателе никто бы и не узнал, если бы не пронырливые журналисты CBS. Они сделали развернутое интервью с Пажитновым, которое открыло миру лицо настоящего «отца» игры.

 

Сначала «Тетрис» не приносил никакого дохода своему создателю. Пажитнов и сейчас убежден, что современные игры «умирают», потому что люди играют в них бесплатно. «Люди не очень ценят то, что получают бесплатно. А если заплатили все-таки — ценят больше». Но «Тетрису» повезло: его издали как надо, хотя полную прибыль Пажитнов начал получать только с 1991 года, после эмиграции в США.

 

Никто и никогда не сможет выиграть в «Тетрис». Даже если игрок будет знать заранее все фигуры, которые упадут в строку, просчитать выигрышный алгоритм не представляется возможным. В общем, эта игра еще и развивает логическое мышление.

 

 

 

«Тетрис» попал в Книгу рекордов Гиннесса, правда, за сомнительное достижение: Фейз Чопдат получил срок за то, что играл в него на борту самолета. И все бы ничего, если бы он не проигнорировал просьбу бортпроводников прекратить игру. Виновник инцидента отсидел четыре месяца.

 

«Тетрис» стал чем-то наподобие движения субкультуры. Его поклонники устраивают соревнования, создают одежду с «тетрисными» принтами и даже играют… на домах. Голландские студенты Делфтского технического университета подошли к игре творчески: они поставили цветные лампы на подоконник каждой комнаты и стали включать их и гасить по мере продвижения в игре. Получилась имитация движения падающих блоков. Всего в этой акции приняли участие 15 этажей — по 10 комнат в каждом.

 

 

У Алексея Пажитнова есть мечта: сделать «Тетрис» виртуальным спортом. Пока что он сам признает эту затею невыполнимой: «Спорт всё-таки предполагает высокую конкурентность, а “Тетрис” — игра очень индивидуальная».

 

 

Стивен Спилберг, узнав, что перед ним создатель «Тетриса», попросил Пажитнова о своеобразной «услуге»: «А можно я до вас дотронусь?»

 

 

«Тетрис» «живет» не только в воспоминаниях: игра постоянно совершенствуется. Программисты придумывают что-то новое, стараясь не отходить от оригинальной концепции. Да это и невозможно — гениальность «Тетриса» в его простоте, именно она когда-то и потрясла мир. Эту игру можно смело назвать родоначальницей современных компьютерных головоломок, ведь её «сюжет» до сих пор занимает умы геймеров всех стран.

 

Вот так выглядела самая первая версия «Тетриса»

 

текст: В. Разводовская фото: www.flickr.com, voka.me, www.vladtime.ru

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: