Ать-два, левой!

Быть кадетом — трудно, но почетно
Высшее военное (да и вообще светское) образование в России зародилось в самом начале XVIII века — чуть более трехсот лет назад, и связано оно с Петром I. Царь-реформатор учредил в России первые военные школы, в частности Навигацкую, для которой в Москве выделили сторожевую башню на Сухаревской площади. Случилось это 27 января 1701 года. В царском указе значилось: «Учредить в Москве школу математических и навигацких, сиречь мореходных хитростью исскуств учения». Навигацкая школа стала первым в России светским высшим учебным заведением. Действующая в то время Славяно-Греко-Латинская Академия являлась учреждением духовным, в ней давали высшее образование будущим священнослужителям. К обучению в Школе принимались подростки от 12 до 20 лет всех сословий, кроме дворовых и крепостных крестьян. Особо нуждающихся даже брали на полное гособеспечение. Курс занятий состоял из трех ступеней (школ). В начальной отроков обучали чтению, письму, основам грамматики и арифметики. В цифровой (арифметической) школе — геометрии, началам алгебры, плоской и сферической тригонометрии, в высших (навигаторских) классах — математической географии, астрономии, геодезии, черчению и навигации.

За первые пятнадцать лет существования Навигацкая школа подготовила более 1200 человек. Наиболее известными её выпускниками стали мореплаватель Алексей Чириков, открывший северо-западную оконечность Америки, исследователь Арктики Дмитрий Лаптев, адмиралы Федор Головин и Наум Сенявин, историк Василий Татищев.

Учениками школы становились в основном «недоросли рейтарские и из духовного сословия», то есть дети военных и священников. В разное время их число в школе колебалось от 500 до 700 человек. Наиболее способных отправляли на практику за границу, а по возвращении подвергали строгому экзамену (чтобы не зря проедали казенные деньги). Нередко в качестве экзаменатора выступал сам царь Петр. Отличившихся в знаниях он назначал на военную и морскую службу офицерами, лентяев же самолично «обхаживал» здоровенной тростью. Петр строго следил, чтобы Навигацкая школа не знала недостатка в оборудовании и учебных пособиях. Для занятий он лично передал Школе большой медный глобус — подарок голландских купцов его отцу, царю Алексею Михайловичу. Сподвижник Петра Яков Брюс за свой счет оборудовал в Сухаревской башне, где располагались классы, обсерваторию с телескопами и астрономическими инструментами. Среди преподавателей Школы, кстати, числился Леонтий Магницкий — автор знаменитой «Арифметики», по которой свыше пятидесяти лет обучались все российские школяры (в том числе и первый русский академик Михайло Ломоносов). Выпускники старших классов уже считались морской гвардией (гардемаринами). За первые пятнадцать лет существования Навигацкая школа подготовила более 1200 человек. Наиболее известными её выпускниками стали мореплаватель Алексей Чириков, открывший северо-западную оконечность Америки, исследователь Арктики Дмитрий Лаптев, адмиралы Фёдор Головин и Наум Сенявин, историк Василий Татищев. Вскоре после Навигацкой была создана Артиллерийско-инженерная школа, а в 1703 году — Морская инженерная школа, в которой обучалось 100−150 человек. Вслед за ними высшие артиллерийские школы появились в Воронеже, Ревеле, Риге, Кронштадте, Сестрорецке. С середины XVIII века основными учебными заведениями по подготовке военных кадров становятся кадетские корпуса, которые создавались на базе военных школ. В 1732 году был создан Сухопутный шляхетский, в 1752 году — Морской, в 1762 году — Артиллерийский и инженерный, в 1802 году — Пажеский, а в 1812 году Топографический кадетские корпуса. Сухопутный шляхетский корпус был образован по именному указу царицы Анны Иоанновны. Его директором с 1794 по 1797 год был Михаил Кутузов. К середине следующего столетия в России было сформировано уже девятнадцать таких корпусов. В 60−70-х годах XIX века после милютинской военной реформы старшие классы кадетских корпусов преобразовали в военные училища (школы), а на базе младших были организованы военные прогимназии. Еще через двадцать лет при Александре III их вновь перименовали в кадетские корпуса. Для подготовки общевойсковых офицеров тогда же сформировали семнадцать юнкерских училищ с облегченной программой. К началу XX века в России действовал уже 31 кадетский корпус. В Санкт-Петербурге имелось шесть кадетских корпусов: четыре общевойсковых, Морской и Пажеский. В Москве — три: 1-й Московский Императрицы Екатерины Великой (1778 год), 2-й Московский Императора Николая I (1849 год) и 3-й Московский Императора Александра II (1868 год). В каждом корпусе обучалось от 500 до 1000 мальчиков. Все воспитанники находились на полном гособеспечении.

Кадетом мог стать любой желающий: кроме штатных воспитанников, в корпусах учились и вольноопределяющиеся, но уже за свой счет. А удовольствие побыть кадетом стоило в год от 200 до 500 рублей (немалые по тому времени деньги). Кадеты изучали Закон Божий, иностранные языки (французский и немецкий), русскую словесность, математику, историю, географию, естественные науки, астрономию, право, экономику, фортификацию, рисование. Обязательными предметами были ручной труд, музыка, танцы, пение, плавание, фехтование и стрельба. Кормили воспитанников четыре раза в день. Утром, до занятий, — кружка сладкого чая и свежая булка, в 11 часов — завтрак: мясо с подливой или сосиски, молоко, сыр, масло, хлеб. Обед состоял из целых шести блюд: борщ, суп или уха, на второе — рыба, мясо жареное или вареное, пироги с гречневой кашей, расстегаи с рыбой (на кадетском жаргоне — «пироги с мертвецами»), на третье — компот, кисель, печенье и пирожные. Вечером, незадолго до сна, кадеты снова пили чай с булкой и маслом. В начале ХХ века звание «Отца всех кадет» получил Великий князь Константин Константинович Романов, известный также как поэт «К.Р.». С 1900 по 1915 год он заведовал всеми военными учебными заведениями Российской Империи и многое сделал для кадетских корпусов. За два с лишним века кадеты дали миру немало выдающихся людей: полководцев Петра Румянцева и Алексея Брусилова, декабристов Павла Пестеля и Кондратия Рылеева, адмиралов Фёдора Ушакова и Павла Нахимова, писателей Владимира Даля и Александра Куприна, поэтов Фёдора Тютчева и Семёна Надсона, композиторов Николая Римского-Корсакова, Сергея Рахманинова и Александра Скрябина, художника-баталиста Василия Верещагина, хирурга Ивана Сеченова, конструктора-оружейника Сергея Мосина и многих других.

После революции 1917 года система кадетского образования в России была практически уничтожена. Три корпуса генералу Врангелю удалось вывезти в Югославию, где они функционировали вплоть до 1944 года. В конце Великой Отечественной войны, в августе 1943 года, в СССР вновь появились военные школы — суворовские и нахимовские училища. В них принимали мальчиков с девяти лет — детей погибших на войне офицеров, матросов и солдат. Позднее в училища стали брать уже всех желающих, причем существовала даже конкуренция среди родителей, мечтающих пристроить туда своих отпрысков, — настолько учиться в них было престижно. Выпускники училищ могли поступить вне конкурса практически в любое высшее военное заведение страны. Аттестат суворовца или нахимовца открывал блестящие перспективы для офицерской карьеры. Возрождение российских кадетских корпусов произошло в середине 1990-х годов. Первыми стали Новочеркасская и Новосибирская школы, открытые на базе прежних детских домов. В 1997 году вышло постановление Правительства РФ, регулирующее правила приема в кадетские учебные заведения.

текст: И. Сергеев фото предоставлены пресс-службой ДОГМ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: